НА ГОРУ ВЫСОТОЙ 1200 МЕТРОВ – ЗА 6 МИНУТ
В этом году лыжный сезон явно не удался. Начался он поздновато – снег в Карпатах начал выпадать уже после всех праздников. Но те, кто таки решился на лыжное катание, постоянно ищут местечко, где снега много, людей мало и цены приличные. Но ко всему этому очень важно, чтобы на горе было не только снежно, но и безопасно. После того, как в прошлом году по дороге на гору Тростян несколько десятков лыжников «застряли» на кресельном подъемнике и провисели в воздухе несколько часов, повтора подобного ЧП никому не хочется. Оказываться, перед тем, как сезон начинается, Львовское управление Госгорпромнадзора проводит плановые объезды горнолыжных спусков. В одном из таких рейдов побывали и наши корреспонденты.
Ехать на гору Плай, куда предстоял наш путь, – одно удовольствие. Дело в том, что горнолыжный комплекс размещен сразу возле трассы Киев-Чоп. Если сравнивать эту дорогу с той, которую нужно одолеть по пути в Славское – это небо и земля. Никаких ям, горбов и неровностей. Дорожное полотно – как стекло. Те водители, которые любят и берегут свою машину, меня поймут. На самой горе даже в праздничные дни народу немного. Дело в том, что о «работе» этой горы знают только те, кто сюда часто приезжает. Другие же едут или на Тростян, или же на более дорогие курорты. Но если инфраструктура на Плае немного «хромает», то вот техническая сторона – в полном порядке. Это становиться понятно, стоит зайти в прокат лыжного снаряжения. Все стоит по полочкам, лыжи не стертые. Если сравнивать с тем, какие вещи выдают на Тростяне, то 20 гривен разницы в цене себя оправдывают. Да и подъемники, которые возят «катальщиков» на гору, ни с чем не сравнить.
– Пропускная возможность данного подъемника – 2,5 тысячи человек в час, – рассказывает «КП» Семен Балицкий. – Это при том, что подъемник работает на максимально допустимой скорости в Украине. То есть продвигается на 2,6 метра за секунду. На гору высотой 1200 метров все поднимаются за неполных 6 минут.
Сказать честно, верилось в это с трудом. Ведь все лыжники знают, что, например, на Тростян на бугеле нужно подниматься около 20 минут. На гору Захар Беркут – вообще все 40. Так что заехать за 6 минут на вершину – это приятно. Кроме этого, данный хронометраж я проверила на «собственной шкуре» – подъемник и вправду «шустрый».
ХОДИТЬ ПО КОНВЕЙЕРНОЙ ДОРОЖКЕ – НЕЛЬЗЯ
Кроме этого, по словам пана Семена, человеческий фактор в работе этой системы почти исключен. Помогают машине только два оператора, которые находятся при посадке на кресла. Ведь всякое бывает. Кто-то может упасть, и ему будет нужна помощь. При таких форс-мажорных обстоятельствах вся система останавливается без задержек – работник нажимает кнопку, которая прекращает работу двигателя. Все это происходит в 2 секунды.
Люди, которые приезжают, например, в Европу кататься на лыжах, первым делом читают разного рода инструкции по горнолыжным спускам, по работе разных приборов. У нас же на инструктаж мало кто обращает внимание. Вот и получается, что многие, становясь перед кресельным подъемником, просто не знают, что идти по движущейся конвейерной дорожке нельзя. А некоторые «кадры» попросту догоняют кресла.
А ведь, чтобы без проблем доехать в гору, нужно много чего знать. Во-первых, то, что раньше своей очереди на кресла никто не сядет. Перед тем, как подойти к конвейеру, основная стойка не откроется до того времени, пока там не появятся свободные места. Кроме этого, вся система работает в электронном режиме. На специальном табло высвечиваются скорость движения, процент загрузки, как работают тормоза. Плюс ко всему этому, показывают там и скорость ветра. По правилам, она не должна превышать 5 метров в секунду. Если будет больше, система попросту не запустится.
В тему
С пушками можно кататься и при плюсовой температуре
Надо сказать, австрийцы, которые разработали данный подъемник, построили все с умом, – говорит «КП» проверяющий данный объект начальник Львовской государственной инспекции территориального управления Госгорпромнадзора Иван Мечержак. – Все электрические приборы работают при 24 безопасных для человека вольтах. Так что током никого не ударит.
