17 ноября
Загрузить еще

Замминистра энергетики Владимир МАКУХА: «Если не установим пошлины на бензин, получим топливо по запредельным ценам»

Замминистра энергетики Владимир МАКУХА: «Если не установим пошлины на бензин, получим топливо по запредельным ценам»
Фото: Фото ПАСТУХ Артем

C начала декабря 2010 года литр 95-го бензина поднялся в цене практически на европейский уровень: с 7,69 до 8,74 грн. В росте цен правительство винит импортеров: мол, завышение цен искусственно, а рынок монополизирован ими из-за отмены пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы. Долю ввозимого топлива чиновники оценивают в 60 процентов. Решить проблему правительство решило за счет возврата пошлин… 

«В СТРАНЕ БЫЛИ ОТКРЫТЫ ГРАНИЦЫ ДЛЯ ИМПОРТНОГО БЕНЗИНА»

Владимир Георгиевич, Киев: Владимир Алексеевич, скажите, почему растут цены на бензин?

- Проблема возникла из-за популизма предыдущего правительства. В стране были полностью открыты границы для импортного топлива и, соответственно, для импортных цен. Это всех устраивало, пока цены в Европе были низкими. Это объективные причины.

Есть и субъективные, связанные с позицией импортеров. У нас есть экспертно-аналитическая группа, которая ведет диалог с основными импортерами и производителями нефтепродуктов. Мы рекомендуем ценовые коридоры. Но не все импортеры придерживаются наших предложений. Поэтому мы обратились в Антимонопольный комитет. Если он решит, что есть сговор, предпримем жесткие санкции.

Олег Лушко, Киев:  Насколько целесообразно вводить пошлины на качественный импортный бензин, не имея возможности обеспечить производство такого же хорошего топлива внутри самой Украины?

- Логика четкая: 60 процентов рынка занимает бензин, ввезенный из-за границы. Пошлина - это государственное регулирование развития внутреннего производства, улучшения качества производимого бензина и привлечения инвестиций. Это взаимосвязанные вещи. Нужна перспектива развития отрасли. Если правительство не даст отечественным производителям видения этой перспективы с одновременным требованием развития украинских НПЗ - будем и дальше завозить импортный бензин по мировым ценам и полностью уничтожим свои нефтеперегонные заводы.

- Каким образом увеличение пошлины может повлиять на снижение цен на бензин?

- У любого импортера есть причины ввозить топливо в Украину. Тем более, мы прекрасно осведомлены о том, что у многих импортеров есть в нашей стране свои заводы по переработке нефти. А имея возможность выбирать, ввозить бензин или производить его внутри страны, они, как правило, делают первое.

Значит, если мы усложним процедуру ввоза топлива, импортеры решат производить бензин на месте. Так мы и простимулируем производство внутри страны. 

- Еще в прошлом году у меня была льгота по уплате транспортного сбора. Сейчас я его плачу наравне со всеми, покупая бензин. Будет ли решен этот вопрос?

- Логика в отмене транспортного сбора и введении акциза такова: тот, кто больше ездит по дорогам и покупает больше бензина, платит больше денег в качестве акцизов – соответственно, стимулирует строительство дорог. Ведь именно на эти нужды будут направлены акцизные сборы. Этот подход оправдан, он принят во всем мире. Транспортного сбора не осталось почти ни в одной стране.

- Теперь никаких льгот не будет?

- Пока я не могу сказать, что такие льготы запланированы.

- Если в Украине бензин подорожает до европейского уровня, то будут ли у нас дороги, как в Германии?

- Экономика - процесс инерционный. И если сегодня подорожало, это не значит, что завтра будут такие же дороги. 

Фото ПАСТУХ Артем

 

«МЫ ЗАЩИТИМ УКРАИНСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ»

- Насколько быстро после введения пошлин на заправках подешевеет бензин?

- Должно пройти какое-то время. Любая экономика  чрезвычайно инерционна: рассчитывать на то, что на следующий после принятия решения день что-либо изменится, не приходится.

Так же произошло и в 2005 году, когда были отменены импортные пошлины. Эффект наступил не сразу. 

- Какой уровень мировых цены на нефть критичен для украинской экономики?

- Назвать такой критический уровень сложно, потому что в вопросе несколько граней. Первая – цена, собственно, на бензин. Сегодня она является достаточно высокой, но остается приемлемой: транспортные потоки не уменьшились. Тот, кто ездил до повышения цен, продолжает ездить и сейчас. И для транспортной отрасли она не критична – хотя доходность все же понижает.

Вторая «грань» - цена на газ, которая формируется, исходя из стоимости определенных видов нефтепродуктов. Естественно, «голубое топливо» также подорожает. А значит, рост цен на нефтепродукты будет оказывать комплексное влияние на экономические показатели Украины в целом.

