Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Годовщина трагедии 2 мая в Одессе: ни виновных, ни суда, ни ремонта

Годовщина трагедии 2 мая в Одессе: ни виновных, ни суда, ни ремонта
Фото: У входа в Дом профсоюзов поджигали плакаты и палатки. Фото: Архив «КП»

Даже спустя год после одесской трагедии 2 мая, которую совсем недавно официально объявили днем скорби, вопросов о тех событиях остается больше, чем ответов. Расследование столкновения между активистами Антимайдана и проукраинскими активистами, которое привело к пожару в Доме профсоюзов и гибели 48 человек, до сих пор не завершено. Ни один участник побоища не понес пока ответственности, суды над подозреваемыми то и дело переносят, а сгоревший Дом профсоюзов еще не начали восстанавливать. Специалисты, занимающиеся расследованием событий 2 мая в Одессе, уверены, что судебные тяжбы могут продлиться несколько лет.

Дело 22 подозреваемых спустя год вернули на доработку

Буквально на днях Малиновский райсуд Одессы в очередной раз вернул на доработку обвинительные акты по делу в Генеральную прокуратуру. Служители Фемиды пошли навстречу защитникам, которые утверждают, что в документе не хватает деталей и фактов, которые указывали бы на причастность к преступлению 22 подозреваемых. В то же время в Генпрокуратуре предполагают, что защитники умышленно затягивают процесс.

Представитель ведомства уверен, что обвинительный акт составлен верно. А адвокаты, по его мнению, никак не определятся с единой линией защиты, к тому же им нужна шумиха в прессе.

- Если защита считает, что обвинение не содержит какой-то конкретики в данном уголовном производстве, тогда пускай суд дает оценку действиям указанных лиц и принимает решение в соответствии с действующим законодательством, - заявил процессуальный руководитель в уголовном производстве Александр Бабин.

О том, что быстро расследование не завершится, говорят и общественники. 

- Есть два варианта разрешения этой ситуации, - рассуждает эксперт группы по независимому журналистскому расследованию событий Сергей Дибров. - Либо все быстро завершится сделкой обвиняемых со следствием, либо кульминацию будут оттягивать до последнего.  

Спустя год после трагедии ситуация выглядит так. Задержаны 22 подозреваемых, присутствовавших при перестрелке на Греческой. Еще 13 активистов - в розыске. Установить личности главных фигурантов беспорядков на Куликовом поле следствию пока не удалось. Практически все задержанные - антимайдановцы. Их обвиняют в организации и участии в массовых беспорядках, им грозит от 8 до 15 лет лишения свободы. 11 задержанных на данный момент пребывают в СИЗО, остальные - под домашним арестом. Единственного представителя Евромайдана подозревают в убийстве антимайдановца Евгения Лосинского и в покушении на жизнь милиционера. Охотничье ружье, из которого был произведен смертельный выстрел, у подозреваемого было конфисковано, сам мужчина полгода находился под домашним арестом. Дело передано в Приморский райсуд Одессы, но с датой заседания никак не определятся. 

Главные виновники на свободе

Официально виновниками трагедии были признаны экс-замначальника областной милиции Дмитрий Фучеджи и бывший руководитель регионального ГСЧС Владимир Боделан. Первому Генпрокуратура инкриминирует отсутствие координации действий правоохранителей, благодаря которой можно было бы предотвратить трагические последствия. 

- Фучеджи также превысил свои полномочия на следующий день после ЧП, когда выпустил из СИЗО более 60 человек, задержанных 2 мая, - уточняют в пресс-службе ведомства.

Местных пожарных обвиняют в том, что спасатели слишком долго добирались к Дому профсоюзов, хотя их пункт находится в 5 минутах езды. Между первым звонком на линию "101" и прибытием спасателей на место пожара прошел почти час. На время расследования главного спасателя отстранили от работы. Впрочем, в итоге суд признал Владимира Боделана невиновным. А вот руководство ГСЧС отказалось продлевать контракт с Боделаном. Сейчас Владимир Боделан намеревается добиться возвращения на службу.

А экс-глава облМВД Дмитрий Фучеджи, оперативно уйдя в отставку, покинул пределы Украины. Уехал в Приднестровье и перестал контактировать с украинскими коллегами. В то же время Фучеджи в Украине является фигурантом нескольких уголовных дел. Следствие называет его главным организатором майских беспорядков и фигурантом захвата здания горуправления милиции. 

Первая масштабная драка началась на Греческой - в центре Одессы. Фото: Архив "КП"

Роковое стечение обстоятельств?

За этот год чиновники и политики разного ранга неоднократно озвучивали версии произошедшего и заявляли, что виновные будут найдены и наказаны. Однако видимую попытку установить правду предприняли только одесские общественники (журналисты и эксперты), которые объединились в "Группу 2 мая" для проведения независимого расследования. Группа сумела восстановить хронологию событий и сделать конкретные выводы. 

Пожалуй, основной вывод сводится к тому, что случившееся в Доме проф­союзов не было заранее спланировано и произошло по стечению обстоятельств. 

- Мы не обнаружили никаких признаков, свидетельств и доказательств того, что гибель людей на Куликовом Поле была кем-то заранее спланирована. Это произошло из-за сплетения интересов, интриг и амбиций нескольких групп, - поясняет Сергей Дибров.

