Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как я работала официанткой

Как я работала официанткой
Фото: Хорошей официанткой можно стать только с хорошими клиетами

Меню на двадцати страницах

Для полноты ощущений «коварное руководство» кафе-бара предложило работать в час пик – вечером. А утром я пришла для получения ценных указаний от администратора:

– Для начала почитайте меню. Попробуйте запомнить ингредиенты, вас могут о них спросить. К «крутым» клиентам вас не будут подпускать. Других проблем, думаю, не будет.

Внимательно начинаю читать меню, и сразу понимаю – для того, чтобы запомнить составные части, мне понадобится не одно утро. Лишь на первой странице 19 наименований салатов, и в каждом по меньшей мере по шесть ингредиентов. А дальше еще «хуже»: холодные закуски, горячие блюда, гарниры, десерты, напитки ... всего около двадцати страниц. Благо, на помощь приходит Оля:

 – Ты читай название салата, уже из него станет понятно, из чего он состоит. Если забыла – не волнуйся, спокойно скажи, что сейчас поинтересуешься у шеф-повара. Но не кричи с другого конца зала: «Сок есть?».

В конце инструктажа деликатно спрашиваю, не пристают ли мужчины-посетители к официанткам. А в ответ слышу рассудительное: «Если официантка не будет заигрывать с клиентом, ей ничто не угрожает. А кроме того, здесь есть охрана. Так что будь спокойна». Относительно официантского кокетства можно, конечно, поспорить: вспомнила рассказ знакомой официантки, которая во время практики в кафе стукнула слегка «озабоченного» клиента подносом по голове. Тогда руководитель практики, качая головой, промолвила: «Не получится из тебя официантки». Но пророчество не сбылось, и моя знакомая благополучно работает ныне в одном из львовских кафе.

А забегая наперед, скажу, что в день моего официантского дебюта все подносы и головы остались целыми. Но соблазн воспользоваться советом был…

После семи вечера кафе мало-помалу заполняется. Прихлебывая пиво, сидит американец, а его переводчик усиленно старается вспомнить, как по-английски звучит слово «мидия». Погрузившись в романтическую атмосферу зала, за столиками располагаются парочки влюбленных. Шумная компания отправляется к третьей нише.

 – Они мои! – выкрикиваю я, полагая, что тут перепадут солидные чаевые, но мой энтузиазм мгновенно гасят профессионалы.

 – Ты что, хочешь разочароваться в людях? – сразу объясняют: компания принадлежит к числу тех постоянных клиентов, привычки которых надо хорошо знать, чтобы не возникло проблем.

 

Печень по-­пражски и «сырые» креветки

Спустя некоторое время в зал вошли двое молодых мужчин. Мне дают понять – это первые мои клиенты. Подхожу к ним с улыбкой, желаю доброго вечера, даю меню и оставляю клиентов на некоторое время, чтобы у них была возможность обсудить будущий заказ. Выждав несколько минут, снова направляюсь к «своему» восьмому столику. Ребята оказались разговорчивыми. Для начала спросили, как меня зовут, потом поинтересовались, будет ли дискотека, через минуту им уже позарез понадобился телефон. Скоро начался террор и по теме меню:

 – У вас такое большое меню. Тяжело выбрать... Салаты... Обойдемся. Давай закажем картошку-фри... Две порции. Овощное ассорти... Хлеб… Татьяна, а у вас хватит на нас терпения?

 – Хватит и еще останется, – отвечаю, стараясь улыбаться.

 – Чудесно! Скажите, а «печень по-пражски» – это как?..

С умным видом выдаю фразу о всезнающем шеф-поваре. И с целью узнать о печени все, что возможно, спешу на кухню. По дороге Оля учит меня ориентироваться на местности:

 – В этой комнате берешь нужную посуду. Что там у тебя? Ассорти. Большая тарелка. Картошка-фри. Вот эта. Если будут заказывать салаты, бери вот такие мисочки. Теперь идем на кухню. Заказ переписываешь в тетрадь, громко читаешь то, что пишешь, чтобы повара слышали. Хлеб режешь сама. Поскольку не знаешь, белый или черный они любят, берешь поровну того и другого. Оставляешь заказ, возвращаешься в зал. Спустя некоторое время наведываешься на кухню.

Возвращаюсь к восьмому столику. Даю исчерпывающую информацию о печени, а вместе с тем получаю оригинальный заказ:

– А можно так: посередине отбивная, а сбоку – грибы? И бутылку водки.

