17 ноября
Загрузить еще

Марта ШТИЛЬ: «С Мери Поппинс – конечно себя ассоциирую»

Марта ШТИЛЬ: «С Мери Поппинс – конечно себя ассоциирую»
Фото: Фото ЛЮКОВ Максим

ГИПЕРАКТИВНОЕ ЧАДО? ОСТАВАЙТЕСЬ СПОКОЙНЫМИ!

Инна: - Подскажите, что делать если ребенок гиперактивный?

Сейчас много детей рождаются гиперактивными. Обычно, до подросткового возраста это проходит. Но родителям нужно обратить внимание, как определить гиперактивность. Гиперактивного ребенка можно определить по тому, что ребенок не может находится долгое время на одном месте, за одним занятием, руки блуждающие, не может сконцентрировать внимание, взрывной. Это дети, которые находятся постоянно в движении, и могут переключать внимание быстро с одного на другое. Родителям следует обратить внимание на то, что к таким детям нужно относиться определенным образом. Родители должны быть спокойны в отношении к ребенку, это должно проявляться в тоне, в отношении к ребенку, не раздражаться, никакой агрессивности, обратиться внимание на режим. Ребенок должен просыпаться, ложится в одно и тоже время, потому что такие дети имеют способность быстро утомляться. Стоит обратить внимание на питание ребенка. Им не рекомендуется много давать сладкого, шоколада... Контролировать какие продукты употребляет ребенок с хим. добавками. Продукты, которые имеют искусственные красители,  способствуют расслаблению внимания даже у обычных детей. Гиперактивные дети должны много находится на свежем воздухе, стоит увеличить время прогулок. Такой ребенок все время в движении и на прогулках реализует себя. На прогулках родители должны при себе иметь несколько игрушек, чтобы переключать внимание ребенка... Нужно знать несколько игр, которыми ребенок может увлечься играя со сверстниками. Тон в общении с таким ребенком должен быть спокойным. Если присутствует агрессивность к ребенку, он это постоянно чувствует. Чтобы определить степень гиперактивности, нужно проконсультироваться с доктором, часто нужно терапевтическое вмешательство. Некоторым детям прописывают специальные препараты. Обычно от рождения до 2 лет эти дети производят впечатление развитых и одаренных - раньше начинают ходить, говорить. А после 3 лет проявляют свою гиперактивность. В школьном возрасте эти дети более любознательные, подвижные и производят впечатление не послушности. Но это не непослушность. К совершеннолетию это проходит у 50% детей. Пройдет это или нет - зависит от родителей, потому что отношение родителей, принятие ребенка играет важную роль.

Женя: - Марта, як ви ставитеся до педагогики Монтессорі? Та чи багато у Києві існує дитячих садочків та шкіл, які діють за цим принципом?

- Есть детские сады и школы, которые работают по этой методике. Отношусь к методике положительно. Метод основан на саморазвитии самоорганизации ребенка. Саморазвитие происходит на том уровне, где взрослый воспитатель, учитель, родитель является руководящей, наблюдательной силой, а не той силой, которая говорит как делать и ребенок это повторяет. Методика значима тем, что работая по ней, ребенок быстро учится самоорганизации, которая способствует развитию самоконтроля. Важно научить ребенка понимать, что он делает, зачем и как. Другими словами- это самостоятельность принятия решений, в понятии результата проделанной работы. 

ТВОРИТЬ ЛИЧНОСТЬ – ЭТО МОМЕНТ ВОЛШЕБСТВА

Катюша: - Марта, здравствуйте! Вы удивительно похожи на знаменитую Мэри Поппинс! Вы ассоциируете себя с этим персонажем? Кем чувствуете себя, когда приходите в семью - доброй волшебницей, помощницей или просто ведущей?

- С Мэри я себя ассоциирую. Для меня всегда был важен внешний вид воспитателя, как образ. Сдержанность, выдержанность, требовательность. Во мне это есть - одни взглядом можно многое сказать, потребовать, похвалить, привести к норме. Приходя в семью и работая в школе у меня всегда было желание помочь. Я стараюсь помочь ребенку стать личностью, и родителям тоже помочь быть друзьями своим детям... А учитывая результат - чувствую себя и волшебницейJ.А вообще творить личность и дарить радость - это момент волшебства.