- Значит, подорожает импортный русский газ?

- У нас есть формула цены за импортный газ, прописанная в контракте с Газпромом. И компонент этой формулы - цены на отдельные виды нефтепродуктов. Естественно, что рост их стоимости вызван повышением цен на сырую нефть. Так что влияние, безусловно, будет.

- Можете ли вы повлиять на снижение этих цен? И сколько будет стоить русское «голубое топливо» для Украины?

- Практически нет. Такова их природа… А цена на импортный газ по Харьковским соглашениям составляла порядка 230 долларов за тысячу кубометров. На этот квартал, с учетом 100-долларовой скидки, газ будет обходиться нам по 264 доллара с перспективой дальнейшего роста. Можно только догадываться, какой была бы цена без этих соглашений… 

- Минэнерго утверждает, что нефтеперегонные заводы Украины стоят. А кому они принадлежат, и откуда получают сырье?

- Сырье мы получаем из разных источников. В этой связи я хотел бы отметить недавно подписанное соглашение с Беларусью, согласно которому мы впервые запускаем наш нефтепровод Одесса-Броды в проектном режиме. Речь идет о поставке белорусам 4 миллионов тонн бензина. Но одновременно это позволяет нам осуществлять поставки легкой азербайджанской нефти так же и нашим заводам, поэтому такой шаг является способом диверсифицировать поставки нефти на наши НПЗ.

Конечно, основная часть нефти поступает из России. Но довольно существенные объемы производятся и в Украине. Итого у нас есть три источника поставок.

Что же касается юридической принадлежности заводов, - все собственники – юрлица Украины. Здесь они платят налоги, дают работу нашим согражданам. И являются отечественными производителями. Поэтому мы их защитим. 

«ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ БУДЕМ ДОБЫВАТЬ ТРЕТЬ НЕОБХОДИМОГО НАМ ГАЗА»

- Правда ли, что, дабы получить новые кредиты, Украина пообещала МВФ поднять цены на газ для населения на треть, а коммунальные тарифы - на 62 процента в течение года?

- Известно, что сегодня объемов внутренней добычи газа с трудом хватает для украинского населения. При этом газ закупается у производителей: у госкомпании «Укргаздобыча», «Черноморнефтегаз», практически по себестоимости. В этой ситуации мы практически лишены развивать внутреннюю добычу газа.

Таким образом, мы оказываемся в положении, когда в коммунальную энергетику поступает только импортный газ. А разница между его стоимостью и малой ценой, по которой он поставляется теплокомунэнерго, действительно огромна. И чтобы сбалансировать газовый рынок, нам действительно необходимо подымать, регулировать тарифы для теплокоммунэнерго.

Определенная договоренность с МВФ действительно есть, теперь ее должна рассмотреть Нацкомиссия по регулированию энергетики. Она же установит цену на газ для населения, коммунальных предприятий. 

- Насколько увеличится внутриукраинская добыча нефти и газа?

- Точно спрогнозировать сложно. Могу сказать, что мы планируем в 10-летней перспективе обеспечивать себя газом внутренней добычи хотя бы 30-40 процентов. Что касается нефти – многое зависит от международной ситуации. Если продлится мировой «бензиновый» кризис, проблемы в развитии нефтедобычи будут и у нас.

- Почему наша страна так «вяло» осваивает нефтегазоносный шельф Черного моря?

- У нас есть несколько механизмов работы на Черном море. Во-первых, это работы, которые ведет «Черноморнефтегаз»: он самостоятельно разведывает три месторождения. Хотя средства, скажу вам, в постоянном дефиците. Нет инвестиций, денег не хватает, чтобы развернуться…

Второй механизм – привлечение инвесторов. Тут важно подписание соглашений о распределении продукции. Тот же «Черноморнефтегаз» вполне мог бы работать на мелководье совместно с инвесторами… Но – увы – единственное соглашение, подписанное с иностранцами, было разорвано предыдущим правительством. После этого в течение двух лет никакой работы не велось.

Сейчас межведомственная комиссия, которую возглавляет Андрей Клюев, определила несколько новых участков, куда мы могли бы привлекать новых инвесторов. 

- Как продвигаются переговоры по слиянию украинского «Нафтогаза» и российского «Газпрома»?

- Существует постоянный контакт между двумя компаниями и периодическое обсуждение этого вопроса. Но говорить о реальном прогрессе я бы пока не осмелился. Пока вопрос находится в начальной стадии, и никакие решения не принимались.

В принципе же, чтобы говорить о создании совместного предприятия, нужно принимать законодательные решения. Ведь у нас есть Закон о трубопроводном транспорте, статья седьмая которого гласит: нельзя проводить какие-либо операции по передаче в основные фонды активов компании «Нафтогаз Украины».