Загрузить еще

Генеральный директор Львовского национального театра оперы и балета Тадей Эдер: "Женщины каждому мужчине прибавляют адреналина"

Генеральный директор Львовского национального театра оперы и балета Тадей Эдер:
Фото: Тадея Александровича всегда окружают красивые женщины. Фото: пресс-служба театра.

Вижу цель - не вижу препятствий!

Харизматичный, деловой, рассудительный Тадей Александрович привлекает своей неимоверной энергетикой, умением добиваться для театра, казалось бы, невозможного, восхищает своей преданностью высокому искусству и, конечно же, своим человеческим и мужским обаянием. У него прекрасное чувство юмора, он полон сил и новых планов.

Тадей Эдер давно женат на Львовской опере и, как и в каждой семье, здесь не обходится без взбучек и радостных моментов, но самое главное, что с каждым из шести сотен человек, которые работают в театре, он умеет найти общий язык.

Под его защитой и опекой служители Мельпомены чувствуют себя надежно и достойно. Ведь именно благодаря его "менеджерским" талантам, настойчивости и стараниям, театр поднялся с колен после лихих девяностых, Львовскую оперу (кстати, единственный театр в Украине) не только приняли в международную ассоциацию "Опера Европы", но и признали одним из лучших европейских театров. Артисты начали получать достойную зарплату, ездить на зарубежные гастроли и приглашать к себе знаменитых певцов из Европы.

Какие дальнейшие планы у генерального, "КП" узнавала у Тадея Эдера накануне его юбилея.

- Вы с 1998 года возглавляете Львовскую оперу, сделано немало. Какие события в жизни театра считаете самыми знаковыми?

-В первую очередь, переименование театра. Почему, например, в России есть театры имени Лемешева, Шаляпина и другие, а у нас признают только двух гениев - Тараса Шевченко и Ивана Франко - и их именами называют и улицы, и города, и театры. Конечно же, это гении, но ведь наша знаменитая дива Соломия Крушельницкая заслуживает этого не меньше. Второе событие - это выход театра на европейский уровень. Львовская опера стала членом международной ассоциации "Опера Европы". Третье важнейшее событие - театру присвоили статус национального. Четвертое - мы получили благословение Ватикана на постановку оперы "Моисей". И Ватикан впервые в истории дал театру деньги для этой цели.

Тадея Александровича всегда окружают красивые женщины.
 

Бюст Соломии украшает "Ла Скала" и Варшавскую оперу

- Вы - прекрасный пиар-менеджер театра. Говорят, что вы добились, чтобы в итальянской опере установили бюст Соломии Крушельницкой?

- Безусловно, это было непросто. В "Ла Скала" действительно установлен бюст нашей знаменитой оперной дивы. Дело в том, что в этом театре нет бюста ни одному знаменитому иностранцу, а Крушельницкую удостоили этой чести вполне заслуженно. Ведь ее триумф на оперных сценах мира стал одним из факторов успеха и признания украинской культуры, музыки и искусства.

Поэтому в нашем театре уже 12-й год подряд проходят Международные фестивали оперного искусства имени Соломии Крушельницкой. Бюст певицы, кроме нашего и итальянского театров, установлен также в Варшавской опере.

- Вы как-то упоминали, что до принятия Львовской оперы в ассоциацию, ее никто всерьез за рубежом не воспринимал. Расскажите, как это было.

- Чтобы нас "пустили" в Европу, потребовалось немало усилий: активные переговоры с директорами польских, чешских, словенских и венгерских театров об обмене гастролями, соответствие этому статусу. Ну а, кроме того, сказались творческие связи с генеральным директором "Оперы Европы" Николасом Пейном. Именно он, когда кто-то выразил сомнения по поводу целесооб­разности принятия нашего театра в европейскую ассоциацию, сказал: "Я бы всем пожелал иметь такой театр и такой работоспособный коллектив, какой есть во Львовской опере".

- Какие перспективы открыло вступление Львовской оперы в эту международную ассоциацию?

