Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Музыкант Юрий ШАРИФОВ: "Из-за моих "битлов" чуть не распустили львовское радио"

Музыкант Юрий ШАРИФОВ:
Фото: На одной из встреч фан-клуба: Юрий Шарифов (справа), Руслана, Александр Ксенофонтов.

Мир музыки открывали поляки

Оказывается, самые рьяные битломаны живут во Львове. Ведь именно в нашем городе вот уже 12 лет существует единственный во всей Украине фан-клуб группы "Битлз". Но, конечно, народная любовь измеряется не одним десятилетием. О том, когда и как битломания увлекла львовян, нам рассказал музыкант, композитор, член фан-клуба 67-летний Юрий Шарифов:   

- Львову несказанно повезло. Благодаря своему приграничному расположению, мы могли без помех ловить западное радио и быть в курсе всех музыкальных новинок. Можно сказать, что я "заслуженный радиослушатель". На польскую волну настроился еще дошкольником. Хорошо помню, что в уже в 1952 году, несмотря на контроль партии, первый канал "Варшава" доносил до нас голос Френка Синатры, Дорис Дэй. Поляки шли в ногу со временем, и мы могли слушать современную западную музыку без ограничений и цензуры.

Вторым источником информации о заграничных исполнителях были студенты-иностранцы. Их в буквальном смысле "пасли" меломаны после летних и зимних каникул, когда они возвращались в общежития с пластинками. Одни продавали винилы, другие щедро давали переписывать. 

- Говорят, в то время пластинки стоили целое состояние.

- Да, были пластинки, за которые "продавец" хотел 70-120 рублей. А тогда зарплата неквалифицированного работника была 60 рублей. Вот и считайте, за одну пластинку иногда приходилось отдавать две минимальные советские зарплаты. "Битлов" оценивали где-то в 100 рублей.

Пол МакКартни оценил подарок. 

Пластинку прислали из Польши

- Как вам досталась первая пластинка "Битлз"?

- Раньше в журналах печатали адреса молодых людей со всего мира. И я переписывался с чилийцем, китайцем, поляком. И вот, зная мое пристрастие к музыке, мой польский друг по переписке выслал сорокапятку – так называли пластинки на 45 оборотов. Это был настоящий праздник.

- Обысков, репрессий не боялись?

- Бог миловал, хотя провокатором я был еще тем. Мы вместе с коллективом "Живая вода" исполняли на концертах песни "Because" и "Come together". Сначала в Министерстве культуры не видели в этом проблемы. А потом всплыл якобы экономический мотив. В Советском Союзе гонорар платили всем: и отечественным авторам, и заграничным, а потом решили, что незачем обогащать иностранцев, и распорядились убрать из репертуара чужие песни. Выкручивались, как могли, например, в программу не писали песни "битлов", но на концертах исполняли. Сложнее стало, когда появились инспекторы, которые записывали концерты на портативные магнитофоны. За такое могли снять с гастролей, распустить коллектив или даже отдать под суд. Ведь раньше ни один концерт не мог состояться без разрешения Министерства культуры, худсовет утверждал каждую песню программы. Но и тут находили выход. Чтобы не запретили выступление, придерживали "запрещенный репертуар" под конец концерта. Говорили несколько слов для нейтрализации бдительности "агентов", мол, песня "против дискриминации", "за права трудящихся". И все проходило "на ура".    

Кстати, даже студия грамзаписи "Мелодия" в свое время хитрила. Помню, когда я диджеил на школьных дискотеках, появилась серия пластинок "Вокруг света". И там были песни  "Битлз". Только подписывали их маскировочно "Вокально-инструментальный ансамбль".

Программу закрыли из-за кляузы

- Какие музыкальные провокации вы еще устраивали?

- В 1966 году начал вести на областном радио авторскую программу "Музична шафа". И когда заявил своим друзьям, что в первом выпуске мало того, что поставлю песни "Битлз", но еще и пущу провокационную песню Rolling Stones "I Can't Get No Satisfaction", никтонеповерил. Ведь на радио было два четких правила. Первое: прямого эфира нет – все программы в записи. Второе: все тексты и музыку прослушивают отделы райкома и обкома партии, отдел цензуры. Для них заставляли готовить переводы текстов. Я ходил в университет и просил преподавателей помочь. Иногда приходилось делать "адаптированный перевод", чтобы песню пропустили. Поэтому, когда песни появились в эфире, это было подобно взрыву ядерной бомбы.Многие говорили, что из-за меня разгонят областное радио, ведь это была наглость для советского эфира.

