24 декабря
Загрузить еще

Генеральный директор Львовской оперы Тадей Эдер: Я вырос в бандитском районе, поэтому пришлось заниматься боксом

Генеральный директор Львовской оперы Тадей Эдер: Я вырос в бандитском районе, поэтому пришлось заниматься боксом
Фото: Коллективу театра аплодировали во многих городах Европы.Фото из архива театра.

Тадей Эдер ­ личность, безусловно, харизматичная и запоминающаяся. В глазах этого человека есть какое­то удивительное сочетание сократовской мудрости и мальчишеского озорства. Недавно, после 13 лет одиночества, обаятельнейший холостяк в третий раз женился и обрел душевную гармонию и счастье.

В свои почти 69 лет он молод душой, фонтанирует идеями, объездил с гастролями весь бывший СССР от Камчатки до Памира, побывал во всех европейских оперных театрах. Он бесконечно предан своему детищу ­ Львовской опере. Как настоящий патриот и галичанин, свой театр и родной город считает достойными европейского сообщества и делает все для того, чтобы оперное искусство занимало то высокое место, которое ему предопределено.

"С 14 ЛЕТ ПРИШЛОСЬ РАБОТАТЬ"

­ Расскажите немного о себе, каким было ваше детство и юность, кто оказал влияние на формирование вашей личности?

­ Я верю в судьбу ­ и у каждого человека она своя. У меня было тяжелое детство. Отца на 12 лет вывезли в Сибирь, и меня воспитывали моя тетя и мать. Уже с 14 лет пришлось работать, чтобы как­то существовать. Еще пацаном продавал воду на барахолке. Набирал два­три ведра и продавал. Ведь люди хотели пить, а автоматов с "газ­булькой" тогда еще не было. И хотя у меня были довольно богатые друзья, но я никогда ничего у них не просил и не брал просто так. Даже если меня угощали мороженым, я, заработав деньги, всегда отдавал.

А жили мы с мамой на Рогатке в маленькой 14­метровой комнатке. Рогатка была бандитским районом, да еще и барахолка рядом. Каждый день ­ по два­три трупа. Я даже боксом занимался, чтоб как­то себя защищать от местных хулиганов. И у меня были неплохие перспективы в этом виде спорта.

­ Откуда столько достоинства и гордости у бедного мальчика?

­ Мамино воспитание. Скажу одно, если я чего­то достиг в жизни, то только благодаря маминой молитве. Я уже был взрослым и как­то зашел к ней в гости. Она открыла мне дверь и говорит: "Заходи, сынок. Я вот молилась за тебя. Просила у Бога три вещи: чтобы ты всю жизнь мог давать людям, чтобы детям твоим не было стыдно ходить по Львову, чтобы людям, сидевшим за твоим столом и пожимавшим твою руку, не стыдно было"…

"Я МНОГО В ЖИЗНИ ПОТЕРЯЛ, ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО РОСТОМ МАЛ"

­ Тадей Александрович, а как вы оказались в искусстве и даже стали генеральным директором Львовской оперы? Ведь намеревались получить медицинское образование?

­ Я действительно думал, что буду поступать в медицинский. И даже по большому блату устроился санитаром в скорую помощь, ведь для поступления необходимы были два года трудового стажа. Но все сложилось иначе, чем я думал, хотя и отработал два неполных года санитаром.

В то время на Рогатке я заходил к нашим соседям Третьяковым, а за их дочкой ухаживал солист военного ансамбля, которого потом забрали в Оперный театр. И у них в квартире собирались на вечеринки, а я бегал за водкой и колбасой для компании. И как­то я оказался здесь тогда, когда главный дирижер Оперного театра Ярослав Вощак прослушивал жениха нашей соседки ­ и тот не смог взять верхнюю ноту, а я смог, и он мне дал рекомендацию в музучилище.

Проучился два года в музучилище, и меня забрали в армию. Четыре года отслужил в киевском военном ансамбле. Потом вернулся, закончил с отличием училище, и меня рекомендовали для поступления в консерваторию. Я дошел до третьего тура. У меня ­ тенор, а тенор ­ это герой­любовник. И один из профессоров, посмотрев на мой маленький рост, сказал: не надо портить парню жизнь, пусть выберет себе какую­то другую профессию.

