Кто еще не осознал, уже может не волноваться. Третий Майдан, о котором в субботу начали было трубить соцсети, потух. Благодаря личному вмешательству генпрокурора, который освободил от ареста бывшего начальника штаба батальона "Айдар" Валентина Лихолита, погасив тем самым вспыхнувшие страсти.
Юристы по-разному оценивают поступок Юрия Луценко, как и перспективы уголовного производства против "Бати", у которого много как влиятельных защитников, так и врагов.
"Воевал храбро, но это - не индульгенция"
Напомним, Лихолита задержали по подозрению в организации вооруженной группировки, разбое, похищении людей, вымогательстве. Обвинения крайне серьезные, тянут на 15 лет. Поэтому арест был бы закономерной мерой - с точки зрения Уголовного кодекса. Но общество опять оказалось перед вопросом, который все время ставит необъявленная на востоке Украины война: можно ли называть героев преступниками и прощать им то, что непростительно другим?
Подозрения Лихолиту были предъявлены по заявлению мэра Северодонецка Валентина Казакова, которого народный депутат Егор Соболев назвал лидером сепаратистов местного уровня. Оценка личностная, поскольку уголовного дела против Казакова нет, но все же она сыграла свою роль в волне гнева, которую поднял арест Лихолита. Как помнит читатель, в центре Киева уже разворачивали палатки, готовили костры из шин, активисты озвучили требования к власти. Но обошлось.
- Когда мы вывозили "Батю" после того, как суд отдал его на поруки, на нас напали люди Сергея Мельничука, - рассказал "КП" в Украине" народный депутат Игорь Мосийчук. - Их было около 15 человек - с ножами. Пытались нас порезать, пробили шины. Но сейчас Лихолит уже в безопасности.
Он живет в Киеве у своих друзей и собирается дисциплинированно сотрудничать со следствием.
Нардеп Сергей Мельничук - бывший командир "Айдара", давний и ярый противник Лихолита.
Любопытно, что ему прокуратура также инкриминирует и создание преступной группировки, и похищение людей, и нападения. Правда, делу все никак не дают ход. Игорь Мосийчук считает, что Мельничука "отмазывают" его покровители, которые также будут всячески вредить "Бате". Вот такие запутанные, получается, были в "Айдаре" дела.
Кстати, Лихолит, как и многие другие, давно ушел из батальона. Перевелся служить в 72-ю бригаду, где и был задержан военной прокуратурой.
- Это дело однозначно будут по-разному использовать в своих интересах и та, и другая стороны, - поделился с "КП" в Украине" бывший боец "Айдара" Максим Козуб. - Мельничук будет стараться повесить на "Батю" все, что было и чего не было. У Лихолита были свои уголовные "хвосты", но думаю, что лично он людей не похищал. А воевал очень хорошо. Хотя это - не индульгенция. Призываю об этом помнить, прежде чем звать в "священный бой против власти, которая прессует героев".
В прошлом много накопилось
В то время как вокруг Валентина Лихолита был поднят шум, практически в тени остался другой задержанный бывший "айдаровец" - Игорь Радченко, он же "Роман Романыч", или "Рубеж". Между тем люди, знающие историю "Айдара", считают, что эта фигура куда более весомая.
"Папочка в СБУ на "Рубежа" лежит еще с 1990-х годов, когда он был адвокатом криминальных группировок, - написала в Фейсбуке известный волонтер Ольга Решетилва. - Но природная хитрость и крыша позволяли ему до сих пор быть на свободе. Не исключено, что вытащат его и сейчас".
Волонтер не скрывает своего отношения к "Бате" и "Рубежу":
- Знаю, как вывозили в лес сотрудника СТО, когда им не понравилось, как отремонтировали машину. Знаю, что отбирали ценности у людей, которых считали "сепарами", - поделилась с "КП" в Украине" Ольга. - Лихолит действительно мужественно воевал. Но я уверена, что он был замешан в криминальных схемах "Рубежа", в том числе в организации контрабандных потоков.
