Большинство из нас знают своих дедушек и бабушек, а вот прадедушек и их жен знает гораздо меньшее количество современников. И «открытие» своего происхождения для многих становится не только неожиданностью, но и необычным сюрпризом. За такими услугами очень часто обращались и обращаются в Центральный государственный исторический архив Украины, который находится во Львове. Накануне Дня архивиста, который празднуют 24 декабря, мы напросились на интервью к директору.
ГРАМОТА ГРАФА ДРАКУЛЫ ТОЖЕ ЗДЕСЬ?
География архива весьма обширна: от Японии до Африки. Ведь исследователи всех стран обращаются в уникальный львовский архив за редкостными историческими источниками и документами, которых здесь множество. Это единственный в нашем государстве исторический архив, который почти не пострадал от немецкой оккупации и в котором сохранились все ценнейшие исторические документы.
По словам директора ЦГИАУ Дианы Пельц, немцы очень аккуратно упаковали в 1944 году ценные архивные книги, погрузили в эшелоны и повезли через Краков в Германию. Но Советская Армия подорвала их поезд, и все уникальные книги ХIV-ХVIII веков об истории городов и городков Галичины были возвращены законным владельцам.
– Даже в Киеве нет таких полных фондов и собраний документов, как в нашем архиве, – с гордостью говорит Диана Ивановна. – Здесь хранится одно из самых богатых собраний исторических документов. Архив содержит около 750 фондов и коллекций документов в общем количестве более одного миллиона дел за 1233 – 1939 годы (самые поздние документы с 1940 по 1945 год), а стеллажи архива тянутся более, чем на 12 тысяч погонных метров!
– Диана Ивановна, какие же самые древние и уникальные документы дошли до наших дней и сохранились в вашем архиве?
– Самые древние документы представлены большой коллекцией пергаментных грамот (1233-1800 г.г.). В этой коллекции на поддельной грамоте есть оригинальная восковая печать краковского епископа Гедко (1176 г.). Среди пергаментов – межгосударственные соглашения, буллы римских пап, привилегии королей, князей, воевод, старост и многие другие. Многие грамоты касаются истории Франции, Италии, Молдовы, Трансильвании, Германии, Венгрии и многих других стран, и написаны они на 13 языках.
В актовые книги внесены кирилличные и транслитерированные латынью копии грамот короля Данила Галицкого и его сына Льва. Книги написаны на латыни, с отдельными польскими и украинскими записями. Есть у нас и Золотая книга города Львова. В городских книгах есть записи о жизни и деятельности во Львове первопечатника Ивана Федорова.
Все эти городские книги – неисчерпаемый источник для изучения развития торговли, ремесел, культуры, градостроительства. Из них можно узнать о пожарах, войнах, эпидемиях, повседневном быте горожан. О древнерусском периоде истории Галичины можно узнать из хроник В. Зиморовича, И.Алембека, Я. Юзефовича и других львовских летописцев. Гордостью нашего хранилища является фонд Львовского (Успенского или Ставропигийского братства ХVI-ХVIII веков. Это единственный архив украинской общественной организации, который сохранился почти полностью и отражает культурную жизнь украинцев того времени. Здесь также есть материалы к биографиям известных деятелей культуры Памвы Берынды, Ивана Вышенского, Константина Острожского, Петра Могилы, братьев Рогатинцев, Михаила Смотрицкого и других.
– Правда ли, что в ваших архивах есть документ с подписью графа Дракулы?
– Да, такой документ у нас есть. Только это обыкновенная торговая грамота, свидетельствующая о праве на торговлю. Написана она древнеукраинским языком. Уж и не знаю, за какие такие грехи наградили графа его современники такой мрачной славой кровопийцы и вампира.
ЛЖЕНАСЛЕДНИКОВ БЫСТРО ВЫВОДЯТ НА ЧИСТУЮ ВОДУ
– Расскажите, пожалуйста, о фамильных фондах.
– Отдельную группу составляют в нашем архиве фамильные фонды графов Дидушицких, Лянцкоронских, князей Любомирских, помещиков Третеров и Чайковских, где, кроме семейных архивов, собраны богатые коллекции документов, начиная с ХV века. Хранятся у нас и личные фонды украинских и польских политических и общественных деятелей, ученых-историков, таких, как Иван Крипякевич, Кость Студинский, библиограф В. Дорошенко, фонды писателей, врачей, композиторов, церковных деятелей, митрополита Андрея Шептицкого – все они, кроме личных документов, хранят большой массив информации о разных направлениях человеческой деятельности, творческие материалы и корреспонденцию.
– Говорят, что в 80-х годах в исторический архив нашего города в поисках своих предков обращался даже «лучший враг» бывшего Советского Союза, один из самых влиятельных политиков политической элиты США Збигнев Бжезинский?
– Да, был такой факт. Мы помогли ему разыскать могилу его дедушки, который похоронен в Городке Львовской области. В принципе, здесь нет ничего удивительного. Ведь к нам часто обращаются в поисках родственных корней представители американской и канадской диаспор и даже есть один японец, который, как ни странно, является славистом и изучает польский и украинский языки. Особенно часто обращаются граждане соседней Польши, которые ищут не только своих родственников, но и свои поместья, недвижимость, земли. Ведь в Польше за найденную недвижимость выплачивают денежную компенсацию. Конечно, замков и домов им никто не возвращает, но вот деньги в своей стране они получить могут. У нас на этот счет законодательством ничего подобного не предусмотрено. Очень много обращений имеем из Израиля. Ведь вы знаете, что во Львове до 1939 года была очень многочисленная еврейская община. То есть одна треть горожан во Львове была представлена евреями, в Дрогобыче и Бродах они составляли 50% населения, а в пгт. Щирец Львовской области около – 80%.
– Наверное, обращалось к вам и немало лжеименитых графов и «вельможных панов» в качестве наследников замков или роскошных домов в центре города, или таких случаев не было?
– Были, конечно, некоторые сыновья Остапа Бендера, которые тоже захотели, образно говоря, стать детьми «лейтенанта Шмидта» и получить то, что им не принадлежало никогда. Только факты – упрямая вещь: никаких исторических документов в нашем архиве на таких лиц мы не нашли. Пришлось им смириться и привыкать к тому, что знатное происхождение им не светит.
– А кто из нынешних политиков заинтересовался своей родословной?
– К нам обратились с такой просьбой вице-премьер-министр Украины Иван Васюнык и министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун. Как оказалось, Иван Васюнык родом из потомственных крестьян, хотя по линии деда двоюродный брат был священником, которого «благословил», если можно так сказать, на службу сам Папа. Фамилия его Ковч, а звали Эмилианом, а родственники Василия Вовкуна включительно до третьего колена проживали в Жовкивском районе. Но, к сожалению, все документы за 1900-е годы отсутствуют, поэтому более детальной информации нет.
Будь в курсе
В архиве работает лаборатория микросъемки и реставрации документов, где их, можно сказать, «ремонтируют», подшивают и делают переплет, в фотолаборатории создается страховой фонд микрофильмов и фонд использования особо ценных документов. Работает также стол справок, читальный зал, каталог. А пользование документами обеспечивает система научно¬справочного аппарата. Специалисты дают исследователям консультации и оказывают квалифицированную помощь.
В архиве проводятся также экскурсии, а у студентов есть возможность проходить здесь практику. Так что всем, кто интересуется своей родословной или просто историей нашего города, Галичины и другими историческими аспектами, здесь всегда рады.
Кстати
Узнать свою родословную могут только выходцы из Галичины. Для этого надо обратиться в архив и заплатить 121 гривну. Именно столько стоит справка об истории рода.