Экспонаты забаррикадировали мебелью
Кражу в Национальном музее имени Андрея Шептицкого выявили перед плановой инвентаризацией 17 октября. При каких обстоятельствах пропало больше полутора сотен предметов из отдела народного искусства, "КП" узнавала у заведующей отделом и материально ответственной за хранение раритетов подразделения Евгении Дзядык:
- Я в музее уже сорок лет работаю, но такой крупной пропажи в моем отделе никогда не было. В прошлый четверг прихожу на работу и слышу разговор охранника-милиционера по мобильному телефону: мол, в книге есть запись – плитка художественная декоративная. Зафиксирован вывоз 11.11.2008 года. Есть дата, но не записано, сколько плитки вывезли, не записано время и кто это сделал, потому что подпись неразборчива. Вывозили по пропуску № 180. Я написала докладную директору.
Кстати, мне никто так и не сказал, что в мое отсутствие вывезли плитку. Она исчезла на второй день после того, как я ушла на больничный. Я сама обнаружила пропажу, когда мы решили расставить все древности по номерам и стеллажам.
Многие громоздкие старинные керамические композиции на время ремонта музейщики просто опечатали в других комнатах и забаррикадировали мебелью. Но двери на замок не закрывались.
- Конечно, мои сотрудники во время ремонта дежурили в музее с утра до ночи, но были еще и выходные, когда можно было проникнуть в музей.
По словам Евгении Михайловны, когда в прошлом году делали инвентаризацию, все было на месте.
Не было ни сигнализации, ни профессиональной охраны
По инструкции за создание надлежащих условий и полную сохранность музейных ценностей отвечает директор. Но в музее до последнего времени даже не было сигнализации, и охраняла здание на Драгоманова так называемая ведомственная охрана (пожилые мужчины), которые только закрывали и открывали двери.
Само здание музея на улице Драгоманова и уникальные рукописи, и старопечатные книги завещал народу Митрополит Андрей Шептицкий. Но музей до недавнего времени просто погибал и рушился на глазах: прогнившие полы и стеллажи, на окнах не было решеток, отсутствовала надлежащая охрана и многое другое. Поэтому, когда в 2005 году его закрыли на ремонт, пришлось часть ценных раритетов перенести в Колонный зал на пр. Свободы, а остальные оставить в старых хранилищах.
Сотрудники музея, с которыми общалась "КП", недовольны качеством этого ремонта, начиная с новой ограды: вместо бывшей чугунной поставили металлическую китайскую, которая уже "сыпется".
Как сообщили "КП" музейщики, ремонтные работы в некоторых отделах проходили без всякой подготовки, ведь приказа руководства о том, чтобы переносить экспонаты, не было.
- В моем отделе рукописей и старопечатей во время ремонта пропало 38 единиц старопечатных книг, кирилличных шрифтов ХV-ХVIII ст., среди них 12 Евангелий, - рассказывает заведующая отделом Неонилла Вергун. - Пропажу обнаружили при инвентаризации в прошлом году.
Во время ремонта искры от сварки сыпались прямо на старинные книги, летели куски штукатурки и другой хлам. Несколько раз через дырявую крышу уникальные книги заливал дождь, сотрудники сами их выносили и сушили. Так что украсть при таком "хранении", да еще и во время ремонта, наверное, ворам не составляло особого труда.
Официально
Игорь Кожан, директор Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого:
- Я еще не знаю, как случившееся квалифицировать: как пропажу либо кражу. Вы хотите, чтобы я за полдня уже сделал какие-то выводы? Пока что обратился в следственные органы, чтоб они все это расследовали и сделали конкретные выводы.
В отделе, где случилась пропажа, 21 тысяча 800 экспонатов и музей охраняла Государственная служба охраны. Ремонт на Драгоманова еще не завершен, ведь уже три года, как прекратили финансирование.