Загрузить еще

Проведите выходные в настоящем гуцульском селе

Проведите выходные в настоящем гуцульском селе
Фото: Всю свою жизнь Мария Бойцуняк провела за ткацким станком.

Село Прокурава отличается от других сел тем, что находится высоко в горах. Если вы, находясь неподалеку, например, в селе Шешоры, спросите, как попасть в Прокураву, вам ответят: «Это чуть выше». Заметьте, не «дальше», а – «выше».

Удобства – в деревянном домике

Добраться сюда несложно. Из Львова до ИваноФранковска, потом – до Коломыи, ну а дальше рейсовым автобусом – до Прокуравы. Дорога занимает около шести часов. Зачем сюда ехать? А про зеленый туризм слышали? Это когда пресыщенные городские жители едут за новыми, экстремальными впечатлениями, чтобы вспомнить, как жили наши прадеды.

А жили они просто, как сейчас живут в большинстве сел. Еда готовится на печи, печь топится дровами. Надо умыться – рукомойник во дворе. Хотите в туалет – добро пожаловать в деревянный домик около хлева.

Жизнь в селе неспешная. Утром местные жители просыпаются с первыми петухами, обихаживают домашнюю скотину и птицу, ухаживают за небольшим огородом (плодородной земли в горах почти нет) и спать ложатся «с курами».

Из развлечений в селе – клуб. Старенький, да любимый. Новый клуб для села начали строить лет двадцать тому назад. Да не достроили. Так и возвышается недостройка вместе с подъемным краном около старого клуба. Но прокуравчане не унывают. После дневной работы сходятся они вечерком в свой старый любимый клуб, чтобы попеть да поплясать. Некоторым артистам уже к восьмому десятку подходит. А поют и танцуют – как в молодости.

Название села жители Прокурава объясняют тем, что когдато сюда приехал жить прокурор. Но кто он был и чем здесь занимался – никто уже сказать не может. А вот сами жители занимаются в основном ткачеством и вырезают разные поделки из дерева. В основном – ложки.

– Всех сельчан нашего села называли лыжашники (ложкари). В Космаче делали палочки для старших людей, в Шешорах плели корзины, в Брустове делали бочки из смереки, – рассказывают местные жители.

Чтобы выткать сорочку, нужно посеять коноплю

Бойцуняк Марии Ивановне исполнилось уже 77 лет. А за ткацкий станок она села в 13 лет. Так жизнь сложилась. Мама умерла и ктото должен был одевать семью. В те времена женщины ткали не столько на продажу, сколько, чтобы свои в семье имели и рубашки, и штаны, и полотенца, и простыни. Да весь текстиль, который был в доме, – изготавливался женскими руками. Но тогда, чтобы иметь возможность сесть за станок, нужно было выполнить большую подготовительную работу – посеять коноплю или лен, вырастить, мочить, дергать, сделать пряжу, выпрясть ее, залить. И только тогда можно было садиться и ткать.

– Тогда же нельзя было купить, как сейчас. Было только то, что своими руками сделаешь, – вспоминает Мария Бойцуняк.

Образование у Марии Ивановны – четыре класса начальной школы.

– В 1939 году я закончила первый класс польской школы. В сороковом году пришли русские и меня снова отправили в первый класс. Я училась четыре года. А потом умерла мама, и папа больше не пустил меня в школу. Ктото должен был заниматься домашним хозяйством, – рассказывает она.

Тогда же начала брать первые уроки ткачества. Учиться было трудно. Ведь маленькая Марийка не доставала ножками до педалей. Но семья никогда не знала недостатка в рубашках и других вещах. Когда Марийка выходила замуж, то уже имела десять праздничных рубашек, запас простыней и покрывало. Сейчас вся хата Марии Ивановны украшена ее работами. Рушник, который обрамляет зеркало, она ткала неделю. Свои работы не раз выставляла на разных всеукраинских и всесоюзных выставках. По ее скромным подсчетам, всеми дорожками, рушниками и гардинами можно выстелить дорогу до Киева и обратно.

Узоры, которыми расписывала Мария Бойцуняк свои работы, она придумывала сама. Правда, признается, что сначала подсматривала у старых мастериц. А потом – все «рисовалось» в ее голове само.

Вот только девать натканное уже некуда. Мало кто этим интересуется. И почти нет покупателей. Да и она – одна из последних мастеров в селе, которые еще умеют ткать и могли бы научить. Но – некого.

Лучшая ложка – из можжевельника

Мужчины в селе всегда занимались лесоповалом. А в свободное время вырезали ложки, вилки, лопатки и другие нужные в хозяйстве вещи.

По традиции, в каждом году кутью нужно было есть новой ложкой. Поэтому к Рождеству в каждом доме изготавливали новые ложки из можжевельника. Они очень хорошо пахли, особенно когда их окунали в горячую пшеницу. Ложки из липы делают старшие люди. Потому что это мягкое дерево и к нему не нужно столько силы применять. А в основном – каждый мастер делает ложки из того дерева, которое имеет в хозяйстве. Если ложка темная – то это черешня.

Семидесятичетырехлетний Якибчук Николай Дмитриевич говорит, что ложка делается очень просто.

– Берется деревянный чурбан, обтесывается с двух сторон. Потом аккуратно разрезается на две половинки. И получаем две основы для ложек. Потом аккуратно выдалбливают середину и делают едало, – дает мастер-класс Николай Дмитриевич.

Ложки он делает из груши, так как несколько лет тому назад срубил дерево, которое росло на огороде. Правда, чтобы дерево годилось для работы, ему нужно отстояться и «подготовиться» не менее трех лет.

Кроме того, народный мастер изготовляет разные сувенирные поделки из дерева – бочечки, стаканчики, файки (трубки для курения), писанки. Все эти изделия он возит раз в месяц на базар в Косов. Хорошим днем считается, если за ложку дают две гривны, а за писанку – четыре.

Жена Николая Дмитриевича, Эмилия Ивановна, вспоминает времена, когда в семье единственным доходом было изготовление и продажа ложек. Тогда юная шестнадцатилетняя Миля каждую среду еще затемно шла пешком в Косов, чтобы на ярмарке продать ложки, которые за неделю изготовил отец. Одну ложку приходилось отдавать за 10 копеек. После чего за выторг покупалась мука, чтобы можно было испечь хлеб.

Сейчас в селе все по-другому. Все товары можно купить. Но народные умельцы не прекращают ткать и вырезать ложки. Привыкли уже.