Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Во Львове вместо почты немцы по ошибке разбомбили пассаж

Во Львове вместо почты немцы по ошибке разбомбили пассаж
Фото: Марш немцев по ул. Городоцкой, который состоялся в первые дни войны. Фото: photo-lviv.in.ua

Воспринимали как освободителей

А во Львов военные III Рейха впервые вошли всего через пару дней после начала военных действий - 30 июня. Накануне советские чиновники и войска покинули город. Во Львове остались лишь рядовые жители, которые не успели бежать. Почти сутки в городе царило безвластие, в некоторых районах были зафиксированы случаи мародеры. Но после того, как немцы вошли во Львов, началась новая страница в истории города.

Одним из первых по улице Яновского (нынешней Шевченко) во Львов вошел батальон "Нахтигаль", который был укомплектован из украинских националистов, членовОУН. Историки утверждают, что тогда дни военных III Рейха львовяне встречали спокойно, без страха и с надеждой. Но и особой радости, вручения цветов нацистам и аплодисментов, как показывают на фото и видеозаписях те времен, тоже не было. Тем не менее, галичане возлагали большие надежды на немцев. А все потому, что "советы", которые до этого времени властвовали на Галичине, успели показать себя с темной стороны - инакомыслящих галичан сотнями сажали в тюрьмы, вывозили в Сибирь, репрессировали.

-Поэтому немцев галичане  воспринимали в первую очередь не как нацистов, а как освободителей от всего этого ужаса, - рассказала "КП" в Украине" историк Олеся Исаюк. – Львовяне искренне верили, что те вернут времена Австро-Венгрии, которые ассоциировались со стабильностью и упорядоченностью жизни.

Позиция львовян в отношении немцев зависела и от национального происхождения. Так, часть украинцев надеялась, что представители III Рейха позволят им возродить свое государство. В итоге, этого не произошло, и многие украинцы ушли в подполье. Другая часть наших соотечественников выбрала путь сотрудничества с немцами, к примеру, в различных комитетах. Таким образом они надеялись выторговать у немцев некие привилегии. Но и тут важно отметить, что эти львовяне смотрели на немцев через призму Австро-Венгерской империи и никак не воспринимали их как нацистов.

-Что касается поляков, то ничего хорошего они от  немцев не ожидали, как и евреи, - отметила Олеся Исаюк. – Поляки  после потери собственного государства всех считали захватчиками – и "советов", и немцев. А львовские евреи были уверены, что хуже советской власти уже не будет. Для них было главным заданием выжить и сохранить свою общину. Их настрой можно характеризировать фразой: "Чтобы "советы" ушли, чтобы поляки не вернулись, чтобы Гитлер не пришел, и чтобы мы остались".

Город бомбили дважды

В годы Великой Отечественной Львову еще повезло, если можно так сказать. Дело в том, что оккупанты не хотели бомбить город, который находился в центре их интересов. Немцы постарались отрезать Львов от остальной территории СССР – ожесточенные бои шли в окрестностях города. За все годы войны во Львове лишь дважды были серьезные бомбежки, в первые дни войны и во время боев за город в июле 1944-го. Например, войдя в город, немцы сразу же решили разрушить Главпочтамт. Однако ошиблись, и попали в красивейший пассаж Миколяша, который по завершению войны так и не отстроили. После такой досадной ошибки, разрушить почту у немцев руки не дошли.

-Если говорить о режиме  оккупации к Галичине, то он был, в сравнении, мягким, ведь наш регион долгое время находился в границах Австро-Венгерской империи, - уточнила Олеся Исаюк. - Соответственно, нацисты считали Галичину такой область, которая уже частично была причастна к немецкой культуры.

Так как советы отступили, представители III Рейха почувствовали себе хозяевами во Львове, и начали подстраивать устав города под себя. Немцы с присущей им педантичностью и любовью все раскладывать по полочкам, ввели учет всех государственных дел города. Появились продуктовые карточки, которые позволяли приобрести мизерное количество продуктов. Почти сразу же население поделили за национальной принадлежностью, а самые лучшие рестораны, парикмахерские, магазины были открыты только для арийцев.

Продолжалось это три года.

Накануне советские чиновники и войска покинули город. Во Львове остались лишь рядовые жители, которые не успели бежать. Фото: photo-lviv.in.ua