Кстати, помогает это и при коротких замыканиях. Всякое ведь в горах бывает – падает на линию электропередач сосна и рвет провода. Для таких экстренных случаев возле каждого сиденья подъемника есть микрофон, по которому дежурный оповещает о случившемся. Для того, чтобы не повторился случай, который в прошлом сезоне произошел на горе Тростян, имеется специальный дизель. Его включают, когда пропадает электричество, и при помощи этой машины понемногу начинает двигаться дорога. Таким образом, снимают людей стразу же, не дожидаясь включения источника питания.
– В комплект этой дороги, стоимость которой – 1,5 миллиона евро, входит также альпинистское снаряжение, – говорит Иван Мечержак. – Мы проверяем его, в порядке ли все. Это важно, когда нужна экстренная помощь тем, кто повис в воздухе. Если сравнить эти наборы с тем, как спасают туристов на старых бугельных дорогах, это небо и земля. Все работают на старом багаже. Например, на горе Захар Беркут канатный путь работает уже с десяток лет, – добавил он.
Кстати, что касается упомянутой горы Захар Беркут, то, по словам Ивана Мечержака, в этом году там покататься никому не удастся. Подъемники попросту не запустили. Проблема даже не в устаревшей технике, а в отсутствии новой.
– Дело в том, то на данном объекте идет юридическое переоформление документации, дорога перешла во владение другой структуры, – продолжает Иван Иванович. – Но разрешения на ее запуск ответственные службы не дали. И дело даже не в том, что в позапрошлом сезоне там тоже «висели» люди из-за плохой работы подъемника. Тут была проблема в самих трассах. Мы предупреждали, что на горе нужно установить «снежные пушки» для нормальной работы трасс. Но этот предписание никто не выполнил. Так что склоны остались «лысыми». В таких условиях трассу никто не позволит открывать.
А вот покупка пушек – удовольствие не из дешевых. Стоит такое удовольствие около 18 тысяч евро. Если учитывать, что на горе Плай таковых 13, а гора Захар Беркут приблизительно такой же высоты, потратиться нужно будет прилично. Но вот кататься можно будет даже при плюсовой температуре.
Кстати, в Европе, откуда «родом» дорогой подъемник горы Плай, за своими «детищами» очень тщательно следят. В систему встроен специальный процессор. Именно он фиксирует все сбои в системе. Вставляют его в обычный компьютер и через Интернет передают данные с сервера в Австрию к специалистам. Они нам уже присылают готовые расшифровки – мол, такоето реле не работает, или такойто проблемный участок нужно осмотреть. Единственный минус всего этого дела – отсутствие на горе Плай «порядочного» Интернета. Ведь все свои дороги австрийцы тщательно проверяют в он¬лайн¬режиме. В Украине же такое удовольствие иностранцам недоступно. Для того, чтобы быть в курсе всего происходящего, на Плай раз на месяц приезжают представители компании¬производителя. Но вскоре, обещают работники горы, на спусках «пропишется» быстрый Инет.
Все те, кто катается на лыжах, помнят еще одну неприятную ситуацию, которая случилась на горе Тростян. Несколько часов люди висели в воздухе на морозе. Но, по словам Ивана Ивановича, исправили ли все неполадки на этом спуске, он не знает и государственный осмотр не проводит. Эта гора в компетенции Министерства внутренних дел, а у них есть свои контролирующие органы.
– Что касается сдачи в эксплуатацию данной «махины», то нужно сказать, что система отвечает всем европейским и украинским стандартам. Единственное, что в Европе позволенная скорость подъема на гору немного выше, чем у нас разрешено по документам. Но для того, чтобы не было бюрократических нюансов, для эксплуатации данного подъемника на Плае получили специальную справку о «годности».
На заметку
Цены на горнолыжный отдых во Львовской области
Гора Плай
Подъемник кресельный - 15 грн.
Прокат лыжного снаряжения - 70 грн.
Проживание – от 100 грн./сут.
Проезд до станции Сколе – от 18 грн./чел.
Проезд к горе – от 30 грн./чел
Гора Тростян
Подъемник – 10 грн.
Прокат лыжного снаряжения – 50 грн.
Проживание – от 70 грн./сут.
Проезд поездом из Львова в Славское – от 23 грн./чел.
Проезд до подножья горы – 15 грн./чел.