По его словам, в тот день было множество так называемых развилок, при которых ситуация могла измениться и пойти совсем другим путем. Например, если бы люди с Куликова Поля не пошли в здание, а просто ушли с площади, жертв можно было бы избежать. Как и при варианте, если бы руководство милиции привело в действие план "Волна", направленный на пресечение беспорядков. Впрочем, члены экспертно-журналистской группы считают, что винить во всем экс-правоохранителя Дмитрия Фучеджи не стоит, так как никакого заговора в рядах милиции 2 мая не было. 

- Он явно стремился, чтобы обошлось без жертв. Когда ситуация вышла из-под контроля, экс-замначальника милиции находился в самом пекле и даже был ранен, - подчеркнул общественник.

Заинтересованной стороной Дибров называет тогдашнего губернатора Владимира Немировского. 

- Его интерес состоял в том, чтобы освободить Куликово Поле от антимайдановцев и хотя бы создать видимость того, что ситуация в городе находится под контролем, - заявил общественник. 

Справка "КП"

Столкновения 2 мая начались в центре Одессы - на Греческой площади. Активисты проукраинских организаций и футбольные болельщики намеревались провести Марш единства Украины. Навстречу им выдвинулись антимайдановцы. В ход пошли и зажигательные смеси, и биты, и огнестрельное оружие, от ранений погибли 6 человек. Проукраинские активисты оттеснили противника к месту сбора Антимайдана - на Куликово Поле. Часть пророссийских активистов, чтобы спрятаться, забаррикадировалась в Доме профсоюзов. Противоборствующие стороны бросали друг в друга зажигательные смеси, что и привело к пожару. От огня и дыма в здании погибли еще 42 человека.

КСТАТИ

Дом профсоюзов так и не восстановили

Здание, ставшее символом трагедии 2 мая, так и остается в плачевном состоянии. Окна выбиты, стены закопчены, мебель сгорела, а запах гари до сих пор чувствуется во всем помещении. Глава Федерации профсоюзов Одесской области Вячеслав Буратынский говорит, что сейчас работает только правая и левая части здания, где в основном находятся офисы областных комитетов профсоюзов.

- Арендаторы, которые были у нас до пожара, съехали. Из частных офисов остались буквально единицы, - уточнил он.

Приступить к ремонту центральной части дома пока запрещают правоохранители.

- Они не объясняют, почему, хотя я сомневаюсь, что там сейчас еще что-то можно найти, связанное с трагедией, - говорит глава профсоюзов.

Минимальная сумма, которая необходима для того, чтобы привести здание в функциональное состояние, составляет порядка 7 млн грн. Если же говорить о полном его восстановлении как памятника архитектуры, то денег понадобится в несколько раз больше. 

Родственники погибших: кто смирился, кто ведет собственное расследование

Евгений Лосинский с отцом. Фото: Соцсети

Убийцу реконструктора отпустили 

59-летнему одесситу Луке Лосинскому, потерявшему сына Евгения во время массовых беспорядков, удалось вычислить потенциального убийцу. Мужчина говорит, что подозреваемого опознали по видео. Его задержали сразу после событий, открыли уголовное производство по статье "Умышленное убийство", а через пару недель в милиции заявили: доказательств недостаточно, чтобы удерживать подозреваемого. До суда дело так и не дошло. 

- Время не лечит боль нашей семьи, - говорит Лука. - Просто боль стала другой: тупой и постоянно рвущей душу. Я потерял не просто сына, а верного друга.

Евгений не был активистом - на митинги не ходил, в палатках у Дома профсоюзов не находился. Но 2 мая решил дать отпор тем, кто решил исказить историю.

Женя любил жизнь, был блестящим программистом, увлекался исторической реконструкцией, дайвингом, конным спортом, изучал историю Великой Отечественной. 

Тяжелые огнестрельные ранения, полученные в стычке, оказались смертельными. Уже после деньги, собранные на лечение Евгения, семья потратила на нужды больницы, где спасали одессита.

- Я верю, что душа моего сына витает где-то рядом, - говорит отец. - Женя бы одобрил... 

Вадим Негатуров. Фото: Соцсети

В память о поэте выпустили книгу 

55-летний Вадим Негатуров также скончался в реанимации. Мужчина оказался в пылающем Доме профсоюзов и, задыхаясь от дыма, выпрыгнул из окна. Последнее, что он сказал родным по телефону, было: "Все нормально, я внутри, икона у меня в руках". 

У Вадима остались брат, старенькая мать и три дочки. Негатуров был участником Литературного объединения им. Ивана Домрина и членом Питерской академии русской словесности и изящных искусств. К годовщине смерти поэта родственники выпустили сборник Вадима, куда вошли все написанные им стихи.

- Вадик любил Одессу, гордился тем, что родился в благословенном городе, - говорит брат погибшего Александр. - В его произведениях - много чисто одесского колорита. К примеру, он писал о городе: "И как сказал мой друг, что жил полдня в Париже: "Одесса - пуп земли! Париж гораздо ниже…". 

Родные не стали писать заявления в правоохранительные органы и добиваться, чтобы преступников наказали. Его брат признается: гораздо важнее, чтобы люди осознали: страна - это одна семья. 

- Я не понимаю, как мы можем делить то, что не было создано нами, - говорит Александр. - Мы все должны начать с себя, смириться и научиться понимать друг друга. Даже если рядом есть люди, чьи взгляды мы не разделяем, просто не по-человечески танцевать на поминках их матерей.