26 декабря
Загрузить еще

Эдита Пьеха: Я исповедую и проповедую искусство

Эдита Пьеха: Я исповедую и проповедую искусство

«Я – НЕ «ЗАКЛИПОВАННАЯ» АРТИСТКА»

Добрый день, Эдита Станиславовна! Я знаю, Вы много гастролируете.

Расскажите, как Вам удается сохранять хорошую форму при всех этих концертах и переездах?

-  Форма – это либо есть, либо этого нет. Если хотеть быть в форме – значит, это будет. Но это – труд. Надо думать, что ты – есть, а не существуешь. А значит – надо бороться за то, чтобы быть, а не существовать. И поэтому нужно бороться, в том числе, и за то, чтобы хорошо выглядеть.

-  Здравствуйте! Я Вас очень люблю. Какие свои песни Вы считаете самыми удачными за всю Вашу музыкальную карьеру?

-  Таких песен за сегодняшний день (если учесть, что я 54-й год выхожу на сцену) можно насчитать более 20-ти. Они живы, о них помнят, и напевая, даже со сцены какую-то песню, скажем, «Венок Дуная» или «Огромное небо» или «Ничего не вижу» и ряд других, люди сразу же аплодируют, потому что эти песни «прописались» в сердцах людей. Эти песни абсолютно близки и понятны тем, с кем мы летаем на одной высоте…

-  Добрый день! Почему Вы не снимаетесь в клипах?

-  Потому что я - не «заклипованная» артистка.  «Клипуют» - это в рекламе. Я не очень хорошо отношусь к шоу-бизнесу. Мой успех  - это моя публика. Зрители, живые люди, были для меня самым главным судьей. Публика была для меня самым главным судьей, самым важным худсоветом. И поэтому дружить мне с клипами совершенно незачем. Хотя моя первая песня «Червоний автобус» была снята на студии Ленинградской кинохроники режиссером Ефимом Учителем в стиле, тогда еще не существующего, клипового жанра. Дальше - песня «Манжерок» тоже снята в этом стиле. Но это не было самоцелью. Просто так захотели снять во время этих телевизионных съемок. Все хорошо, знаете ли, когда понемножку. А когда у людей ничего, кроме клипов нет ни в репертуаре, ни в биографии - это печально. Это и есть шоу-бизнес.

-  Эдита Станиславовна! Как Вы относитесь к пародиям на Вас? Ваш стиль очень узнаваем Обижают Вас, или, может, смешат номера пародистов?

-  Очень хорошо отношусь, если они талантливы. Например, Александр Олешко умеет это делать. Песков. Например, был такой Виктор Чистяков - гений пародии. В свою очередь, считаю, чтобы стать героем пародии – это нужно заслужить, это надо быть на виду. Это не купишь. Купить можно все. Даже аплодисменты. Так что я считаю - быть героиней пародии – это своего рода признание.

-  Добрый вечер! Водите ли Вы «авто»? Если «да» - то хороший ли Вы водитель?

 – Нет, не вожу.

«МОИ СОБАКИ ДЛЯ МЕНЯ КАК ДЕТИ»

-  Эдита Станиславовна! Поделитесь рецептами красоты! И еще – как правильно выбрать косметику? Надо ориентироваться на громкие марки или цены?

– Я начинала с простых советских кремов. Такой был крем «Восторг». Очень нежный, хороший крем. Но все зависит от возраста. До тридцати, после тридцати, после сорока, пятидесяти и так далее… Цена, на самом деле, ничего не значит. И среди отечественных кремов, можно подобрать нужную для себя косметику. Что касается дорогих, иностранных кремов, нужно просить пробники и пробовать, подойдет ли он конкретно вам. Попробовать и попользоваться немножко. Все индивидуально. Одной женщине этот крем подходит, другой – нет. А поскольку сегодня есть еще одно такое ужасное явление, как аллергия, нужно быть очень осторожным. Дело не в цене. К тому же есть простые народные рецепты, как правильно ухаживать за своим лицом. Это маски из натуральных продуктов: меда, кислой капусты, желтка, белка, творога… Прочтите. Есть много всевозможных безопасных рецептов из народной медицины. Применяйте и будете довольны. Ну, а крема, еще раз повторяю, аккуратно подбирайте, обязательно пробуйте.

