В Украине более 80 тысяч предпринимателей имеют лицензию на розничную торговлю табачными изделиями. И в самом ближайшем будущем их ждут значительные перемены: 17 сентября вступит в силу закон, который полностью запрещает рекламу сигарет в местах их продажи.
Против надоевших постеров с прямой рекламой сигарет на стенах ларьков и возле касс супермаркетов никто особо не возражает. Но предпринимателей пугают слухи, что вместе с рекламой их заставят убрать с витрин и сам товар.
- Сигареты дают более половины прибыли ларька, - рассказывает Анна Кудряченко, торгующая в киоске в одном из спальных районов столицы. - Сейчас активно гуляют слухи, что нас заставят убрать сигареты с витрин. Иначе более 30 тыс. гривен штрафа. А как я могу продать товар, если его нет на витрине? Покупатели ко мне просто не подойдут. В прошлые года пытались вообще запретить торговлю сигаретами в ларьках. Сейчас новые проблемы от власти. Не дают нам спокойно работать.
Подтвердить или опровергнуть страхи предпринимателей "КП" попросила профильных чиновников и экспертов.
- Ни в самом законе, ни в подзаконных актах, которые мы подготовили к закону, нет абсолютно никаких норм, которые требуют убрать сигареты с витрин торговых точек, - поспешил успокоить предпринимателей и.о. главы управления защиты прав потребителей и рекламы Государственной инспекции по защите прав потребителей Олег Кобельков. - Если внешний вид сигарет соответствует закону, то их можно выставлять на полку, прилавок или на витрину. Штрафовать за это не будут.
Юрист, доктор наук по госуправлению и советник директора Национального института стратегических исследований при президенте Украины Валерий Воротин также согласен с коллегой:
- Новый закон запрещает рекламу сигарет в торговых точках, но не сам товар на витринах. Ведь иначе это бы противоречило ст. 42 Конституции, которая защищает права потребителя, в том числе и право на информацию о покупаемом товаре. Об этом говорит и европейский опыт: в 24 из 27 стран Евросоюза сигареты как легальный товар могут размещаться на витринах и полках магазинов.
КСТАТИ
Сигареты уходят из рекламы, но остаются на витринах и полках
Реклама на ТВ, на радио, в кино, прессе, Интернете (кроме сайтов для взрослых), на билбордах, на массовых мероприятиях, на транспорте, в местах продажи, запрещены также спонсорство, маркетинговые акции.
Сигареты как товар на прилавках, витринах и полках, информация о продукте, защищенная законодательством о защите прав потребителей, обмен информацией о товаре между покупателем и продавцом, реклама на интернет-сайтах для взрослых.