Сначала собираем информацию
Во Львове начались подготовительные занятия для будущих первоклассников. Однако это не значит, что записываться в школу уже поздно. Родители, чьи дети достигнут шестилетнего возраста по состоянию на 1 сентября или им уже исполнилось шесть лет, сегодня еще могут записаться в учебное заведение. Для этого достаточно лишь подойти к директору или завучу школы и сказать, что вы хотите, чтобы ваш ребенок учился именно здесь. Его обязаны включить в список будущих первоклассников.
Однако обычно разговоры и мысли о школе в каждой семье появляются задолго до того, как придет время записывать в нее ребенка. «В какую школу? Готов ли он? Понравится ли ему там?» - тревожатся родители. Обязательно хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. А еще – чтобы чадо было подготовлено не хуже других. Бывает и наоборот. Родители настолько уверены в «широких» познаниях сына или дочери, что без какой-либо предварительной подготовки сразу записывают в школу со сложной экспериментальной программой, с конкурсным поступлением. И потом бывают крайне удивлены, как это их чадо не прошло по конкурсу: либо придирались преподаватели, либо подтасованы результаты.
Итак, сначала вы начинаете выбирать то учебное заведение, куда первого сентября придет учиться ваш сын или дочь. Необходима информация о школах. Источники самые разнообразные, начиная от справочников и заканчивая мнениями соседей по дому. Чем больше информации, тем лучше. Не забывайте о возможностях Интернета: многие школы имеют свои сайты и предоставляют сведения о программах, новых методиках преподавания и т.д. Мы тоже решили помочь вам разобраться во всем этом школьном разнообразии. Об особенностях львовских школ и методиках обучения в них рассказывает начальник городского управления образования Надежда Оксенчук.
Гимназия или лицей?
- Сегодня родители часто задают себе вопрос: куда лучше отдать учиться своего ребенка – в обычную школу, лицей или гимназию. Скажите, чем отличаются между собой эти учебные учреждения?
- Хотя различия здесь небольшие, но все-таки есть. Например, очень часто в гимназиях нет начальных классов. Разве что речь идет об учебно-воспитательном комплексе, но тогда это заведение уже называется школа-гимназия. Дети просто оканчивают начальную школу, а чтобы стать гимназистами, они сдают специальные тесты или экзамены. Причем условия приема в гимназию, то есть в пятый класс, для всех одинаковые – как для «своих» учеников, так и для детей, которые пришли из других школ.
Кроме того, школы и гимназии отличаются учебными планами: в гимназиях предусмотрено больше учебных часов.
- Всегда ли обучение в гимназии платное?
- Нет, платное обучение только в частных школах, потому что там родители платят абсолютно за все. Но таких во Львове очень мало, а большинство наших школ и гимназий все-таки коммунальные, и значит, финансируются из городского бюджета. Хотя родители, по желанию, могут доплачивать за дополнительные учебные услуги. Причем все это абсолютно законно и предусмотрено законом Кабмина. Речь идет о тех предметах, которых нет в учебных планах. Например, иностранный язык - в общеобразовательной школе его преподают только один час в неделю, да и то со второго класса. А в гимназиях родители могут доплачивать за два-три урока в неделю уже с первого класса. Также дополнительным платным уроком может быть и ритмика. В учебных планах ее нет, но детям очень нравится.
Пишем карандашом, а уроки – без звонка
- Сейчас во многих львовских школах внедряют инновационные методики обучения. Что это такое?
- Да, действительно, педагоги Львова перенимают новые методики и технологии обучения у своих коллег из Канады и Европы. Суть этих нововведений состоит в индивидуальном подходе к каждому ученику, это позволяет выявить особые таланты ребенка. Более того, дети могут самостоятельно выбирать интересные темы для занятий на уроках. Это совсем не похоже на 45-минутное сидение-слушание на уроках в обычной школе. Здесь приоритетом является общение и партнерские отношения между детьми и взрослыми.