-  Я слышала у Вас есть собака. Вы любите животных? Что можете им простить?


– У меня не одна собака. Целых пять! Я их люблю, как людей. Но они еще более беззащитные. Несколько своих собак я спасала буквально от смерти. Все они дворняги, кроме одной, породистой. Именно она и виновница того, что я свою жизнь разделила на периоды «до перелома» и «после перелома». Для меня это было огромное потрясение. Наподобие трагедии, даже не трагедии… ну как сказать, тектонического сдвига не в ту сторону. Большая «алабайка» сломала мне ногу. Она нечаянно махнула головой, а я случайно оказалась… на пути вращения ее головы. Знаете, было даже несколько писем  застрелить ее. Ни в коем случае! Я люблю собак. Для меня они, как дети. У меня их пять. Спасенные мной. И в моем доме они живут на правах человека.

-  Моя мама – Ваша поклонница, рассказывала о том, что в советские времена Ваш французский шик был непонятен многим функционерам. Как Вы это переживали. Чувствуется, что Вы – сильная женщина.

– Функционеры к шику не имели отношения. Их раздражало то, что я пою не так как все, что я пою низким голосом, что я, к сожалению, коверкаю русский язык, и произношение моежелает лучшего. А мои одежды со временем, становились модными, элегантными. Знакомство с Вячеславом Зайцевым помогло мне найти мой внешний образ на сцене и свой стиль. Я одевала всю жизнь не себя, а свои песни. И цветовая гамма моих песен всегда соответствовала моему мироощущению. Деликатные, пастельные, воздушные платья,  которые украшали мои песни. А насчет французского шика… Лично для меня Франция – это война. Это серо-черные краски шахтерского округа. Так что Франция здесь ни при чем. Да, будучи уже известной артисткой и гастролируя в Париже, я присматривала себе… Что? Ткань, из которых мне модельеры придумывали красивые наряды, согласовывая со мной. Я – последний судья. Думаю, у меня от природы неплохое чувство вкуса. Если этого нет, тренируйтесь, и вы сами найдете в себе, уверяю, этот «французский шик».

Эдита Станиславовна, Вы сейчас – свободная женщина. Конечно же, на Вас обращают внимание импозантные мужчины. Готовы ли Вы еще раз влюбиться и выйти замуж?

-  Дело в том, что влюбляться можно не по заказу и не по компьютеру. Хотя сейчас браки заключаются и так. По Интернету. Моя же голова сейчас озабочена тем, как еще (будучи уже далеко не юной особой) держать себя в форме и говорить себе – «ну, еще можем!», «ну, а еще что-то сможем?». А любовь… Это ближе к молодости. Это было со мной. Но в молодость возврата не бывает. Есть мысли из области утопий – встретиться мне какой-нибудь старенький, воспитанный, интеллигентный человечек, который будет совершенно одинокий и скажет: «Давай вместе по утрам будем пить кофе» Или: «Давай вместе по вечерам будем гулять». Вот такие отношения… А любовь предполагает романтику, полеты… Это со мной уже было в прошлом. Я на виду. Это прекрасно. Я есть. А что будет – загадывать нельзя.

- Здравствуйте! Испытываете ли Вы трудности в подборе репертуара? Ведь сейчас, чем проще песня – два притопа три прихлопа – тем лучше.

– Я никогда не искала песен «два притопа три прихлопа». Мои песни, я так назвала свой жанр – «песни переживания». То есть, я обобщила так – мои песни – это биография. То, через что я прошла, то, к чему я прикоснулась, о чем хочется с людьми говорить. И, соответственно, моя публика понимает меня, потому что это - обобщенные образы, которые я несу своими песнями. А «два притопа три прихлопа» - это дискотека, это совсем другой жанр. Мне он не нужен. Я борец за то, чтобы не умирала духовность. Чтобы люди не покупали духовность. Люди должны быть вдумчивыми. Люди должны быть чуткими. Люди должны быть человечными, тогда они не разучатся переживать и сопереживать. Нужно слушать и слышать музыку. Она не должна быть просто фоном, как при покупках в магазине. Музыка должна быть в залах, в филармонии, в хороших записях. Научится слышать музыку - тоже труд, и нужно потрудиться, чтобы потом получать истинное удовольствие.

