12 ноября
Загрузить еще

Иванна Карпенко: «Чтобы авторитет родителей рос, нужно уделять ребенку время»

Иванна Карпенко: «Чтобы авторитет родителей рос, нужно уделять ребенку время»
Фото: Фото Максима ЛЮКОВА

Семейное реалити-шоу идет на канале "1+1" уже почти месяц. Однако еще не поздно стать участником проекта. Для этого украинские семьи с детьми должны зарегистрироваться на сайте 1plus1.tv

«ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ХОЗЯЙСТВУ НУЖНО С ТРЕХ ЛЕТ»

Алина: - С какого возраста приучать ребенка заниматься домашним хозяйством? 

- На мой взгляд лучше начинать приучать ребенкас 3 лет. И не важен пол ребенка. В этот период ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным, проявляет инициативу, и есть хорошая возможность его поддержать. 

Кристина: - Добрый день! Мы с мужем только собираемся заводить детей. Посоветуйте, что стоит почитать, посмотреть, планируя беременность? 

- Обширный вопрос. Хорошо, что вы осознанно подходите к вопросу, планируете это событие, потому что оно меняет динамику отношений в семье. Литературы и фильмов сейчас большое количество, это лишь ваша инициатива, нужно почувствовать, что вам нужно интуитивно. Когда у меня только родилась дочка, я читала книги Спока, сейчас появились еще какие-то издания. Но начните со Спока…  

Николай: - Как думаете, чем вы покорили продюсеров "Суперняни"? Почему взяли именно вас? Сложно ли было пройти кастинг в этот проект? Что у вас спрашивали?

- Я не знаю, чем покорила (смеется) Надеюсь, что профессиональным опытом, своими знаниями, связанными с психологией. Спрашивали мое мнение о том, как я вижу этот проект, как бы я себе повела в каких-то ситуациях. Это было в декабре 2010. Я уже и не помню. На самом дел, кастинг длился всего 10 минут, а результат мне сообщили всего через неделю. Для меня это было легко. 

Юлия: - Иванна, если бы вы не прошли кастинг в "Суперняню", смогли бы принять участие, например, в "Міняю жінку"? 

- Я не рассматривала вариант, чтобы принятие участие в другом проекте. Наверное, нет. Мне интересен проект «Суперняня», исходя из моих профессиональных интересов. У меня не было желания участвовать в каком-то проекте, чтобы показать себя. Это профессиональный интерес. 

Ирма: - Я поймала дочку на воровстве. Она крадет деньги из кошелька. Какую-то мелочь, но все равно... это ведь только начало. Карманные деньги мы ей даем, пусть и не очень много. Как бы вы посоветовали поступить в этой ситуации? 

- Я вижу, вы обеспокоены таким событием. Неприятно видеть, что ребенок украл. Мои предположения таковы -  ей не хватает чего-то, что она хотела бы себе купить. Возможно, недостаточно карманных денег. Я рекомендую  пообщаться с ребенком: не нападать на него, но высказать свое негативное отношение к такому поведению. Многие дети проходят через опыт искушения взять что-то чужое. Подумайте, как вы можете положительно выйти из этой ситуации, поинтересуйтесь, чего ей не хватает. Нужно понять причину воровства, что скрывается за этим поступком.   

«НА СЪЕМКУ ОДНОЙ ИСТОРИИ ТРАТИМ ДВЕ НЕДЕЛИ»

Карина: - В семье подруги моей дочки есть материальные проблемы. Ребенок очень скромно одевается, ее мать вызывающе себя ведет, может, прийти на родительское собрание, выпив пару рюмок. Из-за этого у ее дочки начались проблемы. Одноклассники не хотят с ней дружить. Называют малышку "Бомжихой", "Нищенкой", "Дибилкой". Заметила, что и моя дочка начинает сторониться подружки, потому что ту никто в классе не любит. Учитель ситуацию видит, но никак не реагирует. Чем я могу помочь? У меня сердце кровью обливается, когда вижу, как эта маленькая девочка (ей 7 лет), замыкается в себе... 

