Военное кладбище в центре городка Комарно и эксгумационные исследования вызвали настоящий ажиотаж и скандал не только в местной, но и центральной прессе, и ложные слухи дошли даже до консула РФ во Львове. Поэтому вчера собрали журналистов и рассказали кто, почему и как проводит раскопки и перезахоронение.
Работы по перезахоронению и сам процесс исследования велись в рамках украинского законодательства и на основании необходимых на то разрешений местной Комарновской и областной властей. Кандидат исторических наук Ярослав Онищук, который руководит коммунальным предприятием «Доля», занимающимся раскопками, сообщил на пресс-конференции журналистам, что шум вокруг того, что могилы раскапывают экскаваторы, которые чуть ли не вырывают из могил останки погибших – абсолютно не соответствует действительности. Верхний слой могил, конечно же, снимали при помощи техники и это разрешено законом, а уж сами останки выкапывали в соответствии со всеми цивилизованными человеческими нормами вручную. Останки находились на глубине 1,8-2 метра.
- В таких случаях, - говорит Ярослав Онищук, - разрешено использовать землеройную технику для того, чтобы снять верхний слой грунта. Перед тем, как проводить эксгумацию, каждый фрагмент зачищается, снимается на фото и видео. Все это делалось открыто, чтобы не говорили, что мы что-то скрываем. Но, несмотря на это, в прессе просто раздули проблему, которой нет. Мы не воюем с мертвыми. Они должны быть похоронены по христианским законам. А судить их будет Бог. На могилах перезахоронений будет установлен крест, а со временем, в зависимости от того, как будет решен вопрос там установят либо обелиск, либо плиту с фамилиями погибших.
Кстати, среди останков был выявлен и скелет женщины 35-40 лет, очевидно, она работала в партийных органах. Кроме того, среди останков «энкаведистов» в складках гимнастерки капитана НКВД нашли медальончик с изображением Иисуса Христа. Видно, не все разделяли нечеловеческую политику карательных большевистских органов, многих просто заставили служить в них.
- Это не просто раскопки бывшего военного кладбища, здесь ведутся научные исследования, ведь вопросов по ходу этой работы возникает очень много, – рассказывает Ярослав Онищук. - И среди многих солдат, похороненных здесь, особенно проблемными в плане идентификации являются подзахоронения, сделанные в более поздний период. Людей хоронили по двое в одной могиле, туда же сбрасывали их вещи и идентификаторы (капсулы), все это сделано хаотично и бессистемно. Вследствие чего идентифицировать некоторые останки просто невозможно.