Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Мода на ретро: Железнодорожники удивят Украину

Мода на ретро: Железнодорожники удивят Украину
Фото: Паровоз легкой серии. Знаменитая «Кукушка».

Пожалуй, мы единственная страна, железные дороги востока и запада которой развивались параллельно благодаря двум разным империям - Австро-Венгерской и Российской. В связи с этим не удивляет тот факт, что Украина долгое время не могла определиться: а когда же, собственно, зародился отечественный железнодорожный транспорт? Не говоря уже о том, что популяризировать его в нашей стране брались лишь редкие энтузиасты. 

2011-й может стать поворотным в истории «Укрзалізниці». Во-первых, в текущем году Украина будет праздновать 150-летие своей старейшей железной дороги. А во-вторых, в столице появится Всеукраинский музей, посвященный этому виду транспорта.

После обретения Украиной независимости по инициативе работников Львовской железной дороги Днем железнодорожника стало 4 ноября. Именно в этот день в 1861 году, 150 лет назад, во времена Австро-Венгерской империи, на территорию современной Украины - во Львов - прибыл первый поезд «Ярослав». В нынешнем понимании «Ярослав» был поездом международного сообщения, поскольку соединял Вену, Краков, Перемышль и Львов. Собственно, с этого момента стартовала история как Львовской железной дороги, так и украинского железнодорожного сообщения. 

Удивительно, что страна с такой древней историей железнодорожного транспорта до сегодняшнего дня не имела собственного железнодорожного музея. Нет, на каждой из шести железных дорог Украины существуют региональные экспозиции, однако объединить их в одну власти решились только сегодня. 

ИСТОРИЯ ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Приурочить открытие музея решили к 150-летию со дня рождения украинского железнодорожного сообщения. И к 4 ноября 2011 года в столице заработает Всеукраинский железнодорожный музей. 

- Мы рассматриваем не просто 150-летие Львовской железной дороги, но и всего железнодорожного транспорта на территории Украины. Так, 150 лет назад на станцию Львов пришел первый организованный поезд. Всеукраинский железнодорожный музей воспроизведет всю историю становления отрасли, - заявил генеральный директор «Укрзалізниці» Михаил Костюк.

МУЗЕЙ В МУЗЕЕ

Современный электропоезд «Экспресс».

Но вернемся к музею. 

- Первый в истории Украины железнодорожный музей всеукраинского масштаба будет располагаться в районе станции «Киев-Товарный» на ул. Федорова, 32. Это своего рода музей в музее. Ведь здание «Киев-Товарный», построенное в 1902 году, само по себе представляет историческую и культурную ценность, - пояснил заместитель начальника Главного управления по работе с персоналом «Укрзалізниці» Григорий Бабилюк. 

По его словам, сейчас идет оформление документов на участок под музей площадью около 1 гектара и составляется список экспонатов. 

- Планируется, что все маленькие музеи наших железных дорог и депо, а их около 80, передадут в центральную экспозицию часть своих экспонатов. В частности, в нем будут представлены дореволюционный, советский и современный периоды, - сообщил Бабилюк. - Так, уже сегодня есть 15-20 крупных экспонатов, к примеру, 25-метровые паровозы, среди которых есть и эксклюзивные. 

ЕВРОПА ПОДЕЛИЛАСЬ ОПЫТОМ

«Укрзалізниця» намерена очень серьезно подойти к функциональности нового музея. 

- Мы хотим, чтобы Всеукраинский музей железнодорожного транспорта работал на высшем европейском уровне. Мы изучили зарубежный опыт: эталон железнодорожного музея в городе Йорк в Великобритании, музеи в Берлине, Нюрнберге, Варшаве, Риге, Санкт-Петербурге. И хотим для нашего музея взять все лучшее, - рассказал Григорий Бабилюк. 

В частности, по его словам, Рижский музей работает не только в этом качестве. 

- У них есть отличный конференц-зал, который сдается под масштабные события, есть небольшой VIP-зал - под более мелкие мероприятия. И «Укрзалізниця» готова перенять этот опыт. Европа показала нам, что нужно делать. И мы будем это воплощать в жизнь у себя, - отметил он.

По мнению железнодорожников, украинский музей может стать на одну ступень со своими европейскими «коллегами». На огромной территории можно будет не только любоваться экспозицией, но и почувствовать себя машинистом того или иного локомотива, «примерить» на себя образ путейщика или проводника, посмотреть документальные фильмы об истории украинской железной дороги.

Музей истории и развития Донецкой железной дороги.

«ЧУЖОГО НЕ ЦУРАЙТЕСЬ, А СВОГО НАУЧАЙТЕСЬ»

Однако не только Европа может похвастаться крупными музеями, посвященными железнодорожному сообщению. Пока центральные власти лишь инициируют и готовят создание Всеукраинского музея по западному «образу и подобию», в Украине уже существует одна экспозиция, обладающая уникальными экспонатами, за которыми «охотятся» европейские коллекционеры. 

- Успешность музея на 90% зависит от руководителя, - поделился опытом заведующий музеем истории и развития Донецкой железной дороги Владимир Донченко. - Я свое детище десять лет холю и лелею. 

 

Стоит отметить, что Донецкий железнодорожный музей за время своего существования получил и международную известность, так как включен в экскурсионный маршрут промышленного туризма и ежегодно принимает иностранные делегации из Германии, Великобритании, Голландии, Австрии, Швеции, Австралии, Бельгии и др. «По отзывам иностранцев, наш музей является самым интересным железнодорожным музеем Украины», - гордятся его сотрудники.

И гордиться есть чем. На сегодняшний день в музее представлено более чем 4,5 тысячи экспонатов, которые иллюстрируют 130-летнюю историю одной из старейших в Украине магистралей. 

Так, на смотровой площадке музея представлены образцы железнодорожной техники разных эпох. Неизменный интерес посетителей всегда вызывают 7 единиц подвижного состава, из которых был сформирован поезд особого резерва Наркомата путей сообщения СССР времен Великой Отечественной войны. Во главе с паровозом ЭМ на запасном пути застыли во времени «теплушки», в которых воспроизведен интерьер 1943 года.

Существует и документальная экспозиция музея, которая составляет более чем 8,5 тысячи экспонатов: старые документы, награды, значки, инструмент и инвентарь железнодорожников, форменная одежда различных эпох, служебные знаки и часы, фонари и т. д.

Также в Донецком музее немало уникальных экспонатов. В частности, тепловоз ТГМ-9 1983 года выпуска. Таких тепловозов на Людиновском тепловозо-строительном заводе (Россия) было изготовлено всего четыре. Остался «в живых» на данное время только один, да еще под номером 0001, и теперь он находится в Донецке. Еще более редким является маневровый паровоз серии Ь «Кукушка» 1929 года постройки. Это - единственный сохранившийся в мире экземпляр серии.

P.S. «Укрзалізниця» обращается ко всем, кто интересуется историей и, в частности, историей становления железнодорожного транспорта. Если у вас есть идеи, интересные сведения или опыт, который поможет в создании отраслевого музея, то просим вас обратится в Главное управление по работе с персоналом «Укрзалізниці» по тел. 465-14-39.

Фото автора.