Ольга Петровна: - Марта, как вы думаете, эта передача поможет семьям правильно вести себя, как детям, так и родителям? Научит чему-то? Кстати, может ее надо смотреть вместе с детьми?

- Смотреть с детьми нужно обязательно, потому что наглядные примеры учат как надо и как нельзя. Передача значима тем, что многие родители могут увидеть где-то себя, моменты происходящие в их семье и, возможно, что-то попытаются изменить. Каждый может правильно и хорошо воспитать своих детей, если этого хочет. И смотреть передачу будут те, кто хочет чтобы дети были воспитанные.

Ира: - Как вас принимают в семьях? Как встречают дети? А родители? Вы быстро находите общий язык?

- Встречают с таким чувством ожидания, что произойдет что-то, чего до этого не было ))) Встречают с верой, что пришла няня, которая увидит проблему, расскажет как подойти к ее решению и даст рекомендации. И радует позиция родителей, что они хотят изменений, что они нашли силы в себе признаться в том, что могут чего-то не знать и делают что-то не так. Если родители, выслушав рекомендации, принимают и потом применяют их системно, потому что за 2-5 дней, 2 недели мы можем показать проблему и как ее решить, то родители увидят изменения. Когда ребенок видит что какие-то его штучки уже не проходят, он начинает реагировать на ограничения. Но повторюсь это происходит лишь в том случае если родители эти рекомендации выполняют... Новые запреты дети воспринимают с протестом, вплоть до агрессивности. Но это не говорит что ребенок плохой, или плохая я. Агрессивность ребенка - это протест или крик о помощи. И тут надо проявить терпение и любовь к ребенку. Я всегда относилась к детям, которые могут позволять себе хулиганские штучки, моменты непослушания в разных формах, как к детям, которые хотят любви, понимания, внимания, помощи от тебя. Они готовы стать другими и готовы принять помощь, и принимают и становятся другими. 

Фото ЛЮКОВ Максим

 

В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛОВО «ПЛОХО»

Мария Петровна: - Марта, вы такая обаятельная женщина. кажется, что всегда контролируете свои эмоции. а бывало, что хотелось взять этого ребенка, к которому вас вызвали и отлупить его?

- Искренне - не хотелось. Может это профессиональная черта. У меня есть сын, он никогда не наказывался телесно. С любым ребенком можно договорится. В своей работе слово ПЛОХО я исключила очень давно. Оно несет в себе энергетику - ничего нельзя сделать. А вот НЕ ПРАВИЛЬНО – хорошее слово - правильному можно научится. Сила взрослого заключается в том, что взрослый выше неправильного поведения ребенка, и если агрессивный взрослый, агрессивен и ребенок. Важно выяснить мотивы поведения ребенка, в чем причина такого поведения.

Константин: - Сколько дней вы проводите в каждой семье? действительно ли за этот срок возможно навести порядок в непростых отношениях родителей и детей?

- В каждой семье мы проводим 2 недели. За этот период можно показать как навести порядок, выясняются проблема, определяются причины возникновения проблем и показываются приемы, рекомендации, как эти проблемы разрешаются. О того насколько родителями принимаются эти рекомендации зависит результат. Родители реально видят, что за это время их дети, которые были 2 недели назад одни, становятся другими. Результат должен быть закреплен родителями.

Ольга: - Добрый день! У меня такой вопрос - всегда ли в плохом поведении ребенка виновата слабая позиция родителей? Ведь гены, как говорится, пальцем не раздавишь :)

- На генном уровне закладывается тип нервной системы ребенка, а его задатки должны развиваться в способности. Определяется тип темперамента и относительно этого выстраивается гибкое отношение родителей к ребенку. Причины неправильной позиции родителей могут проявляться когда родители воспитывают детей, по модели своего воспитания своими родителями. Когда они сами создают образ своего ребенка, каким он должен быть и подгоняют его под эти рамки. И тут могут быть завышенные требования или наоборот,  вседозволенность... Бывает родителям не хватает педагогических знаний. Можно почитать Борба "Нет плохому поведению", Свердлова О. "Вы любите меня?" - это журнал воспитания школьников за 2001 год. Вачков "Королевство разорванных связей" 

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ

Светлана: - Марта, по-вашему, какая самая большая проблема на сегодняшний день в отношениях детей и их родителей?

