«Самый надежный», «суперсовременный», «высокотехнологичный», «экологичный», «безопасный» - как только не называли грандиозное сооружение на открытии. А люди-то как радовались, что больше не надо мучиться на паромной переправе. Оказывается, рано радовались. И недолго. Ни один из эпитетов к этому сооружению не подходит. Вечером в четверг водители, проезжавшие по мосту, соединяющему Волгоград с левым берегом, в панике тормозили и выскакивали из машин.
Думали, началось землетрясение. Мост неожиданно закачало, опоры задвигались, асфальт пошел волнами высотой до полутора метров. Грохот стоял такой, что уши закладывало. Адский танец моста продолжался почти час…
А ведь и года не прошло, как с огромной помпой перерезали ленточку на знаменитом волгоградском долгострое. Этого события горожане ждали без малого 13 лет. Генеральный проект был составлен в 1993 году проектировщиком - институтом «Гипротрансмост», а строительство вел генподрядчик - ОАО «Волгомост». Игрушка обошлась в 12,3 миллиарда рублей. В 2009 году супермост приняла комиссия, в состав которой вошли специалисты из Автодора, Ростехнадзора, Госэкспертизы, независимые эксперты. И тут такую свинью им всем подложили. Кто же прокололся?
- Думаю, что мост откроют нескоро, - говорит Борис Кисин, заведующий кафедрой «Мосты и сооружения на дорогах» Волгоградского архитектурного университета. - Я видел на видео, что происходило там в четверг. Могу сказать, что даже 50 сантиметров - недопустимые вертикальные колебания для мостового сооружения. Просто от ветра
такого быть не может. Сейчас невозможно сказать, в чем причина. Но возможно, что там ошибки в проектировке или изменения в швах. Период и частота внутренних колебаний совпали с ветром, это привело к резонансу.
- Сданный в эксплуатацию осенью 2009 года мост через Волгу является одним из самых надежных в России, - заявляет, в свою очередь, Игорь Шкопинский, начальник мастерской автомобильных дорог и инженерных сооружений ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект». - Ситуация, произошедшая в четверг, хоть и не вполне штатная, но конструкции моста рассчитаны, в том числе и на подобные нагрузки.
Движение по мосту сейчас перекрыто, хотя желающих ездить по нему и так нет. С четверга переправа больше не чудила. Замерла в ожидании вердикта специалистов, которые ищут точный ответ, почему мост сошел с ума.
РЕПОРТАЖ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Вечером в четверг водители, проезжавшие по мосту, соединяющему Волгоград с левым берегом, почувствовали себя участниками землетрясения. Мост закачало, асфальт пошел волнами, как и опоры. Амплитуда колебаний, по словам очевидцев, достигала почти полутора метров. Грохот стоял такой, что уши закладывало. Кто-то в шоке выехал на встречкуи выбежал из машины, другие наоборот ударили по газам, чтобы поскорее очутиться на земле.
- Мы возвращались с левой стороны Волги. Машину остановили на посту на въезде. Сказали, что обрушился пролет моста и нужно ехать через Волжский. К тому моменту пробка растянулась почти до хутора Бобры,- рассказывает очевидец происшествия Владимир Перекутов.
Один из очевидцев догадался набрать "01". Почти сразу на место ЧП приехали сотрудники МЧС, затем городская служба спасения, милиция, медики. Мост сразу же перекрыли.
- Скорее всего, совпали направление ветра, нагрузка автомобилей на мост и сильные волны, - сообщает Анатолий Васильев, заместитель начальника управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области. - Началось резонансное колебание. Мост перекрыт, угрозы разрушения нет. Мы проверили визуально опоры - никаких трещин.
Сейчас мост успокоился. Колебались с 3 по 8 опоры, “волны” продолжались 50 минут. Но по крайней мере всю следующую неделю мост будет закрыт. Движение не возобновится, пока специалисты не дадут своего заключения о причинах странных “танцев” конструкции. Для этого создали целую группу из специалистов Ростехнадзора, Госэкспертизы, Автодорнадзора и конечно же представителей компании “Волгомост” из Саратова, которые занимались возведением конструкции.
Какие еще рассматривались версии:
Землетрясение
Изначально специалисты заявляли, что возможной причиной стали отголоски землетрясения в Адыгее. Но сейсмологи версию опровергли: в тот день в Волгограде было все спокойно.
Сброс воды на ГЭС
Было предположение, что на ГЭС сбросиливоду, волна двинулась по Волге внизи ударилась об опорымоста. Вибрация, идущая по стоякам и сыграла злую шутку.Однако специалисты ГЭС версию опровергли – даже если бы сила напора была в десять раз сильнее, вода бы не покачнула мост.
Технические ошибки
Во время строительства лопнул шов на одной из опор. Менять конструкцию не стали, а просто залатали опору. Именно эта опора и не выдержала сильный поток ветра и водную нагрузку.Предположение специалисты проверили, но никаких подтверждений не нашли.
КОМПЕТЕНТНО
Олег Белозеров, заместитель министра транспорта РФ:
- Пока мы сходимся в одной версии- это аэродинамика. Порыв ветра, силой 16 метров в секунду и сильные волны попали в одну резонансную зону. Но мост устоял, при осмотре оказалось, что даже краска не лопнула. В ближайшие дниспециалисты проверят глубинные швы конструкции. А последующие две недели будут заниматься компьютерным моделированиемситуации. Так что откроется мост не раньше, чем через месяц.
Перекрыли движение не только на мосту, но и под ним. Любым транспортным средства движение по Волге в этом месте запрещено.