14 ноября
Загрузить еще

Валерий Золотухин: «Я не играл вампира – я играл отца»

НАШ «ВИЙ» - СКОРЕЕ ИНТЕРПРИТАЦИЯ

Оксана:- Валерий Сергеевич, знаю, что вы снимаетесь в новой экранизации Гоголевского "Вия". Когда мы наконец-то увидим эту трилогию на экранах? Легко ли согласились на участие в этом проекте? Как проходили съемки?

- Когда фильм выйдет я и сам не знаю. Я считаю, что моя работа там не до конца сделана. У них сложности с деньгами, то они останавливают, то опять снимают. Это уже года три длится. Мне кажется, что это вариант скорее по мотивам Гоголя а не классическая экранизация. Нет, это фэнтези, история с иностранные путешественниками. Что получится в результате мне сказать трудно.

Маша: - Cкажите пожалуйста, а роль вампира вам, как очень верующему человеку, была комфортна? У вас не возникло никаких внутренних противоречий?

- Вот какая путаница происходит. Во-первых, я  артист. У меня сын священник и когда такие вопросы мне задают, а они часто задаются, он говорит: «Папа, твоя профессия – топор. Топором можно сделать очень много добра – дом построить. И этим же топором можно устроить бойню». То есть вектор твоего ремесла, если он направлен на добро, то ничего страшно. Во-вторых, слово вампир не произносилось режиссером во время съмок и в титрах этого нет. И моего героя есть какой то порок, и он хочет уберечь от него своего сына. Он просто хочет спасти своего ребенка, свое дитя. При чем тут вампир?

Ну если вам удобно воспринимать героя вампиром – пожалуйста.

Я не буду перечислять человеческие пороки, которыми я сам заражен, как В. Золотухин – зачем это мне. Вы эти пороки знаете лучше меня. Но, хочется скрыть, хочется быть приличным господином. И роль тогда получается интересной, Ведь эпизод стал чуть ли не центральным в фильме. Я с огромным удовольствием играл и не думал, что играл вампира. Это жанр, но есть трагедия человека, несчастье человека, порок человеческий.


РОЛЕЙ ЗА 60 НЕ ТАК УЖ И МНОГО

Александр: - Валерий Сергеевич, роль капитана корабля в фильме "Утомленные солнцем 2" оставила несколько сумбурные впечатления. Что есть для Вас эта роль, почему именно эта роль, как происходили съемки?

- Я не очень хорошо понимаю вопрос, что значит сумбурные впечатления? Это трагический эпизод, это баржа, капитаном которой он является, перевозит раненых, детей под красным крестом. Недавно в Израиле произошел конфликт с гуманитарной помощью.

Мне работа с Михайлковым доставила колоссальное наслаждение. Впервые я столкнулся с Никитой Сергеевичем в такой работе – это незабываемо. Я посмотрел на экране этот эпизод – никакого сумбура там нет, только трагедия. Он кричит этим немецким пилотам, что это недоразумение. Он вмиг сообразил, что произошло, что гибель неминуема.

Мне трудно судить, как оценивает это зритель, но мне и кино очень понравилось и эпизод. Мне кажется, что это работа не стыдная.

Аристарх: - Подскажите, мне кажется или вы действительно давно не снимались в главных ролях? Нет подходящего сценария? Не приглашают режиссеры на главные роли? Или лично вам это уже не нужно?

 - Почему не нужно – нужно. Надо одно понимать, и я абсолютно не кокетничаю в этом смысле, мне через год исполнится 70 лет, 21 июня будет 69. Ролей для актеров такого возраста физически мало. У Чехова все старики 45 лет, сам Чехов умер в 44 года. Мне звонил недавно замечательный наш артист Иван Сергеевич Бортко и говорит «Валерка,  е-кале-мене, попанов то умер, ему было всего 64 года, Смоктуновский 64, Эфрос – 62 года.

Слава Богу, что приглашают на то что есть. Сейчас кино продюсерское, даже не столько  продюсерское, сколько кастинг-директора – это вообще какая то особая каста. Ты иногда не попадаешь даже на пробы, потому что они своих протягивают, потому что все платят. Все продажное, черт возьми. Они мухлюют. Они говорят продюсеру генеральному «Он отказался». А он ни сном ни духом, даже не дозвонились. Но я в общем то не жалуюсь, слава Богу, что пока приглашают. У меня сейчас в один месяц вышло 3 премьеры в спектаклях… Поэтому я не жалуюсь, мне грех, я спасаюсь работой.