- Кто работает над Вашими костюмами и коллекции каких дизайнером Вам нравятся?

– Я уже отвечала. Поэтому в двух словах. Меня огорчает, когда, к примеру, моя внучка говорит: Посмотри, какие у меня сапоги! Они - от Диора! Это мне мама подарила на день рождения». Или она спрашивает: Ах, какая у тебя красивая кофточка! А лейбл, какой у тебя? Покажи!». А я спрашиваю: «А что такое лейбл?». Она: «Это же марка!» Я считаю, что человек не по маркам и не по лейбам должен жить. Женщина должна смотреть на себя в зеркало, видеть себя и понимать, что ее красит. Коллекции именитых дизайнеров… Да, они есть. Но это для богатых, которые любят забавляться такими игрушками. Посещая бутики, они заняты тем, на что еще потратить деньги, чтобы потом похвастаться приобретениями, что, дескать, это от Пако Рабанна, а это от Гуччи, Лагерфельда, Гальяно, Диора, Шанель… Впрочем, Шанель – да. Стиль вечный. Он мне близок, и когда я заказывала себе костюмы у Ирины Козулиной, то заказывала их в стиле Шанель. Он вечный. Я не хочу, чтобы женщины были модными. Мода – это временное явление. И не случайно есть понятие «жертва моды». Не нужно жертв! Мужайтесь и ищите свой собственный стиль.


- Здравствуйте! Чем пахнет Эдита Пьеха? Вы мне очень нравитесь, скажите, какими духами Вы пользуетесь?

- Такими духами, которые не впереди меня, а сзади. Шлейф. Это воздушные ароматы. Фирма «Кензо» мне ближе всего. Ненавязчивые, не резкие, не пряные. «Кензо» - это мое. 

«НЕ НАВЯЗЫВАЮ ВНУКУ МНЕНИЕ, НА КОМ ЕМУ ЖЕНИТЬСЯ»     

-  Добрый день! Эдита Станиславовна, мне очень нравится Ваш внук Стас. Скажите, даете ли Вы ему советы в личной жизни? Должны ли Вы или Илона Броневицкая одобрить кандидатуру девушки Стаса?

 – Дело в том, что он – взрослый человек. Мужчина. Мы не навязываем, как это бывает в некоторых семьях, на ком жениться сыночку. Наш Стас – не сыночек. Наш Стас – мужчина. И он сам понимает, какая женщина может его сопровождать по жизни. Какая женщина станет опорой в трудные дни, и какая станет матерью его детишек. Это слишком деликатная сфера. Нельзя вмешиваться. Можно крайне деликатно, дипломатично ему подсказать, но мы стараемся… не мы, а я, во всяком случае, не вмешиваться. Но есть, по-моему, у него сейчас девушка, которая, как мне кажется, не нравится моей дочке. Мне она нравится. Но последнее слово – за Стасом.

-  Эдита Станиславовна! Очень рада возможности задать Вам вопрос. Скажите, пожалуйста, какие направления в музыке кроме традиционной мелодичной эстрады Вам по душе? Что Вы слушаете дома, в машине? Не хотели бы сделать ремиксы на свои хиты?

–. В машине или в других местах, где к тому же включают на большую громкость какие-то звуки – это не моя музыка. Под что танцуют и радуются на дискотеках и т.д. Они просто мешают мне сосредоточиться. Я так устроена, что я слышу все звуки, для меня звуки – это пытка. Слушать я могу только ту музыку, которая заставит меня отключиться от земных проблем и заставит меня приподняться над землей. Это ближе все-таки к классике. Симфония Гайдна. Шопен… и т.д. Не потому что я какой-то эрудит, разбирающийся досконально в классической музыке. Просто я чувствую, что мне близко – что мое, а что чужое. Современные виды развлекательной музыки, рок, танцевальные дискотечные – просто все это не мое. Это меня раздражает. Раздражает не как человека, причастного к музыке, а как человека, который всю жизнь живет и работает со звуками. Эти звуки должны быть возвышенными для меня.

-  С кем из представителей шоу-бизнеса Вы дружите?

