27 декабря
Загрузить еще

Медиатор Олеся Бик: «Компромисс это не решение проблемы, а удовлетворение интересов на 50%»

Медиатор Олеся Бик: «Компромисс это не решение проблемы, а удовлетворение интересов на 50%»

Но только в последнее время эта профессия начала приобретать популярность. Медиаторы помогают решить семейные, деловые и даже криминальные конфликты. В НУ «Львовская Политехника» будущих медиаторов обучают по программе Менитопского университета г. Виннипег и ориентируют их на разрешение семейных, бытовых и бизнес­-конфликтов. Как часто к услугам людей, которые способны примирить любые враждующие стороны, обращаются за помощью, и что значит примирить враждующие стороны – «Комсомолке» рассказала председатель Львовской городской ассоциации посредников в вопросах семьи, президент благотворительного фонда «Пространство без конфликтов», преподаватель кафедры социологии и социальной работы НУ «Львовская Политехника» Олеся Бик.

«Моя мама говорила, что ты – кобель»

– В университете «Львовская Политехника» учебная дисциплина «Медиация и решение конфликтов» преподается с 1999 года. И еще до недавних пор наш университет был единственным в Украине, где медиацию преподавали в обязательной программе бакалаврата. Медиатор – это человек, который помогает решить конфликт. Семейная или бизнесовая медиация может выступать и как альтернатива суду, и как дополнение к нему. А криминальная медиация в большинстве случаев не является альтернативой суду, а только его дополнением, – заметила Олеся Бик.

– Есть ли во Львове медиаторы, работающие по специальности?

– Есть. Во Львове работает Ассоциация посредников в вопросах семьи. Кроме того, медиация – приоритетная деятельность благотворительного фонда «Пространство без конфликтов». Но я не могу сказать, что на сегодняшний день много людей обращаются за помощью к медиаторам. Однако у меня есть клиенты, которые просто просят посоветовать, как разрешить семейные конфликты. Соответственно, начиная консультацию, я им предлагаю встретиться, и мы проводим медиацию. Бывали случаи, когда медиации, которые проводились с людьми, готовыми разорвать семейные отношения, помогали им наладить и улучшить семейную жизнь. Нередко причиной возникновения семейных конфликтов служит недостаток общения. Обычно партнеры не интересуются проблемами и потребностями друг друга. Они говорят, что им не нравится, а другой человек их не слышит, потому что в этот момент он думает о том, что не нравится ему. Муж и жена не пытаются искать возможности удовлетворять потребности и интересы друг друга. При этом не надо искать компромисс, потому что компромисс – это не решение проблемы, а удовлетворение интересов на 50%. И рано или поздно недовольство сторон напомнит о себе и выльется в конфликт.

– Медиация – это разрешение конфликтной ситуации с каждой стороной отдельно или в паре?

– Первый этап – это встреча медиатора с каждым отдельно, второй этап – этап медиации – встреча двух сторон и то, что уже обсуждалось с медиатором, на этом этапе обсуждается в присутствии друг друга. Встречаясь с медиатором индивидуально, обе стороны могут высказать все накопившееся негативные эмоции к своему партнеру и собственное видение причины конфликта. Медиатор вникает в суть конфликта, но не поддерживает никого, его позиция нейтральна по отношению к обеим сторонам. Он помогает клиенту услышать, что и как тот говорит о своем партнере. И, возможно, в такие моменты человек впервые осознает, что на самом деле хочет сказать совсем другое.

Часто из-за недоговоренности у молодых супругов возникают конфликты на сексуальной почве. «А моя мама мне говорила, что ты – кобель!» – заявляет жена мужу, когда тот вечером хочет ее поцеловать. «Интересно, почему это твоя мама такое обо мне говорит?!» – возмущается муж.

На самом же деле, причина конфликта – потребность мужа иметь интимные отношения с женой, мама же, которая всю жизнь прожила без мужа, смотрит на это по­своему, возможно, даже завидует подсознательно. А молодая жена, вместо того, чтобы прислушаться к своим потребностям и потребностям мужа, слушает свою маму.

Медиатор помогает людям не просто решить какой­то конкретный конфликт, а помогает им научиться избегать конфликтов.

Главное – не уберечь от разрыва, а помочь мирно разойтись

– Бывали ли в вашей практике случаи, когда удавалось спасти от распада какую-­либо фирму из-­за недоразумения между партнерами?

– От распада фирму спасать мне не приходилось, но была ситуация, когда бывшие партнеры разошлись спокойно, без судов и каких­либо конфликтов. Ведь каждая фирма имеет право разделиться и не нужно заставлять партнеров любыми силами держаться вместе, а необходимо помочь им разойтись мирно и в дальнейшем сотрудничать как партнеры, а не как конкуренты или конфликтующие стороны.

Вообще у любого человека не должно быть никаких конфликтов: внутренних, неразрешенных. С точки зрения медиаторов – неразрешенный конфликт, так или иначе, переносится на любые будущие отношения. Ведь даже, если нет человека, с которым ты конфликтуешь, ты все равно будешь прокручивать конфликт в голове, недовольство и невысказанные эмоции останутся. Поэтому, каким бы «устаревшим» не казался тот или иной конфликт, лучше к нему вернуться.

Важно найти взаимопонимание между двумя конфликтующими сторонами, после чего каждая остается довольна: то ли дележом имущества или просто разрывом. Не обязательно все семьи мирить и сохранять. Функция медиатора не во всех случаях сводится к сохранению семьи или спасению фирмы от раздела. Иногда намного эффективнее может быть разрыв и сторонам необходимо помочь мирно разойтись. Медиация помогает людям разойтись психологически здоровыми.

Хотя относительно желающих пройти медиацию, то таких на сегодняшний день очень мало. Потому что люди еще не знают, куда и к кому можно обращаться.

Бизнес поможет утвердиться медиации в Украине?

– А популярна ли на сегодняшний день бизнес­медиация?

– Да, бизнес­-медиация становится все более популярной. Кроме того, во Львове работает бизнес-­центр, где можно обучиться бизнес­-медиации. И бизнес – наиболее подходящая сфера деятельности для того, чтобы медиация утвердилась в Украине как профессия. Если конфликтующие стороны заинтересованы в минимализации своих расходов, они обращаются к медиатору и платят ему значительно меньше, чем могли бы заплатить в суде.

– Работают ли семейные медиаторы в государственных структурах?

– Нет, ни в горсовете, ни в облгосадминистрации должности семейного медиатора нет. Но значительно сдвинулась с мертвой точки криминальная медиация. Совсем недавно генпрокуратурой принято положение, в котором значится, что прокуратура в обязательном порядке должна включать в свою деятельность медиацию. На сегодняшний день уже есть законопроект о восстановительном правосудии (криминальной медиации), и мы рады, что его окончательно дорабатывают, чтобы он был жизнеспособным.

«Запорожец» спас семью

Супруги с помощью медиатора пытались решить вопрос развода. Дело замерло на «Запорожце», который они никак не могли поделить. Процесс длился довольно долго, пока медиатор не провел дополнительные индивидуальные беседы с мужем и женой. И муж, и жена сознались, что, на самом деле, они не хотят разводиться, а «Запорожец» – всего лишь повод встречаться друг с другом у медиатора и продолжать отношения, вместо того, чтобы поставить на них точку. То есть, они просто-­напросто хотели решить свои проблемы, но долго никто из них не мог в этом сознаться.

Благотворительный фонд «Пространство без конфликтов», тел.: (032) 233-­43-­84, м.: 8­-050­-936­-84-­50, 8­-096-­594­-14­-48, 8­-093­-894­-41­-31.