- Очень большая проблема - недостаток внимания, а от этого у детей тревожность от мысли, что он не любим. Родители заблуждаются, что компенсировать внимание они могут подарками, или тем, что много позволяют. Но это не компенсирует общение, ласку. Любовь, которая проявляется на физическом уровне не заменит ничто. Недостаток общения - большая проблема.

Дмитрий: - Марта, расскажите, в каких семьях вы уже побывали? Какие там проблемы с детьми?

- Мы побывали в семьях, которые попросили о помощи. Проблемы разные, но все они от того, что мы любим своих детей. Любя своих детей родители стараются о них заботится на столько, что эта забота перерастает в гиперопеку, которая лишает детей самостоятельности. А дети, которые не приучены к самостоятельности не могут себя контролировать. И чем старше становится ребенок, тем больше становится проблем. В этом случае нужно пересматривать отношения и методы воспитания детей. Были семьи, у которым наоборот недостает внимания. Родителе считают, что одеть, накормить, уложить спать, принести игрушку - это внимание. А для ребенка, внимание заключается в общении с ним, разделении его интереса, поощрения, похвале. Ребенок очень страдал от того, что его редко хвалят. Требуют, но редко хвалят. Были семьи, когда среди детей, одному уделялось больше внимания, позволялось все (обычно это младшие), а старший был в позиции ты должен уступать. В таком случае у ребенка появляется тревога и укрепляется мнение, что родители его не любят.

Ксения: - Марта, добрый день! Как вам работается в паре с Иванной? Ведь вы такие разные - как внешне, так и по характеру? У вас бывают споры на тему лучшего метода для той или иной семьи?

- Все люди разные, но мы с Иванной едины в том, что любим детей и готовы помочь решить проблему. По поводу споров - они исключены, а по поводу подбора и обсуждения методов - мы обсуждаем и выбираем лучшее. Принимает решение каждый сам, а потом делится результатами. 

НУЖНО РАЗДЕЛЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЕГО ИНТЕРЕСЫ

Оксана: - Мой дочке 9. Она постоянно спорит, как дома так и в школе. Посоветуйте как быть. Она ненавидит школу и все что с ней связано.

- Отторжение у ребенка к учебе может быть только тогда, когда школой и родителями выставлены завышенные требования. Каждый ребенок может учится на столько, на сколько он может. Конечно, каждому родителю хочется чтобы ребенок был лучшим. И сели ребенок прикладывает силы, и у него не получается, а родители давят, что он не оправдывает надежд, у ребенка возникает чувство, что его не любят. Потому протест проявляется в такой форме. Как быть? Обязательно ребенок должен выполнять те задания, с которыми он может справится сам, предметы, которые он сможет сделать сам, и нужно обязательно хвалить ребенка . Хвалить нужно не столько за результат, сколько за сам процесс. Если у ребенка что-то не получается, то похвалить за то, что он приложив усилия, но не достигнув результата попросил помощи. Обязательно ребенок должен понимать, что вы хотите помочь, а не требуете от него невозможное. Каждому человеку и ребенку всегда приносит удовлетворение что в процессе деятельности получается желаемый результат. И если ребенок думает, что учеба нужна кому-то, а не ему, то надо помочь ребенку, расширить круг интересов, найти то, что лучше получается, чтобы ему хотелось этим заниматься. Вселять в ребенка уверенность, в то, что он сможет. А начинать нужно с того, что он может сам. Может привлечь помимо школы специалистов, которые помогут ему подтянуть упущенные знания, это придаст ему уверенности и появится внутренне равновесие. А с родительской стороны помимо учебы тоже должен быть интерес к ребенку. Если интересоваться каждый день только учебой, то это вызовет отторжение, потому что у ребенка есть еще и увлечения.

Фото ЛЮКОВ Максим

 

Руслан: - В мене донька ніяк не хоче ходити на горщик в день (справляти природні потреби), а вночі сама нас будить, як діяти, що робити?

