Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Политики ищут общий язык с избирателями, накрывая им столы

Политики ищут общий язык с избирателями, накрывая им столы
Фото: Вместе с выборами по мажоритарным округам вернулась и старая традиция - подарки избирателям.

После десятилетнего перерыва осенью мы вновь будем избирать депутатов в Верховную Раду по смешанной системе - как по партийным спискам, так и мажоритарным округам. Пока политики и политологи рассуждают о том, насколько такая система является удачной для Украины, один вывод уже можно сделать. Мажоритарка - это благо для избирателей и головная боль для кандидатов. 

Этот долгожданный праздник выборов

В возвращении мажоритарки для людей, особенно в малых городах и селах, есть огромная практическая польза. У местной власти десятилетиями нет денег ни на что. Работая в округе, депутат сталкивается с суровой реальностью и чаще всего должен стать "высшей силой", способной решить массу вопросов - от ремонта подъездов до замены полностью сгнивших водопроводов. 

К примеру, в Шахтерске Донецкой области рентген-аппарат в центральной горбольнице использовался с 1970-х. И это притом что буквально пять или шесть назад Шахтерск держал пальму печального первенства в области по распространению туберкулеза. 

А в прошлом году благодаря содействию потенциального кандидата в народные депутаты Кабинет министров своим распоряжением выделил деньги не только на рентген-аппарат, но и аппарат УЗИ в роддом, лапароскопическую хирургическую стойку для операций, три электрокардиографа и промышленную стиральную машину. Полезно ли это для людей? Вне всяких сомнений. 

- Профессиональная избирательная кампания в нынешних условиях предполагает, что кандидат будет делать социальные инвестиции в округ: создавать рабочие места, восстанавливать инфраструктуру... Одним словом, создавать себе имидж "надежного", заслуживающего доверия человека, - говорит политолог Петр Бурковский. 

На почве подарков уже работают и политтехнологии. Например, конкуренты могут от имени какого-то политика расклеить объявления о выдаче проднаборов, которые не будут соответствовать действительности. И тогда пришедшие на раздачу граждане, оставшиеся ни с чем, вряд ли будут испытывать теплые чувства к этому "проштрафившемуся" кандидату. 

Что дарят и зачем?

В итоге практика своеобразного "шефства" над округами все чаще сводится к тому, что кандидат в депутаты разносит жителям своего района приятные - и съедобные - подарки. Практика подношения продовольственных пайков электорату очень часто порицается - но в основном из-за того, что выглядит она как откровенный подкуп накануне выборов.

Как только был подписан новый закон о выборах, в округах тут же активизировались те, у кого нет надежды на партийные списки. Особенно это было заметно в праздники. Новый год, Рождество, День святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта - все слились в одну тугую ленту из поздравительных билбордов, елок, листовок, подарков, торжественных собраний и цветов. Например, в Киеве бывший депутат Киевсовета Ярослав Быструшкин решил завоевать жительниц Троещины, пригласив их к 8 Марта в кино. 

А на Нивках люди давили друг друга в очереди за подарками от кандидата в Киевсовет Константина Ялового, сына экс-секретаря столичного совета и зятя еще одного видного кандидата - Виктора Пилипишина. В приемной раздавали конфеты и чай. Ну а сам Виктор Петрович во все времена славился масштабными "мероприятиями". Вспомнить только его раздачи конфет, роз и пасхальных куличей.

Скромная бутылка шампанского, с этикетки которой внимательно и строго смотрит "регионал" Максим Луцкий, досталась по случаю многим жителям Соломенского района столицы. Отсюда он собирается идти в Верховную Раду. 

Но едва ли не самый большой резонанс получили акции бывшего секретаря Киевсовета Олеся Довгого, которого прочат в нардепы по мажоритарному округу в Днепровском районе Киева. Довгий накануне новогодних праздников разнес пенсионерам Левого берега столицы продуктовые наборы, в которые входили пачка риса, чай, бутылка подсолнечного масла, шпроты, паштет и конфеты. 

Довгого сразу же принялись упрекать в прессе за то, что он идет по стопам Леонида Черновецкого и пытается подкупить едой своих будущих избирателей. Не остались в стороне и политики, которые критиковали молодого коллегу. Между тем некоторые представители политического цеха фактически сразу же попытались заняться аналогичными акциями, чем свели критику в адрес Довгого на нет. 

Сам Довгий не видит ничего крамольного в том, что его благотворительные проекты копируют другие кандидаты.

- Мы ведь не только разносили продукты пенсионерам. Благотворительный фонд, который мы создали с супругой, постоянно проводит образовательные проекты для детей, различные курсы для молодежи. Спортом мы также занимаемся - вот недавно провели соревнования по греко-римской борьбе, в которых приняли участие семьсот человек. То есть мы всячески пытаемся внести свой вклад в развитие Левого берега Киева, а не банально разносим конфеты. И если другие политики начнут копировать наши начинания, которые идут на пользу людям, - я совсем не буду против, - говорит Довгий.

В Киеве по случаю праздников уже прокатилась волна "сюрпризов".

Кстати, принципиальное отличие предновогодней акции Довгого от аналогичных затей заключалось в том, что наборы продуктов разносились не всем подряд, а только людям, обращавшимся за адресной помощью. Тем самым обвинения в подкупе отметаются, поскольку такие подарки являются многолетней традицией Довгого, еще в середине прошлого десятилетия начавшего работать в Днепровском районе столице над развитием его социальной среды.   

- Это далеко не первая ежегодная акция. Я это делал в течение последних семи лет и буду продолжать, пока не удастся сделать так, чтобы люди, о которых идет речь, не были вынуждены обращаться за такой помощью и имели тот уровень достатка, который позволил бы им самостоятельно приобретать все, что им необходимо. Подарочные наборы "К праздничному столу" - это адресная помощь тем, кто обратился ко мне как человеку, который, в их понимании, не оставит это обращение без внимания, - говорит Довгий. 

Комментарий эксперта 

Петр БУРКОВСКИЙ, эксперт Школы политической аналитики при Национальном университете "Киево-Могилянская академия".

- Нравится это кому-то или нет, но за последние годы вопрос так называемых "подарков" от политиков избирателям уже перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. Пищевые пайки, установка новых дверей в подъездах, обустройство детских площадок, ремонт дома за средства кандидата являются обычными инструментами предвыборной кампании. К тому же люди с приближением избирательной кампании даже ждут, когда от слов кандидаты перейдут к конкретным делам, и такого рода предвыборным жестам уже никто особого значения не придает. 

Фото из архива "КП".