- Радует, что вас волнует судьба другого ребенка. Тут проблему рассматривать нужно с разных точек зрения.  Нужно обратиться к педагогу с просьбой остановить такое поведение, следить, чтобы девочку в школе не унижали. Второй аспект - семья, в которой есть признаки неблагополучия, алкоголизма. Тут я рекомендую подключать социальные службы и обратить внимание на то, что происходит в семье. А вы, со своей стороны, можете приглашать девочку в гости, поддерживать дружбу между девочками. Ваши намерения добры, ребенку нужно внимание со стороны общества, друзей - одногодок. Это что поможет ей вырасти здоровой личностью. 

Диана: - Иванна, сколько времени вы проводите в каждой семье? Вы тоже ночуете с ними, как в шоу "Меняю жену"? Кто еще, кроме вас, постоянно находится в семье? сколько времени уходит на съемку одной истории? 

- На съемку одной истории уходит примерно две недели. Мы не ночуем в семьях, но проводим там время от рассвета, до заката. Если нужно помогаем с подъемами, укладыванием детей. Есть съемочная группа: режиссер, редактор, операторы, детский психолог, который активно принимает участие по поводу коррекции детского поведения. 

Анастасия:  - Иванна, расскажите, был ли в вашей практике какой-то случай, который вас возмутил или шокировал? А в проекте "Суперняня"?

- В проекте «Суперняня» такого не было. А в практике… профессия психотерапевта подразумевает то, что специалист готов к разным особенностям людей. Вызывает шок – то, что является для психотерапевта непроработанной зоной. Конечно, бывают сложные случаи... Но есть врачебная тайна. 

Марина: - Здравствуйте! У нас уже 2 года работает няня. Ребенку 3,6. В последнее время я стала замечать, что дочь больше стремится к няне, чем ко мне. Со всем вопросами сразу к ней. Скажите, это моя ревность или стоит рассчитать няню? 

- Ваша интуиция должна подсказать больше. Это хороший знак, что ребенок тянется к няне, значит - есть контакт. Вопрос в том, сколько вы времени проводите с ребенком, а сколько - няня. Если няня больше, то логично, что ребенок больше к ней привязан. Старайтесь больше внимания уделять дочери, играть с ней. Чтобы авторитет рос, нужно уделять ребенку время. 

Лида: - Иванна, скажите, пожалуйста, у вас самой есть ребенок? Сколько ему лет? Всегда ли вы находили с ним общий язык? С какими проблемами вам, как маме, приходилось сталкиваться? 

- Да. У меня есть дочь, ей 12 лет. Приходя домой, я перестаю быть психотерапевтом и становлюсь мамой. Конечно, мне может быть легче переживать некоторые ситуации, потому что у меня есть опыт, знания.     

Ксю-ксю: - Мы с мужем собираемся заводить второго ребенка. Старшему сыну сейчас 5 лет. И он никогда не хотел братика или сестричку. Мы пытаемся подготовить его, рассказываем, что скоро аист принесет нам еще одного малыша, но он реагирует на это слезами. Как приучить его к мысли, что после появления второго ребенка мы будем любить его не меньше? Как помочь ему полюбить будущего братика или сестричку? 

- Радует, что вы замечаете такое отношение со стороны старшего ребенка. Это нормальная реакция, часто дети так себя веду, выражая свой протест таких изменений. Был ребенок один, а тут придется делить внимание любовь. Вы уже делаете все необходимое, подготавливая сына, объясняя. Важно, что вы будете любить его также, надо подчеркивать «плюсы». Говорить:  «Будет кто-то, с кем ты сможешь играть, дружить дома».    

Фото Максима ЛЮКОВА

 

«ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ ВЫЗЫВАЮТ У ДЕТЕЙ АГРЕССИЮ»

Алла: - Иванна, какими приемами в воспитании детей вы не рекомендуете пользоваться никогда? 

- Я всегда говорю, что агрессия порождает агрессию. Физические наказания или моральные оценки -  все, что негативно влияет на эмоциональную сторону ребенка, я не рекомендую... 