- И что – никто вас не "сдал"?

- Продержался около двух лет! Пока один ветеран не написал жалобу, мол, мы проливали свою кровь, а областное радио пропагандирует то, с чем мы боролись несколько лет. Мои доводы, что ничего немецкого я в программу не ставлю, а англичане и американцы были нашими союзниками, на редактора не подействовали. Ему скомандовали принять меры - и мою программу закрыли.

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Yellow Submarine" канула в Лету, а аллея Леннона не прижилась

Одна из визиток Львова, связанная с "Битлз" - кафе "Yellow Submarine", - исчезла с карты города несколько лет назад. Как объясняли фанам, владелец счел ресторацию нерентабельной, хоть завсегдатаи и утверждали, что там всегда было полно посетителей. Многие до сих пор скучают по "битловской" атмосфере.

- В кафе был оригинальный тематический дизайн: ноты, пластинки, на витрине - костюмы участников "Битлз" из альбома "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", - вспоминает Юрий Шарифов. – Раньше тут часто организовывали концерты, собирались члены фан-клуба. И просто приходили пообщаться за чашечкой кофе известные в городе музыканты.

После закрытия "Yellow Submarine" в городе осталось всего одно место, связанное с творчеством знаменитой ливерпульской четверки – улица Джона Леннона. В 1994 году городская власть Львова утвердила название улицы с несколькими новостройками. Теперь район немного разросся, и увеличилось количество жителей, в чьих паспортах в графе "прописка" написано: ул. Джона Леннона. 

После основания фан-клуба местные "битломаны" задумали посадить аллею Джона Леннона. Сначала равнодушные люди вытоптали саженцы, а после второй "высадки" благое намерение перечеркнули строительные работы, которые разворачивались вокруг.

КСТАТИ

Вышиванка для МакКартни

Украинский фан-клуб "Beatles.UA" был основан 30 января 2002 года во Львове. И до сих пор остается единственным фан-клубом "битлов" во всей Украине. Со временем появились представительства в Киеве, Черновцах и Житомире. Сегодня в фан-клубе около 60 членов, среди них много знаменитостей: Руслана, Святослав Вакарчук и все участники первого состава "Океана Эльзы", "пиккардийцы", а также мэр Львова Андрей Садовый.

Во время приезда Пола МакКартни в Киев руководство фан-клуба вручило "битлу" вышиванку с памятной надписью на английском "Украина любит вас". А также подарили диск бойковского хора и ансамбля дрымбарей-трембитарей из созвучного села Битля Турковского района Львовщины. Специально для услаждения слуха приезжего гостя местному хору перевели две песни из репертуара "Битлз". Из "Ob-la-di, Ob-la-da" сделали "Бітлянське весілля", а из "Mull Of Kentire" - "Бойківський край".

В ТЕМУ

Песни в цифрах

Известный львовский писатель, музыкант и вице-президент украинского фан-клуба "Beatles.UA"Илько Лемко сделал уникальное исследование тематики песен "Битлз". Он проанализировал 184 текста песен, которые считает каноническими, то есть написанными членами группы.

Оказалось, что 105 песен "битлов" - о любви (57%). Из них - 35 текстов о несчастной любви, и всего 17 – о счастливой. Но чаще всего звучала тема любовь-надежда, призыв (в 43 песнях).

Дальше темы распределились так: философия уровня обыденного сознания – 27 песен (14,3%); философия метафизическая, мистическая, аллегорическая – 15 песен (8,3 %); фантасмагория, психоделия – 6 песен; личные воспоминания – тоже 6. Остальные темы мало "воспеты", но присутствуют в нескольких песнях. Это - путешествия, музыка, экономика, колыбельная, природа, погода. По одной песне о литературе, цирке, политике, проблеме поколений, дне рождении.

Фото: архив Юрия Шарифова и beatles.com.ua.