22 ноября
Загрузить еще

"Баталии" вокруг сокровищ Бориса Возницкого продолжаются

Фото: Чтобы «Битва под Веной» поместилась в выставочном зале Олесского замка, пришлось поднимать потолки.Фото expres.ua.

В картинной галерее спрятали от большевиков

Похоже, что после смерти директора галереи искусств Бориса Возницкого, спасенные им уникальные полотна итальянского живописца Мартино Альтомонте "Битва под Веной" и "Битва под Парканами" остались беззащитными (см. "КП" за 5, 15 и 23 июня). Польша с завидным упорством не устает напоминать Львовской национальной галерее искусств, что она должна вернуть полотна ХVII века в римо-католический костел Святого Лаврентия в Жовкве.

Мол, аутентичное пространство, которым является уникальная архитектурная среда костела, предусмотрено для этих работ самим автором.

- Спасение уникальных батальных полотен, конечно же, заслуга Бориса Возницкого, - уверен заместитель генерального директора Львовской национальной галереи искусств Владимир Пшик. - Чтобы спасти эти работы от большевистского нашествия, он нашел им место во Львовской картинной галерее и, благодаря его усилиям, они перешли в собственность галереи.

Было решено, что экспонироваться полотна будут в Золочевском и Олесском замках.

В храме картинам не место

Поначалу экспонирование полотен в музее-заповеднике "Олесский замок" было частичным, поскольку высота помещения составляла только 4,5 метра, а картина "Битва под Веной" - свыше восьми метров высотой. Тогда потолок в замке подняли, и картина заняла свое достойное место.

В костеле же картин никто бы особо и не видел - там идут богослужения, храм открыт только в определенные часы. Если туда перевезти полотна, то доступ к ним будет только с разрешения священника.

- Тем не менее, предложения вернуть картины в Жовковский костел с польской стороны поступали с завидным упорством, начиная с 2011 года, - говорит заместитель гендиректора. - И каждый раз Борис Возницкий отвечал категорическим "нет!". Но уже на второй день после его похорон (Борис Возницкий трагически погиб 23 апреля. – Авт.), нам опять напомнили об этой необходимости.

Борис Возницкий в свое время даже отказался от услуг польских реставраторов, поскольку в соглашении было предложение разместить после реставрации полотна в Жовковском костеле. Он считал, что картины должны находиться и принадлежать Львовской галерее искусств.

Полотна могут исчезнуть навсегда

Передавать музейные экспонаты в Жовкву можно с неопровержимой документацией и только в случае крайней необходимости. В данном случае такой аргументации с польской стороны нет.

Более того, из Львова во время войны поляки тоже вывезли немало шедевров, но их никто не возвращает.

- Мы готовы выслушать предложения поляков относительно условий хранения батальных картин Альтомонте в костеле, условий их охраны и т.д., - говорит Владимир Пшик. - Пусть все распишут нам детально - и тогда можно будет о чем-то вести разговор.

Большинство львовских художников считают попытку решить вопрос о передаче произведений Альтомонте ничем иным, как скрытым отчуждением украинских ценностей. Ведь если картины передадут костелу, это может послужить причиной того, что культурное наследие, спасенное Борисом Возницким, просто "растащат". Специалисты опасаются, что полотна Альтомонте вообще вывезут в Польшу.

Справка "КП"

Батальные полотна "Битва под Веной" и "Битва под Парканами" созданы итальянским живописцем Мартино Альтомонте (немцем по происхождению - настоящая его фамилия Гогенвер) в конце ХVII века. Общая площадь картин – 60 кв.м. Они были написаны по заказу польского короля ЯнаІІІ Собесского. Аналогов им нет сейчас ни в Центральной, ни в Восточной Европе.

Размер полотна "Битва под Веной" - 7х8 метров. Высота "Битвы под Парканами" - 11 метров.