Ирина Матвейчук: - Здравствуйте! Иванна, у вас с Мартой разный опыт. Вы - психотерапевт, а она - педагог. Из-за этого вы по-разному смотрите, как лучше решить проблему той или иной семьи? У вас бывают творческие, профессиональные споры?

- Нет, пока споров не возникало, мы чувствуем себя одной командой, наоборот советуемся, поддерживаем друг друга. Но мы работаем отдельно и пересекаемся редко...

Ольга: - Иванна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, в семьях, которые принимают участие в шоу «Суперняня» те же проблемы, с которыми вы сталкиваетесь по роду работы? Была ли ситуация, которая даже вас удивила? 

- Нет, ситуации в семьях достаточно похожие. Есть определенные этапы развития ребенка. И в зависимости от этого мы ориентируемся на нормы, которые должны быть в том или ином возрасте. Не было никаких шокирующих ситуаций. 

Диляра: - Добрый день! Моя дочка после года перестала спать днем. укладывать ее бесполезно, вначале она лежит с открытыми глазами, потом начинает плакать и капризничать, просит не заставлять ее спать. Давать ей перед сном что-то успокоительное не хочу. Мне кажется, не стоит пичкать ребенка лекарствами. Можно найти какой-то более безопасный способ приучить дочку спать? 

- Лекарствами не стоит пичкать. Мне интересен режим дня вашего ребенка. Возможно, ей не хватает активности. Если ребенок не устает, стоит больше времени проводить на улице или на занятия для активными играми. И, если мама в это время не спит, ребенку сложнее. Нужны коррекции в вашем расписании, которые легко приведут к положительному результату. 

Андрей: - Здравствуйте, Иванна! Вы 10 лет работаете психотерапевтом, у вас есть какая-то методика расслабления, восстановления сил после сложного рабочего дня? 

- Нет, я прихожу домой после работы. Общение с моими родными - самый лучший способ релаксации. Я люблю активный вид деятельности: пойти в спортзал, сауну. Занимаюсь йогой, медитацией. Секрета никакого нет. Это все есть, но применяю от случая к случаю. 

Александровна: - Мой внук постоянно мучает животных. Бросает в них камни, хватает за хвосты. Как привить ему любовь к кошкам и собакам? Ведь в мультфильмах он реагирует на них положительно, а в жизни начинается агрессия? 

- Очень нехороший знак. Я бы обратила на это внимание. Ребенок где-то увидел, что агрессию можно выражать так прямо. Возможно, кто-то из друзей так поступил. А есть и вариант наследственности – кто-то из членов семьи проявляет агрессию. Нужно с ребенком разговаривать, останавливать его в таких случаях, говорить, что бить животных, растения, людей - неправильно. Это плохой знак, который может привести к последствиям. 

Солнце: - Иванна, вы такой светлый и открытый человек! Как вам удается сохранить силу духа, хорошее настроение и не разочароваться в этой жизни, если вы постоянно сталкиваетесь со всевозможными психологическими проблемами? 

- Приятно слышать такое мнение о себе (смеется). Я - живой человек и бывают моменты отчаяния, усталости. Но стараюсь смотреть на это философски, искать поддержки у друзей и близких. 

«МАМЕ ТРОЙНЯШЕК ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНА ПОМОЩЬ»

Катюша: - В скольких семьях вы уже побывали? Можете рассказать, что будет дальше? С какими еще проблемами вы столкнулись в семьях? 

- Уже в трех. Каждая семья отличалась от предыдущей. В первой семье была девочка Катя, где мы работали над тем, чтобы сформировать ее положительный образ. Во второй семье были две девочки-близняшки. Мы им помогали быть самостоятельными, учили их самостоятельно кушать, укладываться спать, пользоваться унитазом. В третьей семье было четверо детей. Тут было необходимо, чтобы родители относились индивидуально к возрастным потребностям каждого ребенка. Важно было, чтобы родители между собой наладили контакт. Мы хотели сплоченности между ними.   

