Тишина на уроке – это подозрительно
Во Львове есть восемь школ, где на уроках можно разговаривать, где почти не задают домашних заданий, где учитель успевает опросить и услышать всех учеников, где ставят только хорошие отметки, потому что дети там действительно учатся. Так утверждает начальник управления образования Львовского горсовета Надежда Оксенчук.
По ее словам, все эти школы работают по инновационным методам.
- По этой технологии проходит интеграция учебного процесса через предметы. То есть одну тему, например, о древнем Риме, дети проходят по всем предметам, изучая эту страну со всех сторон. По истории – учат историю древнего Рима, по географии – Италию, по литературе – мифы древнего Рима. Даже на математике изучают римские цифры, - говорит Надежда Оксенчук.
Что это дает детям? Во-первых, всестороннее развитие, во-вторых, уменьшается количество домашних заданий.
Чтобы убедится, что этот метод обучения лучше, чем тот, к которому все привыкли с детства, мы отправились в школу «Надія». В шестом классе, где проходит урок истории, парты сдвинуты по две, образуя стол. За каждым столом сидят по четыре ученика, лицом друг к другу. Это – чтобы было удобнее разговаривать друг с другом.
- Мы разрешаем на уроке разговаривать, обсуждать тему, проводить дискуссии. Я уже заметил, что если на уроке все сидят тихо, абсолютная тишина, то это значит, что никто не работает, - говорит учитель истории Михаил Чуплак.
По его словам, ему так намного удобнее вести урок, а детям – работать в группах.
- Наша методика отличается тем, что большую часть урока дети работают сами и сами находят материал. Если им дать волю в обучении, то они иногда могут узнать больше, чем знает учитель. И если они сами находят материал, то и лучше запоминают. Ведь информация есть не только в учебнике. Можно брать ее из энциклопедий, других источников, - уверен молодой учитель.
Требуется учитель-универсал
Дети по этому поводу еще ничего сказать не могут. У них нет опыта сидения за партой прямо, молча, глядя друг другу в затылок. Они даже не могут себе представить, что в школе может быть неинтересно учиться или можно прийти неподготовленным к занятию.
А как совместный труд влияет на оценку?
- Отметка выставляется в конце темы, когда подводим итоги. Дети отвечают устно и пишут контрольную работу. Я заметил, что им не хватает одного урока, чтобы изложить все, что они выучили за определенный период, - говорит Михаил Чуплак.
Но для того, чтобы детям было комфортно учиться, по мнению педагогов, в пятых-шестых классах не должно быть очень много учителей.
- Для ребенка 5-6 класса 13-15 учителей-предметников – это очень много. Часто один учитель встречается с классом раз в неделю и дети даже не помнят, как его звать. При этой же технологии учителей не больше пяти. Один преподает гуманитарные предметы, второй – математику и естественные науки, третий – иностранный язык и отдельно – учитель физкультуры, - говорит Надежда Оксенчук.
Кроме того, по ее словам, чем меньше учителей, тем легче им между собой сотрудничать. И в результате оказывается, что дети не получают большого объема домашних заданий.
Конечно, хотелось бы, чтобы все наши школы были такими. Но, по словам Надежды Оксенчук, сегодня очень мало учителей, которые хотели и могли бы работать по новым методикам.
- Наши вузы выпускают предметников, которые хорошо знают свой предмет и не интересуются тем, что творится за пределами его предмета. А мы ведь не живем в чем-то узко-специализированном, - говорит главный педагог города.
Впрочем, из года в год во Львове собираются увеличивать число школ, в которых будут обучать детей по новым методикам. А вот когда их наберется довольно много, то Львовский горисполком поставит вопрос перед Министерством образования о том, чтобы перевести этот эксперимент из рамок эксперимента в закон.
Вопрос ребром
А что у нас с учебниками?
- Ситуация с учебниками чуть лучше, чем на прошлой неделе. Поступают учебники по Всемирной истории, их уже в наличии почти половина. Поступают учебники по биологии. Но говорить о стопроцентном обеспечении еще рано.