Людей в кафе становится все больше. Появилась компания «молодняка», около двадцати мужчин оккупировали два больших стола. Принимать заказ отправился Святослав (ему не позавидуешь). Меня отправляют принять заказ у молодой пары. Он будет есть вот этот салат, она хочет другой, ему солянку, ей не надо... Минут пять она вслух размышляет, какой сок заказать… В конце концов клиенты определились. Для уверенности проверяю, правильно ли записала заказ: повторяю вслух название блюд и количество. Мужчину почему-то это явно злит.

Знакомым маршрутом бегу за посудой, потом на кухню... Уже готовы отбивные. Хватаю две тарелки, и уже на пороге слышу:

– Чей хлеб?

– Мой. Сейчас отнесу.

– Так бери сразу.

Взять три большие тарелки – не проблема. Попробовать донести к «месту назначения» – также. Но в каком виде? Я все-таки не решилась, чем вызвала дружеский хохот – девушки и ребята привыкли носить по пять тарелок за раз.

…А «постоянные клиенты» из третьей ниши тем временем съели порцию креветок и решили напомнить о себе, поставив несчастным «ракообразным» диагноз – недоваренные.

Пока друзья тусуются, к барной стойке подходят три парня. Обращаясь к бармену Ирине, «чиста канкретна» заказывают три по сто водки. Поскольку бармен в эту минуту занята приготовлением мартини для предыдущего заказа, то просит подождать.

 – А эта чего стоит? – один из них пренебрежительно тычет в меня пальцем.

Мой мозг начинает точить подлая мысль: «Где мой тяжелый поднос?». А Ирина профессионально без скандала выходит из ситуации. Получив заветные сто граммов, они мгновенно опустошают рюмки и отправляются на место.

Выполнив заказ «своих» столиков, могу немного отдохнуть, посмотреть, что происходит вокруг. Из-за сигаретного дыма рассмотреть что-либо тяжело, ощущаю, что мои контактные линзы вобрали в себя все, что можно, и теперь скорее мешают, чем помогают. «Молодняк» отрывается по полной программе: водка, мартини, танцы. А до конца моей смены еще четыре часа…

 

Кстати

Во Львове официант может заработать в среднем 1500-­2000 гривен в месяц, плюс чаевые 500 гривен (в месяц). На рынке труда даже в условиях кризиса вакансии имеются. Некоторые бары берут и без опыта работы, тогда зарплата соответственно меньше. Правда, есть одно «но» – после 35 лет расчитывать на вакансию официанта шансов практически нет…

 

В тему

Особенности профессии

График дежурств в «моем» кафе такой: одни сутки рабочие, два выходных. На первый взгляд, работа не пыльная: когда приходит клиент, официант дает меню, потом принимает заказ, выполняет, приносит счет, забирает деньги, – вот, вроде, и все. Это в теории, а на практике все значительно сложнее.

 – Бывают такие смены, после которых даже дома не можешь успокоиться. Хуже всего, когда обижают незаслуженно, просто так – что­то, видишь ли, не понравилось, – рассказывает Оля. – Посетители могут нагрубить, обозвать, даже нецензурно. Тогда на помощь приходят охранники. Унимают клиента и просят уйти. Но неприятный осадок остается. Иногда к тебе относятся просто как к рабу...

Работники кафе делят клиентов на несколько условных категорий: крутые, буйные, сварливые и приятные в общении люди. В сущности, только последние вдохновляют на работу – скажут: «Спасибо!», и сразу настроение улучшается.

Чаще всего недоразумения возникают с очень пьяными или прожорливыми посетителями. Если с любителями «тяпнуть» рюмку­другую все более или менее понятно, то истории о хитрых «обжорах» я услышала впервые. По обыкновению, это происходит после банкетов, к официантам подходит виновник торжества и предъявляет претензии: почему не было ассорти, бутербродов или еще каких­то закусок, записанных в заказе. А поскольку пустые грязные тарелки забирают со столов, доказать факт «съедения» очень тяжело. К счастью, в спорных вопросах руководство почти всегда становится на сторону своих работников.

Были среди посетителей и такие, которые иногда могли не рассчитать своих финансовых возможностей. В таких случаях у клиента берут под залог какую­-то дорогую вещь, а возвращают лишь после уплаты долга.

Очень редко, но случалось, что клиенты убегали, не заплатив. Тогда официантам приходилось выкладывать собственные деньги.