ПОСЛЕ РЫБЬЕГО ЖИРА - КРАСНОЕ ВИНО

Ари: - Валерий Сергеевич, я не поленился полистать вашу биографию. Речь идет о том эпизоде, когда вы вернулись из санатория в Чемале и во время семейного застолья попросили вина, которое пили взрослые. Якобы тогда ваша сестра Тоня сказала: «Ну, Валерка, либо ты артистом великим станешь, либо великим пьяницей». И якобы с тех пор вы задумались об актерской стезе...
И у меня такой вопрос: правда ли что
ваша актерская карьера началась со стакана красного вина?

- Нет, это было не совсем так. Меня привезли из санатория, где я пролежал не вставая с кровати 3 года! Можете себе представить, что такое 3 года мальчишка лежит не вставая. А это был эвакуированный санаторий из блокадного Ленинграда. Представьте  1949-50 года, не так недавно закончилась война. Лекарств нет, пенициллин изобретен, но еще его нет в необходимом количестве. И нас лечили рыбьим жиром, кроме того мне был прописан какой-то жутко горький кальций. А я был дисциплинированный  человек – пить так пить, я и пил эту горечь сумасшедшую.

Поэтому для меня это красное вино был не напиток, а так… Налили чисто символически, не стакан. А у меня брат был, он еще жив, и ему налили, а он закочевряжился – не пьет. Я говорю: «Вовка, ну выпей, чего ты, это же совсем не горько, это лекарство». Тогда Тоня  действительно сказала: «Володя, или ты будешь великим артистом, или великим пьяницей». Но в тот момент я не думаю, что определилась моя стезя. Впрочем уже тогда я пел и моепеснопение пользовалось популярностью.

Был такой случай. В санатории на слете пионеров меня попросили побыть запевалой. На что я категорически отказался, мол как же я буду запевать если я не пионер, вот примите меня в пионеры – тогда буду.

- Мы тебя можем принять только во втором классе, - попытались меня урезонить.


- Ну вот тогда и буду запевать.

 конце концов галстук я себе выторговал. Так что цену себе как артисту я знал уже тогда. Если откровенно, то по судьбе мне часто везло. Кто то свыше меня вел, да и сейчас ведет. Ну как человек, с таким недугом как был у меня смог поступить на отделение оперетты? Это же не хухры-мухры. Я же ходил до 8-го класса исключительно на костылях

Но действительно, не вру, ни о какой другой профессии я не мечтал. Хотел быть артистом. Закончил школу, поехал и поступил.

ИНТЕРЕСТНАЯ РОЛЬ В КОТОРОЙ МОЖНО И ПОСМЕЯТЬСЯ И ПОПЛАКАТЬ

Иванна Петрова: - Валерий Сергеевич, каковы сегодня Ваши критерии выбора роли? Вы с большим удовольствием беретесь за комические или драматические роли? Спасибо!

- Да я бы не сказал, что… Я вернусь опять к тому, что я уже говорил. Особого выбора нет. Нет такого, что я сижу и выбираю. Конечно есть вещи, от которых отказываешься за ранее…

- А какие роли интересней?

- Мне интересны роли когда в них можно пошутить и поплакать. Это же самое благодарное занятие. Когда в материале есть эта возможность. А так с удовольствием сыграл бы большую драматическую роль. Вот фильм «Снайпер» я там играл отца – эпизод, но страшный…  Вот та же ситуация, как и с вампиром. Это все шутки-шутками, а потом, как доходит до дела – и… инфаркт.

Иванна Петрова :- Валерий, планируете ли Вы продолжать публикацию Ваших дневников? Если да, то что, на Ваш взгляд, в них будет наиболее ценно для читателя?

