Загрузить еще

Львов, который мы теряем

Львов стал признанной культурной столицей Украины, для туристов из СНГ - Европой без визы и музеем под открытым небом. Но в последние годы мы видим, как старый уникальный Львов понемногу исчезает. Появляются сообщения о том, что с одного дома осыпалась штукатурка на прохожих, что рушатся скульптуры на фасадах. Туризм в будущем должен стать одной из главных отраслей экономики и кормить львовян, но для этого нужно, чтобы туристы видели наш город таким же красивым, как и другие европейские города, а не облупленным с остатками бывшей имперской роскоши. Так каким же Львов встретит Международный день памяток 18 апреля?

Временная крыша служит уже четыре года

В течение 2009-2011 годов Львов не получил ни копейки из государственного бюджета на реставрационные работы, в 2012-м - пока тоже.

Музей Пинзеля очень нуждается в ремонте крыши

- Из того бюджета, что я увидела, нереально что-то требовать, большинство денег, которые выделены на охрану культурного наследия, идут на заповедники: зарплату, оплату коммунальных услуг. Это 57% всех денег. А после этих затрат остается очень малая сумма, которая должна пойти на всю Украину. То есть, если не будет дополнительных денег, то на те, что есть, нереально что-то сделать. Во-вторых, у нас уже апрель на дворе, и если в ближайшее время не будет принят местный бюджет развития, то работы будем выполнять очень не скоро, - возмущена начальник управления охраны исторической среды Львовского городского совета Лилия Онищенко.

Местный бюджет развития все еще не утвержден. И, по самым оптимистическим прогнозам, его примут в конце месяца. В этом случае к работам приступят только после "Евро-2012". То есть - в июле. Ведь еще понадобится время на проведение тендеров.

Лилия Онищенко отметила, что во Львове есть памятки национального значения, на которых начата работа за государственные средства еще в 2008 году. Тогда сделали всю проектную документацию на реставрацию музея Пинзеля и ремонт небольшой части крыши.

- Вместо крыши, которую не успели сделать, положили временное покрытие, но оно протекает, а из-за этого уничтожаются фрески сводов. Не знаю, каким образом мы должны выйти из этой ситуации, потому что государство взяло на себя обязательство сохранять объекты ЮНЕСКО, а без денег это просто нереально, - отметила чиновница.

Реставрировать надо практически все скульптуры

Если проекты не выполнять в течение двух-трех лет, они становятся непригодными. Надо обновлять проектную документацию, потому что она становится неактуальной, ведь меняются цены.

Во Львове есть несколько памятников, которые требуют немедленной реставрации. Во-первых, это уже упомянутый музей Пинзеля.

- В этом году в городской бюджет мы заложили небольшую сумму, только для того, чтобы закончить крышу, - говорит Лилия Онищенко. - Ведь надо оберегать скульптуры и фрески, которые могут разрушиться, но это не выход из ситуации. Мы просто латаем дыры: здесь подлатали, там починили. Там очень плохая гидроизоляция, снизу подходит влага, она поднимается вверх, в результате стены разрушаются... Еще немного - и кирпич начнет портиться.

Но нашлись добрые люди…

Несмотря на проблемы с государственным тотальным недофинансированием, реставрационные работы все-таки ведут. К примеру, в костеле иезуитов окна реставрируют за средства общины. Также недавно стало известно, что Минкультуры и национального наследия Польши и Малопольское воеводство профинансируют фотограмметрические измерения храма, которые необходимы для исполнения качественной проектной документации и реставрации фресок.

За средства Министерства культуры Польши реставрируют и скульптуру "Голгофа", которая украшает Армянский дворик.

Кроме этого, продолжается сотрудничество с GIZ. По словам Лилии Онищенко, в этом году запланировано реализовать несколько проектов, а именно: отреставрировать фасады нескольких домов, хотели обустроить пл. Арсенальную. Однако все проекты должны финансироваться с обеих сторон и опять же все зависит от бюджета развития.

- Только за прошлый год мы отреставрировали 120 окон и 40 входных дверей. Этого вроде так и не видно, но это большой вклад, - рассказала Лилия Онищенко. Скоро должны приехать инспекторы GIZ, которые будут решать, продолжать ли сотрудничество со Львовом еще на три года, до 2015-го. По словам начальника управления охраны исторической среды, шансы есть.

Дворцу Любомирских повезло больше всех - он сейчас, как новенький

Что хочу, то и строю...

Одной из ключевых проблем во Львове остается незаконная застройка. За этим должна была бы следить строительная полиция, которой у нас, впрочем нет. Теперь, чтобы составить протокол об админнарушении, обязательно нужно найти владельца и взять у него паспортные данные. Понятно, что владелец всегда старается этого избежать. Поэтому без правоохранительных органов это становится невозможным.

- Теперь все очень неплохо юридически подкованы, не открывают двери и говорят, что это их частная собственность, - отметила Лилия Онищенко. В качестве примера чудовищной застройки назвала дом в проходе между пл. Рынок и ул. Староеврейской:

- Владелец воспользовался тем, что там не очень видно, что он делает, и построил целый дом. Он это делал самовольно. Мы, насколько могли, обращались в правоохранительные органы. А где-то на середине стройки он показал нам все разрешения, которые получил в Киеве. Во-первых, там должна была бы быть сохранена историческая среда ... Во-вторых, там не должно быть дома, а уж о его архитектуре я вообще промолчу, - сказала начальник управления охраны исторической среды.

Кстати

Какие памятники больше всего нуждаются в реставрации

Музей Пинзеля, храм Сретения на ул. Винниченко - там крыша в ужасном состоянии. Проблемы с покрытием еще и у Пороховой башни, которая принадлежит Национальному союзу архитекторов. Нужно закончить начатые реставрационные работы по восстановлению крыши, скульптур и фасадов в Бернардинском монастыре. Еще в этот список можно внести дворец на ул. Галицкой. За средства города восстановили дворец Любомирских на пл. Рынок, но скульптуры в плохом состоянии и могут свалиться на головы прохожим.

Фото автора.