Игорь: - Здравствуйте! У меня такой вопрос: мы с женой ждем ребенка, вернее нам обещают двойняшек. Как правильно распределить роли, отношение к детям после их рождения, чтобы оба чувствовали себя желанными, любимыми и не ревновали к друг другу? 

- Это особенная ситуация, когда рождается двойня или тройня. Маме обязательно нужна помощь. Хорошо, когда есть няня, бабушка или папа, которые помогают. Но вы должны понимать, что их двое и так будет всегда. Это особенная ситуация, когда дети будут связаны между собой. Вам нужно привыкнуть, что внимание нужно разделять между детьми, а для них будет естественно, что они вместе с самого рождения. 

Максименко ИП: - Добрый день! В первой передаче показали семью с тройняшками, которые не любили друг друга. Как оказалось, проблема в отношениях детей заложена была еще во внутриутробном развитии. Всегда ли можно распознать по поведению ребенка, как его носили? Был ли он желанным? Как это проявляется? Что надо делать беременной женщине, чтобы не заложить в будущего ребенка комплексы? Спасибо! 

- Я не совсем согласна, что проблема была именно из внутриутробного развития. Это сформировалось вследствие воспитания детей. Женщине нужно осознанно отнестись к факту беременности, планировать ее. Если это произошло случайно, то постараться максимально положительно к этому относиться, не переживать, потому что психологическое здоровье закладывается в зависимости от питания, образа жизни. Такие моменты начинаются с первых месяцев внутриутробного развития. Беречь себя, больше прогулок на воздухе - все то, что вам порекомендует врач-гинеколог.

Есть направления в психологии, которые делают акцент на внутриутробном развитии. Но я считаю, что ребенок рождается и кроме данности - природной, есть еще и среда, куда ребенок попадает. Даже, если был стресс в момент беременности, то, проявляя любовь к ребенку, вы можете избежать формирования негативных черт его характера. 

«НУЖНО, ЧТОБЫ У МАЛЬЧИКА БЫЛО ОБЩЕНИЕ С МУЖЧИНАМИ»

Ася: - Моему сыну два года. Его отец ушел от нас уже давно, раньше малыш не обращал на это внимание, а теперь, увидев на улице мужчину, бежит к нему с криком: "Папа". Что мне делать? Ведь ребенку такие вещи не объяснишь... 

- Важно отметить, что это мальчик. Для них важна мужская ролевая модель. Присутствие мужчины в доме. Девушка, брат, дядя – кто-то, кто может быть примером для мальчика.  Если нет возможности контакта с папой, нужно, чтобы он общался с мужчинами, занимался сугубо мужскими делами. Например, отдайте его в кружок по каратэ. С возрастом очень важно объяснить, почему нет папы. Дети часто себя чувствуют виноватыми из-за того, что родители расстались.   

Света: - Иванна, интересно как вы попали в этот проект? Зачем практикующему психотерапевту подобная телевизионная деятельность? 

Фото Максима ЛЮКОВА

 

- Я отношусь к этому философски. Меня пригласили прийти на кастинг, не могу сказать, что я искала выход на ТВ сама. Но меня заинтересовала эта тема, потому что отношения между родителями и детьми - важны, они формируют личность. И мне кажется, что таким способом я могу помогать людям. ТВ для меня является зоной развития, для меня это новый этап, я не участвовала в подобных проектах.   

Мария: - Иванна, расскажите, как вам работается с Мартой? Вы же такие разные. Как по мне, Марта - какая-то холодная, неприступная. 

- Это всего лишь впечатление. Марта - очень приятный, общительный человек. Она -прекрасный педагог. Мы обмениваемся мнениями. 

Ирина П.: - Ребенку 3 года, девочка. Очень привязана к маме, папу и дедушек-бабушек любит, но не остается с ними, не позволяет им себя кормить, одевать, гулять. Ходит в сад на полдня, находится на грудном вскармливании. От мамы получает максимум внимания. Скажите, пожалуйста, когда закончится такая сильная привязка к матери?  