- У меня изданы несколько книг этих дневников. И здесь происходит такая вещь – редактор выбирает определенную, по своему вкусу тему. Одному редактору интереснее театральная линия, киношная линия… И он выпускает совсем личную жизнь. Другой редактор, царство ему небесное, выпустил книгу «На плахе таганки» - он уравнял эти две состовляющие. Дневник – это человеческая жизнь. Он даже ввел подзаголовок «Дневник русского человека» потому что там все есть и про недостатки, и про спектаклям, и по алкогольным разным делам - там все есть. А дневник -  это твой собеседник, твой друг. Это тетрадь, с которой ты делишься своим одиночеством. А человек, по сути, трагическая субстанция.

- Тяжело писать такие дневники? Одно дело писать дневник и положить его в стол, другое – готовить к публикации

- Правильно.  Но есть такая деталь – все зависит от характера персоны. Многое намешано в человеке. И если ты идешь на публикацию… Как там у Пушкина: «Все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит, не изъяснимо наслажденье, бессмертья может быть залог» (Пауза) Это эксперимент над собой, над своей судьбой, над твоей жизнью.  И потом, я ведь никогда не думал, что  буду когда то печать. Это случилось случайно, хотя, наверное, закономерно. Я пишу дневники с 17 лет ежедневно. Можете представить что это такое, сколько написано! В этом есть моя дисциплина. Надо написать, что я сегодня был в «КП» в Киеве, впервые я разговаривал с ребятами, которые задают мне вопросы по интернету. Это же интересно. Снимает камера, а ты и не знаешь, кто тебя будет смотреть. У меня в доме нет ни телевизора, ни интернета. Я не знаю, как это включается вообще. Я не проповедую, что выбрасывайте телевизор и интернет. Но обхожусь без него. Дети конечно, Ванька маленький, а уже шустрит то так, с этим пультом… Поэтому с дневниками, мне и самому интересно чем дело закончится. Минус разве что в том , что в какой-то момент  когда пишешь, невольно становишься сам себе цензором. Допустим последняя дата моей публикации 2000 год, а дальше уже нет. Поэтому, все равно я пишу достаточно откровенно.  Потому что то что пишу сейчас -  будет опубликовано после смерти.

НА СЪЕМКАХ ИНОГДА ПРИХОДИТСЯ РИСКОВАТЬ ЖИЗНЬЮ

Брюзга: - Валерий, не скучно ли вам играть в развлекательном кино? В телевизионных фильмах, которые не предусматривают большого экрана, и как правило не блещут высоким качеством. Развлечение ради развлечения.....Еще и с малым бюджетом

- Играл наверное и играю. Та же «Ефросиния» - это же развлекательный сюжет. Хотя смотря что считать развлекательным, там и драматические коллизии происходят. Да нет, я вообще отношусь к этому с достаточной самоиронией. Потому что все равно артист не может играть хуже, чем он может. Ерунда, если скажут «Мы  вам заплатим миллион и вы сыграете лучше» Ну не получится так! Сколько таланта тебе отпущено, столько и есть. А потом, зачем же мне отказываться от ролей?

У меня 5 внуков, маленький ребенок, мне надо кормить.

Сергей: - Правда, что в стогу сена из которого вылазит Бумбараш в фильме - нашли змеиное гнездо? Вообще часто ли во время съемок вашей жизни угрожала опасность?

- Да, это действительно так. Бумбараш прятался на одном сеновале и проделав лаз появлялся в другом. Когда после съемок стали разбирать это сено, то действительно обнаружили там змеиное гнездо. Но со змеями я не встречался.

Даже смертельная опасность со временем приобретает смешной оттенок. Допустим – мой первый фильм «Пакет», где Петя Трофимов везет пакет Буденову. Герой со своим конем переплывает реку, по нему стреляют.


Что было сделано? Нашли отлогий берег. По мелководью пиротехники вбил колья в дно и заложил пиротехнический заряд. Чтобы, значит зритель видел будто вода «вскипает» от пуль. При команде «мотор» я ныряю и жду пока сработает заряд. Вот зарядили все, я погружаюсь в воду,  и тут слева ба-бах, справа ба-бах! Я выскакиваю из воды как пробка из шампанского. Не могу ничего понять, потому что оглох, колья плывут, на берегу переполох… Оказывается  пиротехник, вместо детонаторов ружейных выстрелов, поставил артиллерийские. И если бы я чуть отклонился чуть правее или левее – меня бы контузило на всю оставшуюся жизнь. Но потом это все уладилось достаточно мирным путем. Слава Богу – не оглох. Или в «Хозяине тайги» на коне скачешь, а он, вдруг, как остановится, а там сплав, бревна и ты башкой летишь в них… В общем бывали случаи разные.

