28 июля
Загрузить еще

На Львовщине изготавливают черную керамику, которая "поет"

На Львовщине изготавливают черную керамику, которая
Фото: Иван Луковский занимается керамикой уже более 20 лет.

После учебы Иван вернулся в родной край

Сувенирную черную посуду из глины все чаще можно увидеть на полках магазинов. Но вот настоящую чернолощеную керамику из Гавареччины найти не так уж легко. К сожалению, во время  "перестройки" народный промысел пришел в упадок. Печи разваливались, старые мастера умирали, унося с собой в могилу все секреты гончарного дела, а молодежь уезжала из глухого села. И сейчас секретами изготовления этой керамики владеют только три мастера. "КП" побывала в мастерской у одного из гончаров и узнала тайну "дымленных" изделий из глины.

Несмотря на то, что в Гавареччине живет всего 56 человек, нет сельсовета и магазина, а рейсовый автобус ходит всего два раза в неделю, молодой гончар Иван Луковский после учебы в Олесько вернулся в родные пенаты. Этот 28-летний мастер еще с малых лет вовсю помогал прадеду за гончарным кругом. И хотя чувствовал, что именно глина - его призвание, Иван выучился на шофера и даже некоторое время проработал по специальности. Тем не менее, вернулся домой в Гавареччину с целью развивать гончарное дело. Ведь, как говорит сам Иван, глина для него уже давно стала неотъемлемой частью жизни.

Для выпекания нужна особенная печь ­ с двумя отверстиями.

- Мне нравится эта работа, хотя она и не такая легкая, как кажется на первый взгляд. Кроме того, каждый раз необходимо придумывать тот или иной орнамент. Вот такое творческое занятие. Помню, еще вроде не так давно, в 90-х годах, в селе активно изготавливали чернолощеную керамику, - рассказывает мастер. - К сожалению, некоторые гончары уехали за границу, а есть и такие, кто не смог противостоять "зеленому змию". Вот поэтому в нашем селе осталось всего 3 печи.

У печи гончары проводят по 12 часов

- Для работы я беру обычную глину. Готовые глиняные изделия для начала должны подсохнуть 3-4 дня. При этом их обязательно надо лощить (полировать), например, камешками. Когда все подготовительные работы сделаны, я растапливаю печь, и начинаю процесс выжигания. За это время - а выжигаются изделия 12 часов - глина накаляется до 900 градусов по Цельсию и приобретает ярко-красный цвет. Вот тогда необходимо быстро и одновременно засыпать дровами или землей два отверстия в печи, -  поделился секретом мастерства Иван.

Главная особенность посуды ­ экологичность и необычный черный цвет.

Закрытые отверстия удерживают в печи всю копоть и дым, которые  пропитывают керамику. После этого она и приобретает свой неповторимый черный цвет. Из-за этого и называют такую керамику "дымленная", "сизая" или "черно-дымленная".

Керамические горшки, тарелки и кувшины Иван Луковский продает в сувенирные магазины Львовщины, а некоторые изделия покупают туристы, которые приезжают в Гавареччину. А вот уже в сувенирных лавках области "дымленная" керамика возрастает в цене в три-четыре раза. Кроме того, на полках магазинов появилось много подделок гаварецких изделий.

- Не раз замечал, что люди покупают черную керамику, при этом думая, что это наша, гаварецкая. А на самом же деле глиняная тарелка или кружка может быть изготовлена в Золочеве, Червонограде, Львове или даже в Киеве. Вот так люди платят немаленькие деньги за сошедшую с конвейера утварь. А узнать подделку легко – работа идеальная, как литая. И глина лакированная, блестит. Я никогда идеального кувшина не сделаю, потому что ручная работа.

В магазинах на сувенирах делают серьезную накрутку. 

А на кухне  - "черные" кувшины и тарелки

Кроме своей необычной раскраски, чернолощеная керамика знаменита тем, что еще и "поет".

 - Если изделие легонько стукнуть, то оно должно звучать звонко и приятно уху, как песня. А если есть даже самый маленький брак,  микроскопическая трещинка,  то звучание будет глухое. Это тоже одна из особенностей нашей керамики – умение "петь", - отмечает Иван Луковский.

У самого гончара в доме почти вся кухонная утварь – его собственного изготовления.  Впрочем, как и у всего населения Гавареччины. А зачем покупать китайские тарелки и миски, если есть свое, родное, да еще и экологически чистое? Такого мнения и туристы, которые частенько наведываются в село и активно скупают черную керамику

- Приятно, что у нас в селе часто бывают гости, особенно весной и летом. Но больше всего меня радует то, что гончарным делом интересуются дети. Я и сам частенько провожу мастер-классы для приезжих, - рассказывает мастер. -  Иногда меня приглашают в тот или иной город или село на праздник, для того, чтобы продемонстрировать свое умение. Я с радостью соглашаюсь. Приятно, что есть люди, которые интересуются мастерством наших предков.

Гавареччане очень надеются, что со временем все же возродят школу гончарства, которой ранее славилось село. Благо, есть еще мастера, готовые "делиться" своим умением. К сожалению, от местных властей никакой помощи на развитие ремесла не поступает. Как говорят сами жители, одни обещания и пустые слова.  Но гончары не отчаиваются и продолжают день за днем изготавливать оригинальные черные изделия. А сам Иван признается, что мечтает иметь учеников, а еще планирует и своих будущих детей приучать к гончарному делу.

- Я не так давно женился. Жена всячески поддерживает меня, да и сама интересуется гончарным делом, и с увлечением помогает мне в работе.  Вот только стоять у печи – не женская работа. В будущем, когда появятся дети, планирую учить их гончарному мастерству. Конечно, если сами захотят. К этому должна "лежать" душа. Ведь работа с глиной – это творчество, а не просто рутинный труд. Я буквально с утра до позднего вечера все время провожу либо у гончарного круга, либо у печи. И мне мое занятие очень нравится.

СПРАВКА "КП"

Оказывается, знаменитые керамические изделия в селе Гавареччина, что в Золочевском районе, веками изготавливали из белой глины. А необычный черный цвет глиняные кувшины и горшки приобретали после длительной обработки в специальных печах. Даже поверье такое есть, что гончаров из города в лес переселили, дабы те не коптили своими печами среди людей. Ведь именно дым и является той самой "изюминкой", главной составляющей чернолощеной керамики.

Говорят, в XIX в. в Гавареччине было более сотни мастеров. В 1960-х насчитывалось 30, а сейчас - всего три. А ведь еще в 1984 году гаварецкий мастер Дмитрий Вислинский достиг небывалого успеха – его работы завоевали золотую медаль на Международной керамической выставке в Фаэнце (Италия).