Это, в первую очередь, метод проектной работы, метод кооперативной учебы, учебы тематическими модулями, учат читать малышей не по букварю, а от текста до буквы, писать не в «Прописях», а «острым письмом» – то есть дети начинают с чистого листка бумаги и простым карандашом. Это позволяет им гораздо скорее «выписаться».
Словом, школьникам это очень интересно. И если учитель использует именно такие методики, которые позволяют детям общаться, добывать знания из разных источников, на уроке не молчать, а говорить, двигаться, раздумывать - работает абсолютно каждый и это дает хороший результат.
Кроме того, некоторые львовские школы работают без звонка. Ведь, оказывается, ученые доказали, что звонок исключительно негативно влияет на психику ребенка. И учитель сам определяет, когда конец урока, а когда начало.
- В каких именно школах Львова уже действуют эти новые методики?
- Мы стараемся такие методики ввести во всех школах. Для этого каждое лето специальные курсы проходят учителя, которые готовятся набрать первые классы.
Но по такой программе инновационного подхода к преподаванию предметов во Львове работают уже десять учебных учреждений. Это – «Джерельце», «Школа радості», «Світанок», «Любисток», «Дивосвіт», «Малюк», НВК № 1, НВК № 2, НВК №3, Львовская медицинская гимназия, «Эрудит». Однако не исключено, что учитель, который работает по такой инновационной методике, может быть как в общеобразовательной школе, так и в школе другого типа.
А вообще, по словам Надежды Оксенчук, лучшая школа для ребенка - это та, которая находится рядом с домом. И еще главный педагог города советует, что выбирать школу надо идти вместе с ребенком. И если малыш сам выберет себе школу, то и ходить туда он будет с удовольствием. Ведь от уюта в учебной среде зависит качество образования, дети тогда просто хотят учиться.
Звонок психологу
Валерия Кордубина, практикующий детский психолог:
«Важно, как маленький ученик будет добираться на уроки»
- Я считаю, что первое, на что должны обращать внимание родители при выборе школы для своего ребенка, это на то, насколько близко она находится от дома. Ведь ежедневно возить малыша общественным транспортом или даже машиной в другой район города не очень удобно. Во-первых, никто не гарантирует, что папа или мама смогут каждый раз отвозить его машиной, а во-вторых, это будет травмировать психику ребенка: он еще не совсем проснулся, а его уже впихнули в переполненный автобус или троллейбус и куда-то тащат. Кроме того, вставать придется на полчаса, а то и на час раньше, чтобы осталось время на дорогу. Особенно такие неудобства будут ощутимы зимой, когда день короткий и рано темнеет.
Но в то же время, если выбирать между «плохой» школой во дворе и «хорошей» через два квартала от него, то лучше выбрать ту, что подальше. Однако подумайте, удобно ли будет ребенку пользоваться транспортом, подземными и наземными переходами и т.д.
Также надо обращать внимание и на количество учеников в классе. «Домашнему» ребенку, который никогда не ходил в детский сад, больше подойдет небольшой класс.
Не забывайте и об учебной нагрузке. По медицинским нормам на выполнение домашнего задания в начальной школе ребенок должен тратить не больше часа. А зачастую в «престижных» школах дети засиживаются за уроками до одиннадцати часов вечера. Абсолютно здоровый организм (пусть и с большим трудом), но все-таки справляется с такой нагрузкой, однако для ослабленного ребенка она может стать катастрофой.
Кроме того, стоит поинтересоваться, бесплатное ли обучение в том или ином заведении. Обычно на нужды школы и класса родители собирают довольно круглые суммы.
Кстати
На что обратить внимание
- Есть ли в школе спортивные и компьютерные залы, лаборатории, игровые комнаты и бассейны. Если да, то в каком они состоянии. Хотя иногда в учебном учреждении может и не быть бассейна, но школа арендует его в соседнем спорткомплексе и учителя водят детей туда на занятия.
- Следует внимательно осмотреть территорию школы. Выяснить, например, не валяются ли там использованные шприцы.