УКРАИНСКИЕ КОРНИ? НУЖНО ПОИСКАТЬ

Украинофил: - Есть ли любимые места в нашем городе?

- У меня любимое место Канев. Но я никак не могу туда добраться. Потому что «Бумбараш» снимался в Каневе, в деревне, которая наверняка уже затоплена. И когда Бумбараш едет на паровозе и поет «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю моя хата с краю» и вдруг машинист дает гудок. Оказывается мы на этом паровозе проезжали– у первой могилы Гайдара. На этой насыпи Аркадий Петрович погиб и его там похоронили и только потом перенесли прах на кручу.  Я спрашиваю «А чего он ревет?» «Да Гайдар здесь похоронен» То есть герой поет во всю глотку «Наплевать, наплевать, надоело воевать» и едет мимо создателя, автора. Это было ощущение непередаваемое.

Нина Краснова: - Валерий Сергеевич, как часто Вы бываете в Украине? Что Вас связывает с нашей страной?


- Я бываю часто здесь. С украинскими актерами я сделал спектакль «Собачье сердце», где я играю Преображенского. И мы этот спектакль обкатали по всей Украине, в Америке, Израиле, Владивостоке и по всей России. Спектакль, мне кажется, получился удачным, я там впервые выступил как режиссер. Довольно часто бываю в Украине. Смешно все, конечно. Потому что один из самых интересных фильмов, которые мне принесли  не шуточную славу, был сделан на киностудии Довженко, это «Бумбараш». Поэтому, для меня это родная страна. И когда нас всех разделили, это было для меня очень больно, чудно. А сейчас я снимаюсь в сериале «Ефросиния». Это длинное кино, сериал и приходится часто приезжать сюда, потому что съемки идут под Киевом. А возобновился другой проект  под названием «При загадочных обстоятельствах» (который снимает "Фреш Продакшн" по заказу "Стар Медиа" - прим. авт). Я играю там старого волка, милиционера, подполковника, так он по роли и есть – старик. Мне очень нравится эта работа. Этот телефильм из советских времен и это еще какая то ностальгическая ситуация. Я играл милиционеров. В «Хозяине тайги», «Пропавшем свидетеле», «Предварительном расследование» я был в звании капитана, а сейчас я подполковник.

Так что многое связывает меня с Украиной, с ребятами, с партнерами, с кино, с работой.

- Скажите, а у вас нет случайно украинских корней?

- Нет, думаю, что… Ну ладно, под занавес скажу. Однажды я пришел в театр и у меня осветитель спрашивает: «А почему вы скрываете, что вы родственник Лермонтова?». Я ему откуда, мол знаешь?

- Из газеты «Слово», - говорит. Достает газету, там рубрика «версия». И текст по смыслу приблизительно следующий: У Лермонтова не было своих детей, потому что он не был женат. Но когда ему исполнилось 14 лет его строгая бабушка, заботясь о здоровье внука, посылала к нему наверх помогать одеваться молоденьки горничных. Некоторые спускались оттуда беременные. По законам того времени, бабка искала мужика этой девушке, выдавала замуж, строила им дом, и они жили как семья. Но некоторые, горничные, вот ведь сволочи, попадали строптивые, не хотели вопрос решать полюбовно. Так эта бабка ссылала их в Сибирь. Теперь – вглядитесь в лицо молодого Золотухина – вылитый Лермонтов».

Короче, один мой сын сказал «Папа Лермонтов? – о, да, как это мы сразу-то не досмотрели». Второй говорит: «Отец, когда ты этот пиар прекратишь? Как ты догадался быть родственником Лермонтова». Я ему и отвечаю не я же выдумал, а история красивая…

Так что нужно искать корни и в Украине. Я ни от чего в этом смысле не отказываюсь. Потому что ничего невозможного в этом мире нет. Чудес много, мы просто мало знаем. Да и хорошо, что мало знаем.