Загрузить еще

Глава Государственной таможенной службы Игорь Калетник: "Мы создаем комфортные условия как для граждан, так и для бизнеса"

Глава Государственной таможенной службы Игорь Калетник:
Фото: Фото УНИАН

Теперь украинцы могут ездить на шопинг за рубеж, ведь значительно повышены лимиты на беспошлинный ввоз товаров в Украину. Кроме того, после изменения законодательства изменились и правила пересечения границы для коммерческих грузов. Мы решили разузнать, как сегодня в новых условиях работает таможня, а также о том, каких изменений в ближайшее время ждать украинцам. Об этом нам рассказал председатель Государственной таможенной службы Игорь Калетник.

ЛИЦОМ К ЛЮДЯМ

- Расскажите об итогах таможенных реформ. 

- Два с половиной года назад мы проанализировали все составляющие, которые характеризовали деятельность таможенной службы. И пришли к выводу, что система была чрезвычайно разбалансированной и функционировала хаотично. Не было четкого построения работы, надлежащего контроля за сбором налогов, система менеджмента была на крайне неудовлетворительном уровне.

Поэтому мы решили сделать работу таможенной службы системной и продуманной. А главное, определили конечную цель - сделать Государственную таможенную службу эффективно действующей структурой, которая в системе органов исполнительной власти будет качественно выполнять возложенные на нее функции.

Прежде всего мы полностью переформатировали и реформировали таможенные органы, которых в 2009 году было сорок пять. То есть, например, в одной области было пять таможен с зоной деятельности в 2-3 района. 

Для начала мы привели количество таможен в соответствие с количеством админ­единиц в Украине. Теперь  их 27. Также на 30% был сокращен руководящий состав. В каждой таможне сократили по 2-3 заместителя руководителя - в зависимости от объема работы таможни. Кроме того, дифференцированно подошли к оптимизации количества сотрудников. 

В 2010 году на обсуждение экспертов была представлена концепция реформирования ведомства, которую мы назвали "Лицом к людям". Она стала своеобразной платформой для нового Таможенного кодекса. В этой концепции мы объединили основные шаги, которые нужно было сделать в направлениях упрощения таможенных процедур, обеспечения комфортности пересечения границы, увеличения эффективности взыскания таможенных налогов, борьбы с правонарушениями, организации таможенного контроля. 

Были выбраны основные критерии оценки, после чего началась отработка нового таможенного законодательства. Естественно, не обошлось без бурных дискуссий, в том числе мы многое обсудили с международными экспертами. Наша задача заключалась в том, чтобы внедрить в Украине успешный международный опыт. 

В результате Таможенный кодекс положительно оценили как бизнес, так и международные организации. И что самое важное, государство получило эффективный инструмент, который позволяет, с одной стороны, обеспечить выполнение бюджетных показателей, а с другой - создать комфортные условия для граждан и субъектов внешнеэкономической деятельности. Кроме того, кодекс позволяет качественно бороться с нарушениями таможенных правил.

В октябре мы презентовали стратегию развития ведомства на 2013 год, которую назвали "Чистый бизнес - честные налоги" - Legal business - fair taxes. 

Главная наша цель - достижение такого уровня таможенного администрирования, которое предусматривает его высокую эффективность при общей простоте и скорости оформления. Это основа реализации концепции "Чистый бизнес - честные налоги".

Со стороны бизнеса должно быть честное декларирование товаров и уплата платежей в полном объеме. Со стороны таможни - доверие, отсутствие предубежденности и взыскание платежей исключительно в объемах, предусмотренных законом. 

Для этого создается автоматизированная система, которая будет обеспечивать правильное налогообложение товаров, сделает невозможным их ввоз без таможенного контроля, а также не допустит случаев декларирования одних товаров под видом других, манипуляции с кодом, стоимостью, страной происхождения и с другими показателями, которые влияют на полноту налогообложения и четкую регламентацию действия таможенного инспектора.

Фактически это будет программный продукт, построенный на основе анализа рисков и интегрированный в информационный комплекс, с которым работает таможенник. Поэтому у инспектора таможни не будет возможности принять решение на собственное усмотрение. Поскольку он даже чисто технически не сможет этого сделать. 

