Законопроект Мустафы Найема о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных положений о противодействии коррупции вызвал в сети нешуточные споры. Все началось с подачи главы антикоррупционного комитета ВР Егора Соболева, которому данный проект крайне не понравился.
В частности, нардеп в пух и прах раскритиковал норму об определении близких лиц.
"Добавляется требование проживать с ними 183 дня в год. Это откровенное мошенничество, которое ставит невыполнимое требование перед детективами НАБУ, которые должны доказывать факты незаконного обогащения семей клептократов, где очень часто все "переписывают" на жен", - написал Соболев на своей странице в Facebook. - При такой формулировке и "прокурор АТО" Кулик, и председатель Национальной комиссии по регулированию энергетики Вовк, у чьих любимых за последние два года появилось много имущества, смогут легко сказать: "А я в прошлом году прожил со своей девушкой 182 дня. Был в командировках или жил у родителей. И теперь попробуйте доказать обратное".
Мустафа Найем, в свою очередь, утверждает, что Егор Соболев просто не разобрался, и настаивает: предложенные изменения в закон не упрощают, а усложняют жизнь коррупционерам, поскольку законопроект "расширяет понятие членов семьи по сравнению с существующим толкованием".
Кто же здесь прав, а кто – не очень? "КП" в Украине" разбиралась вместе с юристом.
- Авторы нового законопроекта действительно пытались расширить перечень субъектов в отношение которых заполняются сведения в декларации, уточнив, что для определдения совместного быта достаточно 6 месяцев совместного проживания в течение года, - разъясняет юрист Андрей Вигиринский. – Однако на практике эта норма фактически бесполезна, поскольку возникает вопрос: кто и каким образом это будет считать? Откровенная глупость, ведь подобный контроль за личной жизнью попросту невозможен, разве что в отношении того, за кем целый год следили!
Также интересны изменения в статье 46 об информации, которая указывается в декларации. В частности, сказано, что сведения в декларации указываются в случае, "если размер соответствующего расхода (предмета сделки) превышает 50 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года".
- Новым законопроектом предлагается добавить в скобках слова "предмет сделки", и это многое меняет, - разъясняет юрист. - Раньше речь шла о том что сума оплаты должна превышать 50 зарплат, а теперь речь идет о предмете. Возникает вопрос: кто будет оценивать рыночную стоимость предмета сделки? Например, человек укажет, что купил машину, условно говоря, за "49 минимальных зарплат", а при проверке ее оценят в 51 зарплату. И что? Человека будут привлекать к ответственности на том основании, что он купил дешевле то, что стоило дороже? И как собираются доказывать, что человек заплатил больше? Очевидно, что эта норма будет нацелена на конкретных лиц, в отношении которых у "борцов с коррупцией" имеется инсайд".