- Мне кажется, что ребенок таким образом привлекает внимание, ему что-то не достает. И таким образом ребенок просит внимания родителей. А может быть и ревность к одному из родителей... Дети, когда их родители в чем-то корят и поругивают, уже воспринимают как повышенное внимание к своей персоне. Это могут быть манипуляции. Нужно исключить питье на ночь. За 2 часа до сна должны прекратится - еда, чаи и т.д. И разъяснительные беседы. Для маленьких детей не существует временных рамок. И для ребенка - ложится спать - выпадать из жизни. И когда родители укладывая ребенка, сами не готовы ко сну, получается, что меня отстраняют, меня отключают от жизни. И чтобы ребенок понимал, что нужно спать, нужно показывать ребенку, что они тоже будут спать... 

ХВАЛИТЬ НУЖНО НЕ РЕЖЕ ЧЕМ ПОРИЦАТЬ

Виктория: - Скaжитe пожaлуйстa кaк приучить рeбенкa слушать тетю и прислушиваться к ней. Рeбёнку-1 год и 8 мeсяцeв.

- В таком возрасте дети очень на своем тонком уровне чувствуют отношения к себе искреннее или искусственное. У ребенка такого возраста любим и в авторитете тот человек, который разделяет его интересы. Взрослого, который больше делает замечаний, чем похвалы - уже не будет в авторитете. Это возраст, в котором ребенок учится познавать мир, учится всему - поведению и если идут со стороны взрослого, как надо и ты это должен сделать так , а ты сделать не так - то ребенок будет отторгать такого взрослого. Можно проводить много времени с ребенком, но так и не стать для него желаннее. Взрослый должен дать понять ребенку, что если что-то и сделано не так, то вдвоем мы научимся как надо. Важно в этом возрасте употреблять слово мы, мы сделаем, а когда сделали, нужно говорить ТЫ - ты молодец, умничка. Чтобы сблизится с ребенком, если есть дистанция недопонимания, хорошо со стороны взрослого подыграть в том, что взрослый тоже может что-то не знать, что может не получаться. Помоги мне сделать то-то, покажи, как ты это сделал? Заинтересованность в том, что ребенок может то, что не может взрослый

Лиза: - Моєму брату 11років. Він дуже не слухняний. Навіть коли просить мама в нього допомоги по прибиранню в квартирі він відповідає "ні", а мені взагалі зі злістю відповідає "отстань" чи "сама убирай,  мне не мишает" чи "отвали". Коли сідає за уроки, то не може всидіти на одному місці: то в нього голова болить, то рука, нога, живіт і ще дуже чого багато. І доводиться мамі чи мені (коли мама на роботі, вона працює добу через 3є, то з ним сиджу я) сидіти біля нього доки він не зробить всі домашні завдання. То мама і я вже втомились йому пояснювати, що він сам повинен вчити уроки, а мама повинна лише перевіряти. Я навіть не можу посидіти з мамою щоб просто порозмовляти, бо потрібнл їй сидіти біля нього. Мама дуже втомилась від не самостійності мого брата, тому просимо вас дати нам раду! Що робити? Як привчити його бути самостійним?

- Истоки этого поведения - в дошкольном возрасте. Ребенок не приучен был к самостоятельности, самообслуживанию. Значит раньше убирала мама, сестра, надеясь, что когда он вырастет будет делать сам. Судя потому, что он не сидит на месте - это может быть гиперактивность. Это дети, которым трудно концентрироваться. Надо на это обратить внимание. Невнимательность детей часто воспринимают родители как лень, а это не лень, ребенок не может сконцентрироваться. Надо проконсультироваться со специалистом. Какое-то время делать с ним, к примеру, уборку в квартире. Не заставлять конкретно его одного, а делать вместе. Должно быть четкое определение обязанностей ребенка и между членами семьи. Если он убирает в своей комнате, сестра в это время убирает в своей, мама занята еще чем-то. То что ребенок требует, чтобы с ним учили уроки, значит было так всегда, он к этому приучился. Как избавится? Не все ребенку дается легко. Надо четко выстроить время, сколько он тратит на подготовку уроков. Начинать уроки нужно с тех предметов, которые легче для него, с которыми он может справится. Более трудные предметы - он должен начать делать сам, а когда не получается помочь, но помощь он должен попросить сам, предварительно потрудившись над занятиями...