Загрузить еще

Правильная региональная политика уже дала реальные результаты

Правильная региональная политика уже дала реальные результаты
Фото: Киевляне оставляют на сайте КГГА тысячи обращений. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

Ближе к людям

Украине нужна эффективная региональная политика, и с этим не поспоришь. Именно она, являясь важным условием реальной демократии, очерчивает, каким именно образом люди и власть на местах могут работать и решать различные проблемы.

- Региональная политика определяет развитие региона - то есть всех входящих в него населенных пунктов, - пояснил "КП" заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Владимир Сальдо. - Чем ближе она к интересам людей, чем больше волнующих их вопросов решается властью, тем эта политика эффективнее. В Украине эта сложная система отношений уже постепенно выстраивается, и в ее основе главное, ключевое звено - человек и его потребности. Возможность получить ту или иную услугу быстрее и качественнее, возможность высказать свое мнение и понимать, что оно будет услышано и учтено, сопричастность ко многим процессам, происходящим в твоем населенном пункте, - все это и есть составляющие региональной политики.

Конкуренция как стимул для развития

По словам парламентария, в этом направлении сделано уже достаточно много. Во-первых, возвращена мажоритарная система выборов. Люди избирают конкретного человека своим представителем в совете, и он уже отвечает за свою работу в первую очередь не перед партией, а перед избирателями. 

Во-вторых, президент создал и регулярно собирает Совет регионов - консультативно-совещательный орган, в который входят представители всех областей Украины. Совет реально занимается вопросами сбалансированного социально-экономического развития областей, проблемами улучшения инвестиционной привлекательности на местах, изучает лучшие практики (развития, управления, связей с общественностью и т.д.) и способствует их претворению в жизнь.

- Между регионами существует определенная конкуренция, и это - вполне нормальное явление, - продолжает народный депутат. - Они конкурируют в привлечении инвестиций, туристов, в наполняемости бюджета, в более эффективном использовании собственных ресурсов, и это соперничество является стимулом для развития. В последние годы в нашей стране стало проводиться немало социологических исследований о возможностях регионов, благодаря чему появились региональные рейтинги. Они всегда интересны, потому что раскрывают и реальную ситуацию, и подчеркивают потенциал. Такой подход, рейтинговая оценка, - очень правильный.

Теория и практика

Привлечение общественности к решению тех или иных вопросов для многих украинцев кажется чистой теорией. Между тем эксперты уверены, что влияние людей на решения власти может и должно быть реальным.

- Власть как публичная институция должна создавать условия для работы с общественностью, и она это делает, - уверен Владимир Сальдо. - В органах государственной власти, в том числе на местах, в органах местного самоуправления созданы общественные советы, в которые входят представители общественных, профессиональных, благотворительных организаций, представители бизнеса. И они реально влияют на проекты и решения.

Справедливости ради надо сказать, что активны эти организации не всегда, а в основном когда дело касается резонансных вопросов - повышения тарифов, спорных застроек, негодования граждан по поводу действий или бездействия местных властей. Чтобы ситуация изменилась, говорит эксперт, необходимо развивать гражданское общество, а это процесс длительный и непростой. И пока наше гражданское общество находится в стадии становления.

Здесь надо сказать, что о влиянии общественности на жизнь родного региона Владимир Сальдо знает не понаслышке, ведь с 2002 по 2012 годы он работал мэром Херсона. Среди результатов его первой каденции - открытие регистрационной палаты для предпринимателей, реконструкции улиц, дорог, памятников и домов, капремонты мостов, но, наверное, самое главное - утверждение Устава общины областного центра.

- Устав общины - это документ, регламентирующий правила жизни для всего города, - поясняет Владимир Васильевич. - И в нем в том числе прописаны правила проведения общественных собраний по важным общегородским вопросам и участия в них представителей власти. Четко указано, как протоколируется мнение людей, как утверждается решение общественности и каким образом потом обеспечивается его исполнение. Так что жители города имеют вполне реальное влияние на городской совет, ведь много вопросов, обсуждаемых таким образом, принимались именно с учетом общественного мнения.

Главное - не мешать! 

С влиянием общественности на местную власть разобрались, а может ли помочь общественность в повышении инвестиционной привлекательности регионов? На первый взгляд, это уж совсем из разряда фантастики, но Владимир Сальдо уверяет: может!

- И главная помощь здесь заключается в том, чтобы не мешать! Правильный инвестор любит тишину и покой. И он будет вкладывать деньги в развитие инфраструктуры региона, если его жители будут руководствоваться здравым смыслом, а не одним лишь желанием привлечь внимание к себе и к своим проблемам. Если люди будут учитывать необходимость развития, думать о завтрашнем дне, о перспективах. Нужно понимать, что правильная региональная политика не возникает сама по себе, а формируется людьми.

