27 июля
Загрузить еще

ТОП-5 необычных символов Львова: Сидящая статуя Свободы, улица с шестью названиями и цепь для сварливых женщин

Символ бережливости и благосостояния

Львовяне часто шутят о том, что в их родном городе есть все. Даже знаменитая статуя Свободы. Расположилась львовская скульптура высоко – на верхнем фасаде здания нынешнего Музея этнографии и художественного промысла, что на проспекте Свободы, 15. Как и нью-йоркская, каменная женская фигура держит в руках факел, а голова ее увенчана лучистой "короной". Правда, в отличие от своей зарубежной сестры, галицкая Свобода сидит, да и еще обнимает двух "каменных" мужчин.

Фото: автор.

- На самом деле эта скульптура является символом бережливости, - рассказал "Комсомолке" историк и экскурсовод Илько Лемко. - Само здание было построено в 1891 году за средства местных предпринимателей. Дом предназначался для Центральной монопольной сберегательной кассы. Заметьте, насколько роскошным является это здание, а все потому, что эта роскошь должна была показать обычному трудяге, к чему он должен стремиться в своей работе.

Фото: автор.

А вот автор скульптурной группы здания Леонард Маркони воплотил в каменной женской фигуре – Свободе - символ бережливости и благосостояния, а в мужских статуях, которые окружают ее – успешность в сельском хозяйстве и промышленности.

Много историй и анекдотов "ходило" вокруг этих скульптур. Например, в советские времена об этой композиции шутили: "В СССР даже Свобода сидит". Также поговаривают о негативной ауре самой статуи. Известно, что в 1981 году рука с факелом отломилась, упала и убила проходящую мимо туристку из Риги. Скульптура простояла без руки почти 15 лет. В конце концов, конечность восстановили и, для подстраховки, прикрепили к куполу здания. Кстати, реставратор, который приделал эту самую руку, вскоре погиб при высотных ремонтных работах.

Первый публичный дом, который сгорел дотла

А находилось это увеселительное заведение как раз на том месте, где сейчас – руины синагоги "Золотая Роза". Дом сгорел дотла во время пожара 1571 года, но благодаря записям в судебном деле сохранилось его описание. Известно, что состоял из семи комнат, каждая из которых была площадью около десяти квадратных метров.

Фото: автор.

- Историк Андрей Козицкий датирует первое историческое упоминание о львовском борделе 1450 годом, - рассказал Илько Лемко. – После пожара бордель переехал в каменицу Войнаровских, что на углу улиц Руськой и Сербской, а чуть позже – выше, на улицу Руськую, как раз напротив Успенской церкви. Это соседство очень обижало украинское общество. В конце концов, священник Успенской церкви добился закрытия этого заведения в конце XVIII века.

После разрушительного пожара, в котором сгорел первый публичный дом Львова, участок, на котором находилось заведение, пустовал около ста лет. Однако когда местные евреи захотели построить себе синагогу, город выделил им именно эту часть улицы.

Улица "без адреса"

Есть в столице Галичины улица, название которй меняется ежегодно.  Маленький переулок в самом центре Львова ранее назывался улицей Архивной. Однако сегодня стену одного из здешних зданий украшают уже шесть табличек с названиями. А все потому, что уже  традиционно, с 2006 года, в концеавгуста во Львове проходит фестиваль независимого кино "КиноЛев". Ежегодно мероприятие  имеет своего "патрона" - известного режиссера-классика, именем которого называют как раз эту небольшую улочку в центре города.

Фото: автор.

- Придумал такую аттракцию основатель фестиваля Олесь Дзындра, - рассказала "Комсомолке" одна из организаторов проекта Ирина Магдыш. – Маленькая улочка в центре города уже была названа в честь таких великих режиссеров как Бергман, Феллини, Трюффо, Ильенко, Параджанов. А в этом году "КиноЛев"  был посвящен фильмам Андрея Тарковского.

Единственная в мире скорбная статуя Спасителя

Известная во Львове черная каменица, которая находится в центре возле Латинского костела, просто таки окутана тайнами. Часовня Боимов была построена в 1607-1611 годах на средства богатого купца Георга Боима как склеп для его семьи. Строительство было начато самим Георгом, а завершено его сыном Павлом-Георгом. В криптах усыпальницы лежали три поколения Боимов, однако в начале XIX века  местные власти решили перенести все захоронения из центральной части города на новые львовские кладбища. Где именно перезахоронили семейство Боимов  – так и осталось загадкой.

Фото: автор.

Черная часовня привлекает внимание интересным фасадом, на котором резчики по камню изобразили сюжеты страстей Христовых. А на самом верху крыши каменицы находится единственная в мире статуя скорбного Спасителя.

- Скульптура сделанаиз камня, а венок на голове у Спасителя – из металла, - поведал нам Илько Лемко. – Эта фигура Христа как будто предостерегает горожан. Более того, под двухметровой статуей  задумчивого Иисуса на крыше часовни на латыни написаны слова, которые трудно увидеть снизу.  "Прохожий, остановись и подумай, твое ли страдание является большим, чем мое".

Сама часовня Боимов славится и своими легендами. Одна из них рассказывает о работнице музея, которая забыла в укромном уголке корзину с яблоками. Более чем через полтора года она неожиданно наткнулась на этиплоды и увидела, что они за это время совершенно не испортились.

Дамские кандалы из Средневековья

В XVI веке на западной стороне площади Рынок было место казни. Здесь же с 1564 года стоял так называемый "столб позора" - сначала деревянный, а затем его заменили каменным. К его нижней части были прикреплены железные кольца, к которым приковывали мелких хулиганов и пьяниц.  Вверху столба размещалась целая скульптурная группа - палач и богиня правосудия Фемида. К сожалению, столб позора уцелел только частично – на него упала башня ратуши в 1826 году. Сейчас остатки, которые сохранились, находятся в местном историческом музее.

Фото: автор.

Зато сбереглась до наших дней цепь, на которую сажали сварливых женщин, в частности, торговок. В 1594 году к стене одной из камениц в пассаже Андреолли прибили длинную цепь с обручем, которой и приковывали провинившихся теток. Сварливая дама в течение всего срока наказания, который зачастую длился целый день, могла прогуливаться настолько, насколько позволяли ей эти десятиметровые кандалы. Со временем цепь "уменьшилась" в размерах и стала намного короче.