Таким образом мы планируем обеспечить одинаковые подходы к определению таможенной стоимости и кодов товаров. Чтобы не было перетеканий товаров по разным таможням или манипуляций с целью уклонения от уплаты налогов. Гостаможня сейчас активно наполняет профили рисков на основании разных источников информации: про товар, импортера, страну происхождения и прочие показатели. Для этого мы планируем использовать разные источники информации, в том числе будем обмениваться данными с таможенниками из других стран, получать информацию непосредственно от производителей, бизнес-ассоциаций и других международных организаций.

Результатом внедрения данной системы должно стать увеличение поступлений в бюджет и недопущение правонарушений.

Ключевым заданием является переход на стопроцентное электронное декларирование. Наша служба разрабатывает все необходимые изменения в законодательство для осуществления стопроцентного декларирования в электронном виде. То есть декларант подает документы в электронном виде всего один раз и только таможне. А потом уже наша компьютерная система будет "общаться" с компьютерами министерств и ведомств, которые выдают разрешения и лицензии. В сентябре 2012 года 22% таможенных деклараций подавалось в электронном виде. 

Сейчас уже есть Центр сертификации ключей, где каждый желающий может бесплатно получить электронную цифровую подпись.

Благодаря взаимодействию Гостаможни с Нацбанком и Налоговой службой электронная декларация  является основанием для подтверждения налоговым органам фактического вывоза товара для возмещения НДС; снятия с валютного контроля внешнеэкономической операции, а также возможности резидентом покупать иностранную валюту. Этот механизм уже действует с 5 октября этого года.  Также электронная декларация  теперь является основанием при регистрации транспортного средства в органах МВД. Это значительно упростит жизнь импортерам автомобилей, особенно тем, которые ввозят в Украину много транспортных средств.

Внедрение комплексной системы "Электронная таможня" является существенным этапом на пути к "Электронному правительству" - программе, которая объединит документооборот и разрешительные системы всех правительственных структур. А это в свою очередь серьезный удар по коррупции!

Пересекать границу простым гражданам станет комфортнее - например, на самолете ввозить без уплаты налогов можно товаров на сумму 1000 евро. Фото thinkstock.com. 

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- Как решился вопрос о квалификации такого правонарушения, как "контрабанда"? Ведь раньше за него предусматривалась уголовная ответственность. А теперь люди не боятся лишиться свободы?

- Вокруг декриминализации контрабанды товаров велись долгие дискуссии. Мы изучали опыт разных стран и пришли к выводу, что в нынешних реалиях система, которая действовала раньше, была неэффективной. 

В частности, в странах - членах ЕС наиболее распространенным видом ответственности за контрабанду товаров являются финансовые санкции, денежные взыскания и штрафы. Например, в Германии размер штрафа может достигать 50 000 евро.

Анализ с точки зрения экономического эффекта результатов уголовных дел, возбужденных по статье "контрабанда товаров", также доказал неэффективность уголовной ответственности за совершение товарной контрабанды. Большинство таких уголовных дел были возбуждены по факту, а не в отношении конкретного лица. То есть доведение этих дел до логического завершения в рамках уголовного законодательства было слишком тяжелой задачей. 

А в государственную казну поступали суммы, которые были несоизмеримы с материальным ущербом, нанесенным государству. На складах накапливались огромные партии задержанных товаров. А если указанный товар пролежит там 2-3 года, то его качество ухудшается, а государство не может извлечь из этого никакой экономической выгоды. Плюс к этому огромные государственные средства тратились непосредственно на расследование этих дел. 

Мы задались вопросом: какая цель осуществления товарной контрабанды? Простой и логический ответ - это желание уклониться от уплаты налогов и получить сверхдоходы. Поэтому и было принято решение за экономические преступления предусмотреть сугубо экономическую ответственность.

 Декриминализация товарной контрабанды в сочетании с усилением административной ответственности стала более эффективным инструментом противодействия незаконному перемещению товаров. Это нововведение привело к экономии времени, средств и людских ресурсов в ходе проведения административных процедур.

Уголовная ответственность осталась только за перевозку наркотиков, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, культурных ценностей. 

Время на таможенное оформление теперь прописано четко и не должно превышать четыре часа. Фото thinkstock.com. 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

- Произошла ли либерализация условий ввоза товаров физическими лицами? 

- В новом Таможенном кодексе созданы более комфортные условия для пересечения границы простыми людьми. Документом предусмотрено, что гражданам разрешено ввозить без уплаты налогов товаров на сумму 1000 евро, если это авиационное сообщение, и 500 евро - для автомобильных, железнодорожных и морских сообщений.