Наивысшую оценку независимых экспертов в сфере открытости власти получил Ивано-Франковский городской совет. Фото: wikimapia.org. 

Генпланы станут открытыми и публичными

Между тем о тишине и покое действительно часто приходится забывать. Пикеты против очередной застройки не редкость и в столице, и в других городах. И тут возникает закономерный вопрос: привлекается ли общественность к обсуждению планов застройки? 

- В Законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности" предусмотрены правила, по которым застройщик обязан проводить общественные слушания по поводу проектируемых объектов, - говорит Владимир Сальдо. - И если это делать грамотно, никаких пикетов не будет. Протесты возникают прежде всего там, где нет прозрачных проектов развития территории, и в результате архитекторы вступают в противоречие с жителями, власти - с владельцами уже существующих объектов и т.д.

В то же время, согласно закону, местные власти должны организовать работу по разработке и утверждению общего пакета градостроительных документов. В него входят генеральный план, зонирование и детальные планы территорий.

- Важно понимать, что составление генплана - это огромная и длительная работа, которую проводят архитекторы, инженеры, проектные институты, - продолжает зампредеседателя профильного комитета. - При этом генплан создается не навечно. Это живой документ, и, как правило, каждые 10-15 лет в него надо вносить коррективы. Потребности людей меняются, и это должно находить отражение в соответствующих проектах.

Простой пример - многочисленные торговые центры, супер- и гипермаркеты, без которых мы еще совсем недавно прекрасно обходились, а сегодня уже не представляем свою жизнь. 

Кстати, уже совсем скоро генпланы всех населенных пунктов Украины появятся в открытом доступе. Вице-премьер Украины Александр Вилкул поручил снять гриф "для служебного пользования" с картографической основы для разработки генеральных планов населенных пунктов Украины и обнародовать уже существующие генпланы.

- Правительство поставило задачу сделать генпланы открытыми и публичными документами, чтобы с ними мог ознакомиться каждый инвестор и каждый житель, - отметил Вилкул, добавив, что месяц назад началась работа по составлению градостроительного кадастра. Задача местных органов власти - разместить генпланы в свободном доступе на веб-сайтах, и на сегодняшний день это сделали уже 74 населенных пункта. 

Также вице-премьер напомнил, что на сегодняшний день в Украине насчитывается порядка 30 тыс. населенных пунктов, из которых 70% уже имеют генеральные планы. Вместе с тем в 5 тыс. населенных пунктов, преимущественно в сельской местности, градостроительная документация отсутствует, что ведет к хаотичным застройкам.

Возможности плюс человеческий капитал

И отечественные, и зарубежные эксперты единодушны: здравая региональная стратегия - это именно то, что сейчас крайне необходимо Украине. У нас есть прекрасный потенциал и возможности, а региональная политика - это в том числе и человеческий капитал. Нужно создать для людей комфортные условия жизни, дать им возможность построить инфраструктуру, получить хорошее образование, доступ к финансам для открытия и ведения бизнеса. 

Эксперты напоминают, что европейская региональная политика стала одним из наибольших успехов Евросоюза, ведь она помогла изменить к лучшему ситуацию в странах - членах объединения. Это касается не только большой финансовой поддержки, но и смены философии регионального развития. У людей появились новые шансы и возможности, а конкурентоспособность регионов выросла. 

Не секрет, что сегодня немало наших сограждан едут работать за границу. И правильная региональная политика способна переломить этот тренд, дать будущим поколениям новые возможности и содействовать устойчивому развитию страны в целом. 

Скоро контактные центры будут во всех регионах. Фото: Артем Слипачук. 

ВАЖНО 

Законом "О социальном диалоге в Украине" от 23 декабря 2010 года созданы возможности для достижения общих договоренностей, принятия согласованных решений сторонами социального диалога, представляющих интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам формирования реализации государственной политики регулирования трудовых, социальных, экономических отношений. 

Активно выполняется Постановление Кабинета министров Украины от 12 октября 2011 года "Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка". В рамках программ развития самоуправления предусматриваются финансовые ресурсы для проведения публичных консультаций с общественностью, изучения общественного мнения, проведения конкурсов социальных проектов среди общественных структур, а также создания ресурсных центров общественных инициатив.

Состав общественных советов на уровне центральных органов исполнительной власти*,

представители общественных организаций - 39%

представители профессиональных и деловых ассоциаций - 32%

представители благотворительных организаций - 7%

* по состоянию на сентябрь 2013-го. 