По разным источникам, по деятельности "Айдара" за 2014-2015 годы военными прокурорами открыто от 20 до 100 уголовных производств. В прошлом батальона много моментов, которые нужно расследовать, уверена Решетилова. В том числе и смерть бойца Дмитрия Шабрецкого, которую изучали спустя рукава и в итоге посчитали самоубийством. Родные погибшего пологают, что к трагедии имеет непосредственное отношение "Рубеж".
Недавно адвокату семьи Евгении Закревской удалось обжаловать в суде закрытие уголовного дела. Другой вопрос, как будет вестись расследование, если генеральный прокурор лично вмешался в процесс, выступив фактически на стороне защиты.
Опасный прецедент
Появление в суде по банальному, в общем-то, уголовному производству самого главы ГПУ - это уже прецедент. Острые языки подметили, что Луценко сел не рядом со своими представителями обвинения, а напротив них. То есть как бы одновременно противопоставил себя им и одновременно их подставил. Вместе с главным военным прокурором Анатолием Матиосом (поговаривают, что у него с шефом еще раньше назрел конфликт). Более того, Луценко не скрывал, что за "Батю" переживает лично президент, с которым он встречался перед тем, как сказать свое слово.
Безусловно, если бы на Майдане в это время не шумели "айдаровцы", шантажируя кострами и переворотами, вряд ли такие слова прозвучали из уст генпрокурора. Но получилось то, что получилось. Во-первых, генпрокурор сдался перед натиском толпы, уступив ей силу закона. Во-вторых, показал, что он также зависим от власти, как и его предшественники.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
|
Кирилл КУЛИКОВ, бывший глава украинского Интерпола:
- Как друг Луценко, я догадываюсь, как тяжело далось ему это решение. С другой стороны, он принял сторону штурмовиков - людей, чей статус находится под вопросом. Закон должен быть одинаков для всех. У нас нет военного положения, значит, и не может быть законов военного времени, которые позволяют, например, отбирать для армии автомобили.
|
Николай ГОЛОМША, экс-первый замгенпрокурора:
- Плохо, что за все это время ГПУ, МВД, другие службы не смогли создать указ по правовому режиму в особенный период. В котором бы прописали определенные правила. Поведение Луценко как раз является адекватным ответом на отсутствие такого документа. И оно оправдано. Главное, что генеральному прокурору удалось снять напряжение и вернуть обстановку в правовое русло. А вообще в Украине нужно восстановить военные суды, которые рассматривали бы дела армейцев и добровольцев.
|
Галина КЛИМОВИЧ, бывший старший следователь по особо важным делам ГПУ:
- Мы оказались перед фактом очевидного и брутального вмешательства в работу суда как со стороны Луценко, так и со стороны улицы. И это на самом деле ужасно. Создав такой прецедент, общество становится перед опасностью абсолютного беззакония и "уличного" судейства, с помощью которого можно будет сломать любое дело и избежать ответственности самым кровавым преступникам.
КСТАТИ
Кто обвиняет Батю "Айдара" в разбое: темные пятна в биографиях Мельничука и Казакова
Мэр Северодонецка поддерживал незаконный референдум
Биография Казакова неоднозначна. Он возглавил Северодонецк еще при Викторе Януковиче в 2010 году, будучи членом "Партии регионов". И это первое пятно. В соцсетях Казакова называют "идейным сепаратистом", "идеологом русской весны" и одним из главных организаторов незаконного референдума 11 мая. О необходимости его проведения, а также введении второго государственного языка, Казаков говорил в одном из интервью в апреле 2014 года.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
"Миллионный" прокурор Кулик лишился должности
Суд отстранил его от обязанности главного законника в АТО.
Соломенский районный суд Киева принял решение отстранить Константина Кулика от должности прокурора АТО.
Напомним, при обысках детективы НАБУ нашли у Кулика состояние, которое оценивается в миллионы. Элитные автомобили, квартиры, активы были записаны на его гражданскую жену и таким образом спрятаны от декларации.
Прокуратура ходатайствует о круглосуточном аресте прокурора. Дело открыто по незаконному обогащению.