- А какая ситуация в этом вопросе относительно субъектов предпринимательства? Раньше многие жаловались на задержки.

- Для субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) раньше было необходимо предоставлять огромное количество разрешительных документов. Их было около 90 из разных ведомств. И отсутствовало взаимодействие между ведомствами относительно передачи в электронном виде тех данных, которые необходимы для прохождения таможенного контроля. 

Бюрократическая машина ставила субъекта ВЭД в непростые условия, связанные с тем, что не было четких параметров действий должностного лица, обеспечивающего оформление товара. При этом были созданы условия для коррупционной составляющей. Так как не фиксировалось время проведения этих процедур. В 2009 году оно составляло в среднем 11 часов на оформление одной декларации. На сегодняшний день при импорте оно сократилось до полутора часов, при экспорте - до 40 минут. 

В новом кодексе закреплено использование методов управления рисками. Это инструмент, который применяется во всем мире для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить выборочность таможенного контроля, а с другой - повысить его эффективность. То есть сосредоточиться на рискованных импортно-экспортных операциях, а не тратить время и ресурсы на проверку "всех скопом". 

В сущности, ничего нового таможенная служба в этом направлении не придумала. Взят за основу европейский и мировой опыт. К тому же у нас уже было множество наработок в этой сфере. Но теперь они стали законодательными нормами! На какие операции необходимо обратить повышенное внимание, определяет компьютер! Роль таможенной службы заключается в том, чтобы правильно наполнить профили рисков, заложить алгоритм, по которому будет работать компьютерная система. 

Теперь из большого потока товаров физический досмотр проходят только те грузы, которые имеют потенциально высокий риск. А именно - вероятность несоблюдения требований законодательства.

Количество случаев физического осмотра с начала введения в действие нового Таможенного кодекса сократилось до 7% по сравнению с почти 70% в 2009 году. Все это позволило исключить "субъективный фактор" среди должностных лиц.

В новом Таможенном кодексе предусмотрена ответственность таможенника за затягивание таможенного оформления, установлены четкие временные нормативы - они не должны превышать 4 часа.

В каждом подразделении таможенного оформления установлены информационные терминалы. Субъект ВЭД, когда подает грузовую таможенную декларацию, сам вносит ее в терминал в электронном виде и получает талончик, где отмечено, в какое время он сдал документы для оформления. С того момента начинается отсчет четырехчасового срока.

- Скажите, в связи с принятием Таможенного кодекса ищут ли предприниматели какие-то новые нестандартные пути обхода норм законодательства, Таможенного кодекса или какие-то новые методы контрабанды? Насколько они видоизменились за последнее время? 

- Естественно, каждый субъект предпринимательской деятельности пытается найти способ оплатить меньше налогов. А задание таможенной службы в данном случае - обеспечить действенную систему контроля, которая сделала бы невозможным обход законодательства или создание непрозрачных схем. Да, некоторые субъекты ВЭД пытаются их обойти. Их немного, но все же они есть. Я надеюсь, что такие схемы очень быстро станут непопулярными среди субъектов предпринимательства, потому что работать прозрачно, открыто и обладать безукоризненной деловой репутацией в ближайшее время станет правилом хорошего тона. 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

- Если подвести итог недавнего визита украинской делегации во главе с председателем НБУ Сергеем Арбузовым в Вашингтон, услышали ли вы от своих коллег, бизнесменов, государственных структур рекомендации и пожелания относительно упрощения, совершенствования таможенных процедур в целом или между двумя нашими странами? 

- Визит был достаточно успешным. В Соединенных Штатах мы впервые имели возможность презентовать те позитивные изменения, которые состоялись в нашем государстве по многим направлениям, в том числе в плане налоговых и таможенных реформ. Главное, что нас с интересом слушали. Мне кажется, что результаты этой поездки обязательно проявятся в будущем и они будут позитивны для нашего государства. Ведь в действительности Украина за последние 2,5 года сделала чрезвычайно серьезный рывок в приведении законодательства к международным стандартам и к нормам демократии. Это позитивный сигнал и для бизнеса, и для политиков, и для всех, кто заинтересован в Украине как в политическом, так и в торговом партнере. Поэтому наша поездка была достаточно эффективной.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

После вступления в действие Таможенного кодекса зарегистрировано 2700 новых субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность. 

Количество оформленных деклараций за III квартал составило 864 тысячи. 

За 9 месяцев в Украину импортировались товары из 182 стран.