Первый в истории независимой Украины суд с участием присяжных, который заседает в Лычаковском райсуде Львова, длится почти год (с 30 апреля 2013 года). Судят здесь бывшего студента-марокканца Шакиба Отмана, которого обвиняют в убийстве львовского врача-травматолога. Ему грозит от 10 до 15 лет лишения свободы либо даже пожизненное заключение.
Платят в среднем 250 гривен в день
24 февраля должны были вынести приговор Отману. Но в связи с ситуацией в стране заседание не состоялось: нет конвоя, который смог бы доставить подсудимого в суд, и прокурора. Когда состоится очередное заседание - пока не известно.
Однако, несмотря на это, в суде присутствовали некоторые члены суда присяжных. С одной из них, Галиной Мирон, которая, как она сама говорит, "сидит" на скамейке "запасных", "Комсомолке" удалось пообщаться.
- Какие у вас впечатления от работы в суде присяжных?
- Я очень недовольна и разочарована этой работой. Я не только теряю в деньгах, но и теряю много времени. Ведь иногда приходится находиться в зале судебных заседаний до девяти часов вечера. А за участие в заседаниях нам платят среднемесячную зарплату, получается по 250 гривен, в зависимости от обстоятельств. Вот сегодня я пришла в суд, и на основном месте работы (Галина работает в аварийной службе водоканала. – Авт.) меня не "протабелировали", а значит, я потеряла в деньгах. Вместо меня поставили другого человека, которому заплатят за то, что меня подменяет, а суд взяли да и перенесли. В результате ни тут, ни там не заработала.
- Но ведь вы же добровольно согласились участвовать в суде присяжных?
- Да нет, конечно! Просто от каждой организации нужно было подать списки претендентов на членов присяжного суда. Мой начальник записал меня, а компьютер выбрал мою фамилию. Я отказывалась, но мой руководитель меня уговорил, мол, это не каждый день, будешь ходить только тогда, когда скажут.
- Ваши коллеги по суду тоже недовольны своей участью?
- Да, все недовольны, даже просили судью, чтоб отпустил, некоторые даже плакали. Но он сказал, что освободиться от этих обязанностей можно только после окончания процесса.
- Говорят, что вы за этот год в суде заработали не больше трех тысяч гривен?
- Кто больше, кто меньше, но если это можно назвать заработком, то прибыли у нас просто "астрономические"!
"Араб не виноват"
- А какое у вас впечатление от процесса?
- Мое личное мнение таково: по-моему, араб не виноват. Просто нужно было очень быстро "слепить дело", вот его и слепили. Все "шито белыми нитками". Обидно, что присяжным никто не преподал даже каких-то необходимых азов, ведь мы далеки от юриспруденции. Я думала, что перед судом нам хотя бы расскажут, как себя вести, как нужно аргументированно строить свою речь. Да куда там! Привели в суд - и сразу к присяге!
- Доводы адвокатов судья принимает во внимание?
- Неизвестно! Он слушает, а уж по приговору станет ясно – чьи доводы приняты во внимание и насколько объективным будет вердикт.
Напомним, жестокое убийство львовского врача-травматолога Леона Фрайфельда произошло 19 октября 2012 года около шести часов утра в центре города. По данным следствия, 67-летнего врача зверски избил бывший студент Львовского медицинского университета Шакиб Отман, которого отчислили из вуза из-за постоянных прогулов. Причина, которая привела к трагедии – хулиганские побуждения. Защитник обвиняемого адвокат Ярослав Гандзюлевич с версией следствия категорически не согласен. Он утверждает, что материалы дела грубо сфальсифицированы, а его подзащитный убийства не совершал.