СПРАВКА "КП"

По данным Министерства юстиции Украины, до 20% территориальных общин в Украине имеют собственные уставы. Это означает, что порядка 80% населения государства имеет недостаточные возможности для легитимного участия в управлении и осуществлении общественного контроля над деятельностью органов власти. Составление и принятие уставов территориальных общин - задача власти в рамках проведения административно-территориальной реформы и реализации инициатив президента Виктора Януковича.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Президент Виктор Янукович поручил всем регионам создать контактные центры и организовать системы контроля за рассмотрением обращений граждан. Киев в этом плане является флагманом среди регионов Украины - "Контактный центр 15-51" существует здесь давно, и его работа признана киевлянами как весьма результативная. 

КСТАТИ

Органы центральной и местной власти активно привлекают к своей работе членов общественных советов, институты гражданского общества. В регионах страны последовательно реализуются инициативы президента Виктора Януковича, направленные на демократизацию общественно-политической жизни страны. 

По состоянию на 2013 год сформировано:

- 27 (то есть 100%) общественных советов на уровне облгосадминистраций, Совета Министров АР Крым, Киевской и Севастопольской горгосадминистраций; 

- 487 (то есть 99,6%) общественных советов на уровне районных госадминистраций, 

- 14 (то есть 100%) общественных советов на уровне районных госадминистраций в городах Киеве и Севастополе. 

Фундаментом для работы общественных советов и оптимизации способа их образования стало Постановление Кабинета министров Украины от 3 ноября 2010 г. №996 "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики". В структуре общественных советов представлены активисты различных институтов гражданского общества - от профсоюзов и ветеранских организаций до независимых аналитических структур.

Протесты возникают там, где нет прозрачных проектов развития территории. Фото: Максим ЛЮКОВ. 

ТОЛЬКО   ЦИФРЫ

* Если на уровне центральных органов исполнительной власти представители общественных организаций составляют 39% членов общественных советов (см. Инфографику), то на уровне облгосадминистраций - 67%.

880 общественных экспертиз деятельности органов исполнительной власти различного уровня уже проведено. Общественный контроль над деятельностью органов исполнительной власти предусмотрен в форме независимой экспертизы, доступа к публичной информации, а также участия в работе консультативно. 

В ТЕМУ

Как работают регионы

* В соответствии с указом президента Харьковским облсоветом утверждена областная целевая программа содействия развитию гражданского общества на 2012-2015 годы. Ее принятию предшествовало утверждение тематической концепции. Харьковский областной совет, как высший орган представительной власти в регионе, вышел с рядом инициатив, закрепленных в соответствующих областных программных документах, которые легли в основу политики информационной открытости местного самоуправления. 

* В течение первого полугодия 2013 года реализуется проведение личных выездных приемов граждан руководством города Хмельницкий. Только с начала года было организовано и проведено 5 выездных приемов граждан. Для удобства жителей в микрорайонах города эффективно используется 32 ящика "Для обращений к мэру", через которые горожане имеют возможность подать свое предложение, заявление или жалобу на имя городского головы. За полгода работники отдела работы с обращениями граждан уже обработали десятки таких писем. 

* В Херсонской области принята областная программа "Сознательная общественность и открытая власть" сроком действия до 2015 года, на реализацию которой выделено около 2 млн грн. Она предусматривает упрощение регистрации общественных структур, их доступ к базам данных госорганов и муниципалитетов, проведение экспертиз, слушаний и других мероприятий. 

* В Днепропетровской области при содействии фермерских ассоциаций и средств массовой информации активно проводится проект "Гражданская платформа". Цель проекта - изучение отношения сельских жителей к земельной реформе, учет их замечаний и предложений. Для начала были определены пять пилотных районов из 22 в области - Криничанский, Покровский, Петриковский, Днепропетровский и Криворожский. Именно здесь "Гражданская платформа" развернула свою основную деятельность по отработке механизмов совместного решения общественностью и властью проблем в сфере земельных отношений. Для этого в районах создавались экспертные группы, которые обсуждали существующие проблемы и вырабатывали пути их решения. 

* В 2013 году наивысшую оценку независимых экспертов в сфере открытости власти получили Ивано-Франковский, Луцкий и Львовский городские советы - 68%, 65% и 61% соответственно. Согласно 100%-ной рейтинговой шкале, эти города входят в диапазон "61-80 процентов" и образуют группу муниципалитетов, деятельность которых характеризуется удовлетворительным уровнем публичности. 

* Среди субъектов местного самоуправления Украины наиболее публичными признаны исполнительные органы городских советов (средний показатель - 58%) и председателей горсоветов (средний показатель - 55%). Средний уровень публичности депутатов в 11 городах составил 51%. При этом депутаты Партии регионов в Верховной Раде в 2013-м уже провели публичные отчеты в округах перед своими избирателями за год работы в ВР, а местные депутаты-регионалы постоянно отчитываются перед громадами.