- Благодаря этому мы получили возможность не только выезжать на гастроли в Европу, но и приглашать к себе знаменитых европейских певцов и дирижеров. Вот недавно для исполнения партии Эскамильо в опере Ж.Бизе "Кармен" к нам приехал из Германии Константин Риттель-Кобылянский, а вместе с ним и швейцарский дирижер Илья Ступель.

"Лезть грязными руками в классику - не позволю!"

- Насколько нам известно, вы - ярый противник постановки классических произведений в современной европейской манере, где минимум декораций, а артисты могут петь в неприметной одежде.

- Насчет этого я вам скажу так: я не против современных трактовок опер, но в классику в нашем театре никогда не разрешу лезть грязными руками. Я никогда не позволю, чтобы в классическом спектакле был минимум декораций, артисты выходили в костюмах, не соответствующих той эпохе, о которой идет речь. Ну, сами подумайте, как это можно вынести на сцену какую-то доску и сказать, что это - вишневый сад?

- Вы - патриот театра, классических традиций и не признаете моветона. Как же тогда разрешаете отдавать Львовскую оперу под выступления эстрадных артистов, рок-концерты и другие мероприятия? Ведь эти тонны звука просто разрушают здание?

- Я не виноват, что во Львове нет хорошего концертного зала. И это не по моей воле происходит. Есть указание сверху, есть звонок, и я вынужден выполнять распоряжение. К сожалению, я тоже зависимый человек.

- Как вам удается, не имея достаточного финансирования, держать большое театральное хозяйство на плаву и даже обеспечивать театр аппаратурой, музыкальными инструментами и многим другим?

- Это долгий и непростой разговор. Если б государство выделяло деньги на театр, он был бы еще лучше. Но обстоятельства совсем иные, поэтому я научился выкручиваться и делать все, чтобы статус театра только повышался.

-Вам не надоедают эти вечные заботы, проблемы, театральный круговорот?

- Конечно же, надоедает, и иногда хочется все бросить. Но долго без своего коллектива я не могу жить. Я всегда помню слова своей мамы: "Не люди для тебя, а ты для людей". Поэтому стараюсь всегда оставаться человеком.

- Чего бы вы больше всего хотели?

- Вы знаете, можно ходить в театр на исполнителя, можно обеспечить наполненность зала, но никогда не заставишь зрителя хлопать, если ему не нравится постановка. Так вот, я хочу, чтобы во Львовской опере никогда не стихали бурные аплодисменты.

Досье "КП"

Тадей Эдер родился 17 февраля 1943 года. С 1988 по 1998 год - директор Львовской областной филармонии. С 1998 года - генеральный директор и художественный руководитель Львовского национального академического театра имени Соломии Крушельницкой.

Возглавляет единственный театр Украины, который, наряду с российским Большим, Мариинским и Пермским театрами оперы и балета, стал полноправным членом престижной международной ассоциации "Опера Европы".

Заслуженный работник культуры Украины. Женат. От двух предыдущих браков имеет двух сыновей - Павла и Любомира.

Личное

Муж бабушки, но не дедушка

- Тадей Александрович, как вы отдыхаете?

 - Вы знаете, у меня шесть неиспользованных отпусков! В прошлом году впервые взял отпуск и уехал на море. До сих пор вспоминаю это прекрасное время. Но, к сожалению, отдыхать удается не часто.

- У вас двое прекрасных сыновей, а в прошлом году вы женились. У вас есть внуки?

- У меня нет, а у Иры есть. Так что я муж бабушки, но не дедушка (смеется).

- А что для вас значит семья?

- Семья - это, прежде всего, опора. В моем возрасте уже не удивишь столом. Важно, кто за ним сидит. И когда рядом человек, которого ты любишь и уважаешь, с которым есть о чем побеседовать - это счастье.

- Но ведь вы, несмотря на женитьбу, остаетесь дамским угодником и галантным мужчиной?

- Да, я люблю женщин, ведь их общество каждому мужчине не только скрашивает жизнь, но и прибавляет в крови адреналина. Без них мир был бы скучным. Но на первом месте среди всех - моя Ира.