Хотите разобраться, что происходит с вашими быстро взрослеющими детьми? Стремитесь помочь ребенку в учебе или научите его распоряжаться своим временем. Ведь дети совсем поиному ощущают течение времени. Главное, не подходите к решению проблемы слишком педантично. Лучше превратите это в увлекательную игру, чтобы ребенок мог «подружиться» со временем, а не относиться к нему враждебно.
Для первоклашек, начиная с 1 сентября, этот самый нелегкий временной период уже начался, им предстоит адаптироваться к школьной учебе, а это, по мнению психологов, задача очень не простая. Как облегчить ее для маленьких школьников, мы попытались узнать у психолога Львовской СШ № 73 Оксаны Чекит.
Похвалой ученика не «испортишь»
- Оксана Петровна, что с родительской стороны больше всего может стимулировать детское стремление быть успешными в школе?
- Конечно же, похвала со стороны родителей и возможность получить даже самый небольшой поощрительный приз. Но надо следить за тем, чтобы ожидаемые от ребенка результаты были соизмеримы с его реальными возможностями. И не забывать замечать даже незначительные успехи своего чада и, естественно, не уставать ими восхищаться.
- Говорят, что ласка и нежность по отношению к детям вредит их развитию. Как вы прокомментируете такие утверждения?
- Родители имеют два драгоценных дара, которые могут дать своим детям – это постоянный контакт глаз и физический контакт. Пусть это не кажется вам мелочью. Контакт глаз – это, когда вы смотрите прямо в глаза ребенку, и он отвечает вам тем же. Именно в эти мгновения закладываются основы манеры его общения с окружающими. Ни для кого не секрет, что неприятно разговаривать с человеком, который отворачивается, не смотрит вам в глаза. И наоборот – люди с открытым взором и дружелюбной улыбкой вызывают ответную симпатию.
Под физическим контактом не обязательно подразумевается, что вы должны непрерывно обнимать и целовать ребенка. Можно просто прикоснуться к руке, погладить по голове, шутливо потолкаться и т.п. В ваших руках находится фантастический секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка, повышения его самооценки. Смело используйте его, и вы добьетесь результатов, которых не смогли бы достичь никакими «воспитательными» методами.
Все, что слишком - нездорово
- Оксана Петровна, чем же так сложен первый школьный год для малыша?
- Первый год обучения в школе – это фактически переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, более того, меняется весь уклад его жизни и возрастает психоэмоциональная нагрузка: на смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, а это почти как воинская служба, на которой нужно выполнять и соответствовать. Ведь занятия требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенности на уроках и относительной неподвижности, удержания правильной рабочей позы. И вот эта самая статическая нагрузка для ребенка 67 лет является весьма трудновыполнимой. Ведь уроки в школе, как и увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятиями музыкой, иностранным языком – приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем была, скажем, до поступления в школу. А ведь потребность в движении у семилетних детей все еще остается большой.
- С чем сталкивается первоклассник, первый раз переступив порог школы, какие задачи ему предстоит решать в этом новом обществе?
- Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему необходимо будет установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебой.
Особенно трудна социальная адаптация для шестилеток, ведь личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения и признавать школьные обязанности, у них еще не сформирована.
- Получается, что год, отделяющий 6летнего ребенка от 7летнего – очень важен для психического развития?
- Важен, потому что в этот период у дошкольника и формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
Любимые игрушки могут помочь
- Какие дети тяжелее всего привыкают к школьной дисциплине?
- Сложнее всего привыкать к дисциплине гиперактивным детям. На уроках они расторможены, неумеренны в движениях, вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся, агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей – бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.
Детям, имеющим проблемы нервного плана, – тоже нелегко. Они также неспособны высидеть урок и уже через четверть часа теряют интерес к занятиям, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается.
- И что делать в таких случаях?
- Нужно правильно взаимодействовать учителям и родителям, разработать для такого ребенка индивидуальный график работы и совместно искать выход из создавшейся ситуации.
- Оксана Петровна, многие дети берут поначалу в школу игрушки. Родители должны запрещать им это делать или не обращать внимания?
- Запрещать носить игрушки не стоит. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. А это особенно важно для робких, боязливых и застенчивых детей. Ведь они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Все это придет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.
- На что чаще всего жалуются дети в первые недели и месяцы занятий?
- В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника, в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, может возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна, у некоторых даже снижается аппетит, и соответственно, ребенок худеет. Случаются и трудности психологического характера, такие, например, как чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Все эти признаки некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом». И в этот непростой для школьника период родители должны относиться к нему с пониманием, ведь ребенок, поступив в школу, сделал серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. И облегчает этот шаг период адаптации к школьному обучению.
Фото из архива «КП».
В тему
Здоровому ребенку учеба дается легче
- Детей готовят к школе еще в садиках, так почему же адаптация становится такой проблемой?
- Дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. А в школе главное – научить детей осознавать учебную задачу, а для этого нужны не только усилия, но и развитие целого ряда важных учебных качеств.
- За какой период большинство детей адаптируется к школе?
- Адаптационный период у всех школьников разный – одним хватает 12 месяцев, у других это происходит к концу первого полугодия, а у третьих адаптационный период связан с очень большими трудностями: плохо ведут себя на уроках, с трудом усваивают учебную программу и т.д.
- В чем залог успешной адаптации ребенка?
- В адекватной самооценке. И процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Если родители вовремя позаботились о том, чтобы перед школой хорошо оздоровить ребенка – первоклассник быстрее и с меньшим напряжением будет справляться с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.
Одним словом, любовь и терпение – помощники обучения.