Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Львовскому трамваю 120 лет: от "конки" до "гусеницы"

Львовскому трамваю 120 лет: от
Фото: «Конки» появились на улицах Львова в далеком 1880 году. Фото: bruchwiese.livejournal.com

Без них, шумных и звенящих на каждом повороте, Львов действительно невозможно представить.

На самом деле, этот вид электротранспорта появился на улицах Львова ровно 120 лет назад, в 1894 году. Город стал вторым в Украине после Киева, и четвертым на территории Австро–Венгрии, по которому курсировал электрический трамвай.

На смену конным повозкам пришел электрический трамвай, который городане приняли в штыки. Фото: соцсети

- Первые две колеи во  Львове проложили с вокзала  в Стрыйский парк, где во времена Австро-Венгрии проводили торги, а также с центрального проспекта - к Лычаковскому кладбищу, - рассказал председатель профкома ЛКП "Львовэлектротранс" Юрий Опрыск. -  До этого во Львове уже существовала так называемая "конка", когда лошади тянули за собой прицепы. Но впоследствии электрический трамвай полностью ее вытеснил. Скорость трамвая тех лет была от 6 до 15 км в час, а сегодня он разгоняется до 40 километров.

Самый старый трамвай, который до сих пор на ходу, сохранился во львовском депо №1 -  это шоколадного цвета Sanok SN -1, 1912 года выпуска. Раньше его можно было увидеть на улицах города, однако уже около полувека трамвай стоит в ангаре. Таких раритетных вагончиков в мире сохранилось лишь два - во Львове и Кракове.

Вот так торжественно открывали трамвайную линию на Высокий Замок в 1910 году. Фото: uk.wikipedia.org 

Пассажиры в этом трамвае размещались не на креслах, как сейчас, а на деревянных скамейках. Руководил транспортом машинист, который стоял в своей кабине, зорко следил за движением, и специальными рычагами добавлял скорость или тормозил. К слову, водители трамвая в 1912 году обязательно имели в наличии свисток, как дополнительный сигнал, и металлический лом, для того, чтобы вручную переводить стрелки.

Те же трамваи, что и в начале века, колесили по городу в военные и послевоенные годы (на фото – 1939 год). Фото: соцсети 

КСТАТИ

Как только в 1894 году на львовских улицах появились электрические трамваи, горожане взбунтовались. Все привыкли к конным повозкам, многих пугал скрежет металлического вагончика, скорость движения. А жены львовских извозчиков, которые управляли "конкой" и теперь остались без работы, забросали первый электрический трамвай помидорами и тухлыми яйцами.

Но больше всего горожан возмущала цена за проезд - 20 грош. При этом буханка хлеба в то время стоила 18 грош. Правда, для тех, кому такая сумма за билет казалась неподъемной, в конце салона трамвая была оборудована специальная открытая площадка. Так ездили, в основном, студенты и ученики. Остальные пассажиры с комфортом рассаживали в салоне.

В 70-х годах на улицах Львова появились немецкие и чешские Gotha и Tatra. Фото: соцсети

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Водители-ветераны львовского трамвайного депо признаются, что не спешат на пенсию из-за того, что некому передавать свой опыт.

- Молодежь не  слишком стремиться занять место у рычага, - сетует ветеран -водитель трамвая Галина Козак. – Дело в том, что у водителей ненормированный рабочий день, часто нет выходных, однако мы и получаем не мало - более 3 тысяч гривен в месяц. Я до сих пор вожу трамвай, мой стаж насчитывает уже 41 год. Дорога, автомобили, пассажиры, красивая архитектура за окном – все это захватывает, романтика. Есть, конечно и то, что нас не удовлетворяет. Например, состояние пути, по которым едут трамваи.

Гордость львовян – желто-зеленый "Электрон" или просто по-народному "гусеница". Фото: Ольга Кухарук

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первым трамваем во Львове была так называемая "конка". Вагончики, с запряженными лошадьми каждые десять минут выезжали по маршрутам главный вокзал - улица Городоцкая - площадь Мытная и главный вокзал – Пидзамче. На смену конке, которая уже не справлялась с растущимипотребностями в перевозке, пришел электрический трамвай. По Львову ездили вагоны, изготовленные в Вене фирмой "Сименс & Гальске". Потом в 1912 году на улицы города выехали трамваи Sanok SN -1.

Самый старый трамвай, который сохранился во львовском депо №1 - это шоколадного цвета Sanok SN -1, 1912 года выпуска. Фото: Ольга Кухарук.

Эти же трамваи перевозили пассажиров и в войну, правда, с небольшим перерывом, так как несколько раз линии электропередач повреждала бомбежка.

- В 70-х годах им пришли на смену трамваи немецкого производства, а в 80-90-х – чешского: Tatra, которые мы видим до сих пор, - рассказал Юрий Опрыск.

А уже почти год по улицам Львова ездит желто-зеленый трамвай "Электрон", который стал настоящей гордостью львовян. Чиновники обещают, что до конца 2014 года будет уже две таких "гусеницы", именно так окрестили горожане новый электротранспорт. Правда, второй сделают поменьше, 3-секционным, и более удобным для узких львовских улиц.

Вместо панели управления в кабине водителя трамвая 1912 года был вот такой рычаг, который заменял педали газа и тормоза Фото: Ольга Кухарук