Тадей Александрович, шутит на эту тему "я много в жизни потерял, лишь потому, что ростом мал". Хотя по отношению к нему, скорее, подходит совсем другая пословица: мал ­ да удал! Он не растерялся и поступил на юридический во Львовский университет. Там же пел в университетском хоре "Черемош" и работал в народной капелле "Трембита" вплоть до окончания университета. Объездил с гастролями весь СССР. А когда закончил учебу, в Опере освободилось место младшего администратора. И так началась его руководящая карьера.

"ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЕШЬ"

­ Как вы решились на третий брак? Ведь мужчинам, как правило, непросто принять такое решение?

­ Это решение пришло как­то само собой, когда понял, что советы и даже критика моей нынешней жены Ирины для меня всегда приятны, доброжелательны, да и во всех жизненных ситуациях мне с ней комфортно. У нас ­ полная гармония в отношениях, взаимное уважение друг к другу и это состояние, наверное, дорогого стоит.

На свадьбу Ирине и Тадею Александровичу театр подарил премьеру оперы "Любовный напиток".

­ А как познакомились?

­ Да мы знали друг друга очень давно, но у меня и в мыслях не было ничего подобного. Правда, она всегда звонила мне, поздравляла на день рождения. А уж как мы сошлись, никто объяснить не может. Это судьба. У нее умер муж, я был разведен. Долго жил один. Научился все делать сам. Умею и пылесос взять в руки, и погладить все, что мне надо. Больше того, так, как я сам себе поглажу рубашку, мне никто не погладит. Сам умею готовить. И даже сейчас, когда я перешел жить к Ирине (дома у меня ремонт), я всегда стараюсь помочь ей. Нельзя использовать чужой труд, все надо делать сообща.

У нас уже взрослые дети. Мы оба хорошо устроены. Так что никаких меркантильных интересов ни с ее, ни с моей стороны нет. У Ирины есть внук, у меня еще нет, но я очень хочу внуков.  Двумя своими сыновьями я могу гордиться, никто мне не сказал о них ни одного плохого слова. Старший уже женат, младший ­ студент.

Кстати

"Готовим четыре премьеры"

- Под вашим началом Львовская опера не только поднялась, получила статус "национальной", но и начала гастролировать в Европе. Какие планы на этот год у творческого коллектива вашего театра?

- Без гастролей трудно представить себе полноценную жизнь творческого коллектива. Надо многое увидеть и многое понять, но самое главное - принять и научиться. У нашего театра в последние годы наладилось неплохое сотрудничество с Францией. Нам аплодировал Париж, Лилль, Сент-Этьен, Гренобль, Марсель, Лион. Кроме этого, вот уже 5 лет подряд принимаем участие в двух фестивалях на юге Франции "Ночи Святой Виктории" в небольших городах Прованса.

Нас ждут на музыкальных фестивалях в Германии и Голландии. Но все эти гастроли пока что под вопросом. Уезжать на длительное время мы не можем, потому что театр работает "в стационаре". Придется думать над тем, как сократить сроки пребывания за рубежом.

- А чем порадуете львовян в этом году?

- У нас очень много задумок и планов, но, чтоб не сглазить, обо всех рассказывать не буду. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения оперной дивы, нашей землячки, имя которой с гордостью носит наш театр, - Соломии Крушельницкой.

Каждых 2-3 года мы традиционно проводим в нашем театре фестивали оперного искусства. Этот год юбилейный, поэтому планируем провести празднование более торжественно. Уже даже выпустили календарь мероприятий к юбилею.

Если получится, подготовим несколько премьер, в частности, в первой половине года - балет "Корсар", а во второй – детский балет "Белоснежка и семь гномов". Работаем над оперой "Волшебная флейта" А. Моцарта, хотим возобновить постановку оперы "Тарас Бульба".

ДОСЬЕ "КП"

Тадей Эдер родился 17 февраля 1943 года. С 1988 по 1998 годы – директор Львовской областной филармонии. С 1998 года – генеральный директор  и художественный руководитель Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.

Возглавляет единственный театр Украины, который, наряду с российским Большим, Мариинским и Пермским театрами оперы и балета, стал полноправным членом престижной международной Ассоциации "Опера Европы".

Имеет звание заслуженного работника культуры Украины.

Женат. От двух предыдущих браков имеет двоих сыновей - Павла и Любомира.