- Если вопрос задает мама - то хочется сказать, что скорее проблему я вижу не в ребенке. Тут больше нюанс неготовности мамы сепарацию осуществить. Грудное вскармливание в 3 года вызывает уважение, но это момент становления самостоятельности. Ребенку очень важно получать опыт преодоления разных сложностей, в том числе прекращение сепарации мамы. Это необязательно делать резко, в один день. Но если ребенок будет долго зависеть от мамы, нужно понимать, что вы не формируете самостоятельность, а наоборот, притормаживаете развитие. Постарайтесь постепенно давать свободу ребенку.   

Ольга: - Добрый день:) Какие бы приемы общения и воспитания Вы бы рекомендовали для родителей, которые воспитывают ребенка-аутика (помимо обязательной психокоррекционной работы со специалистами) Спасибо. 

- Хорошо, что вы понимаете, что нужна долгосрочная психокоррекция. Диагноз «аутизм» возник всего в 80-х годах. Есть одно мнение, что он возникает вследствие вакцинации, другое мнение, что это нарушение работы головного мозга. Детям важно научится не столько правильно говорить или хорошо учится в школе, сколько выражать себя в контакте с другим человеком. И среда, в которой находится такой ребенок, должна быть наполнена безопасностью. Я бы посоветовала почитать книгу "Искусство любить", автор Фромм. Эта книга полезна всем родителям. Но аутисту важно, чтобы родители принимали его таким, как он есть. Как показывает опыт, дети, которые попадают в разновозрастную среду без опекающих родителей, начинают намного быстрее развивать социальные, коммуникативные способности. Интеллект и речь - это следствие аутизма, а не причина. Когда родители делают акцент на хорошие оценки, дети могут закончить школу хорошо, но все так же не уметь общаться. Дома старайтесь окружить ребенка атмосферой безусловного принятия, чтобы он чувствовал себя нормальным, хорошим. Его нарушения - это данность, к ним нужно адаптироваться. 

Таня Жеребчикова: - Какой вы мысли о том мальчике, который переодевается в девочку? 

- Вопрос очень общий. Я считаю, что такое возникает, когда нет папы в семье, у ребенка отсутствует четкая ролевая модель. Марта корректировала это внутри семьи. Дедушка стал больше проводить с внуком, моделируя чисто мужские качества. Такое бывает, но можно корректировать. 

КАТЯ: - Добрий день Іванна! Моїй дитині 2 рочки.Він відтепер капризує. Хоче щоб все йому позволяли, якщо йому сказати, що те чи інше не можна робити чи брати, він починає дуже сильно кричати і плакати. Скажіть, будь ласка, як його від цього відучити? 

- Скорее всего, вы подходите к кризису 3 лет, когда ребенок проживает становление самостоятельности, пробует новое поведение, видит, что это вызывает разные реакции. Я рекомендую переключать внимание ребенка с того вида деятельности, которого он добивается, отвлекать его от того, к чему он стремится. Второй вариант - предложить ему выбор, он с удовольствием будет на это реагировать, чувствовать себя самостоятельным. А третье - иногда игнорировать какие-то моменты такого поведения. Если ребенок капризничает, вы можете выйти из комнаты. Дети часто так внимания добиваются. Давайте ребенку принятие и любовь…

Что делать в магазине? Нужно его переориентировать, начать общаться с ребенком, не кричать в ответ.  Заинтересовать ребенка другим видом деятельности, обнять, к себе прижать... В общественном месте нельзя его оставить и выйти,  нужно ребенка успокоить, а дома повторять тоже, что я советовала выше. 

Если у вас проблемы с вашим чадом, вы не можете найти к нему подход, у вас возникают вопросы по воспитанию вашего ребенка - профессиональные няни, а по совместительству главные специалисты шоу «Суперняня» на телеканале «1+1» Марта Штиль и Иванна Карпенко ответят на самые трудные жизненные вопросы, помогут разобраться в сложившихся отношениях между вами и вашими детьми. Свой вопрос можно задать в рубрике "Спроси у специалиста"