Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В некрополе начали ремонтировать склепы

В некрополе начали ремонтировать склепы

Вот уже третий день 10 львовских студентов из Национального университета «Львовская политехника» и 14 польских студентов из политехнического университета города Кельце проводят инвентаризацию надгробий на Лычаковком кладбище. Кроме того, в рамках сотрудничества в сфере охраны объектов общего культурного наследия здесь параллельно реализуют еще один украинопольский проект – реставрируют скульптуры четырех надгробий. Это надгробия польского профессора Юлиана Макаревича, украинского ученогофилолога, общественного деятеля и членакорреспондента Польской Академии наук Омельяна Огоновского, армянского епископа Самуэля Стефановича, а также венгров Паулины и Станислава Папарив.

Реставрация – работа дорогостоящая

– На сегодняшний день работа по реставрации надгробий находится на этапе расчистки слоев грязи, – рассказал на брифинге директор музея «Лычаковское кладбище» Игорь Гавришкевич. – На двух надгробиях первичные работы уже закончили. Надгробия Огоновского и рода Папарив находятся в лучшем состоянии по сравнению с двумя другими. Намного больше работы необходимо провести над памятником Стефановичу.

Как сообщил Игорь Гавришкевич, над этим надгробием заметно поработало время, кроме того, памятник повредила обломившаяся ветка.

Реставрация этих четырех надгробий стоит недешево. Польская сторона выделила на работы 600 тыс. злотых, что в эквиваленте составляет более 1 млн. грн. Интересно, что реставрация часто стоит намного дороже, чем изготовление нового памятника.

На Лычаковском кладбище зарегистрированы 232 памятки исторической и культурной ценности. И более 50% всех памятников музея нуждаются в реставрации. На сегодняшний день глобальная реставрация необходима также гробнице известной польской писательницы Габриэллы Запольской.

– Если разделить 600 тыс. злотых на четыре и умножить на 232, можно подсчитать, сколько денег необходимо вложить в реставрацию ценных надгробий, – подчеркнул Игорь Гаврышкевич. – Эти суммы в сотни раз больше тех, которые могут выделить на реставрацию надгробий львовские власти.

Все памятники задокументируют

– Мне очень приятно работать на одном из самых лучших европейских кладбищ, – сообщил академик, доктор искусств, профессор, представитель Министерства культуры Польши Тадеуш Рудковски.

У польской стороны собственные интересы к проведению инвентаризации на Лычаковском кладбище. Ведь здесь погребено много известных деятелей польской культуры, науки, общественности. По словам Тадеуша Рудковски, у поляков недостаточно данных о том, кто и где здесь похоронен, поэтому процесс инвентаризации – проект долгосрочный, рассчитанный на 67 лет.

– В процессе инвентаризации каждого надгробия мы хотим описать не только, кто и когда там погребен. Нас интересует, из какого камня изготовлено надгробие. Всю эту информацию мы будем документировать, – заметил Тадеуш Рудковски.

Доцент Национального университета «Львовская политехника» Татьяна Клеменюк сообщила, что студенческая практика на Лычаковском кладбище уже давно стала традиционной. Она проходит здесь, начиная с 30х гг. ХХ века. Вообще задание архитекторов при проведении инвентаризации памяток на кладбищах – провести детальные измерения памятников, сделать их зарисовки, чертежи и фотографии. Но польская сторона заинтересовалась инвентаризацией не только памяток, а всех памятников на этом кладбище.

Цель инвентаризации – провести документальную опись состояния каждого памятника и надгробия, чтобы в случаях разрушения знать, как выглядел этот памятник и к какому именно надгробию относится упавший крест или часть скульптуры.

Кстати, последняя инвентаризация на Лычаковском кладбище проводилась в 1988 году. Тогда ее провели не полностью – инвентаризацией было охвачено 23 поля.