-  Я дружу только с артистами, с актерами. Я ведь не рождена шоу-бизнесом. Я рождена задолго до шоу-бизнеса и исповедую, и проповедую искусство. Потому что эстраду в советское время считали как нечто ниже сортом, чем музыка. Считали «кабацкой», считали «цыганщиной». Тем не менее, в Париже когда Николай Сличенко и я представляли советскую песню – он пел цыганские, а я лирические песни о Ленинграде и т.д  - это было открытие для парижан и той публики. Потому что в основном экспортировался фольклор, классика и балет. А вот сфера Шульженко, Вертинского, Утесова – замечательных исполнителей песни – о них никто за рубежом не знал, а у нас считали низшим сортом. Я считала, что это неправильно. Песня – это самостоятельный жанр. Франция – родина песни, шансона, (только не того, который у нас считается блатной песней), азнавуровского шансона. Это все Вертинский. Мы были обделены из-за того, что нельзя было представлять Песню с большой буквы. Однако, мне посчастливилось представлять песни на родине песни – Франции, во многих странах Европы, в престижнейших европейских залах – Конгресса в Варшаве, концертном зале «Люцерна» в Праге, в «Олимпии», в Нью-Йорке… Я не теряла достоинство этого жанра и знала – я обязана людям подарить не подделку, а настоящее. Считала и считаю, что мои песни хорошие и достойные. Дружбы с шоу-бизнесом у меня нет, «патронов» в шоу-бизнесе нет.

-  Можете вспомнить, какой год в Вашей биографии был самым плодотворным? Что тогда происходило в Вашей жизни? И наоборот – какой год был болезненным, Вам бы хотелось его вычеркнуть?

 – У меня нет компьютера, на котором бы я фиксировала свои переживания. Не итожила их и в письменном виде. А память не всеобъемлюща. Могу только сказать, что помню – только хорошее. Плохое – стараюсь вычеркивать из своей жизни и из памяти, чтобы там оставались чистые ячейки для хороших ощущений, переживаний. Таких, которые в моей жизни для меня что-то значат. Когда-нибудь я, возможно, сяду, напрягусь и подумаю хорошенько, что было хорошего в моей жизни. Много было хорошего. Благодаря этому я и жила.

-  Как Вы считаете, Ваш внук действительно талантлив или Вы бы ему хотели посоветовать заняться другим делом?

 – Это жестко Вы спрашиваете… Какая бабушка скажет, что ее внук - бездарь? Нет, конечно. Но я, к счастью, трезвая бабушка. У меня нет слепой бабушкиной влюбленности. Я считаю, что он себя нашел. А насчет таланта – рассудит время. Он сейчас в пути. Он должен работать. Он должен себя не терять. Он должен находить свои песни. Достойные песни, которые не только, как мы говорили «два притопа», но настоящие. Песни-переживания. С большой буквы. Тогда настроится. Тогда будет дан ответ – под силу ли ему петь настоящие песни. А у него их еще недостаточно, чтобы сказать – Стас состоялся. Да, он себя нашел. Но ему нельзя себя потерять.

«РАДУЮСЬ ЛЮБОМУ ПОДАРКУ»

-  Вы – женщина с опытом, знаете толк в общении с мужчинами, можете дать универсальный совет женского счастья?

-   Никак. Мое хобби – это песня. Это – сцена. Общение с публикой. Не случайно я писала дипломную работу на тему «Взаимоотношения артиста и публики». А взаимоотношения женщин и мужчин… Это, наверное, нужно искать у Жорж Санд, у других писателей, которые эти проблемы анализировали. Я считаю, что взаимоотношения женщины и мужчины – это Судьба. Встретились два одиночества, поняли друг друга… Есть еще и другая стезя… Когда талантливому мужчине служит женщина, отдав ему себя в жертву, служению его искусству. Есть разные формы взаимоотношений женщин и мужчин. Я считаю, что они должны быть искренними, глубокими, настоящими и основой взаимопонимания, доверия и никакой лжи.

-  Разочаровывают ли Вас нынешние люди? Чего не хватает нам всем, чтобы быть счастливыми?

-  Это вопрос не ко мне, а… к Карл Марксу. Люди всегда были хорошие и плохие. Были какие-то правительства, были какие-то общественные строи…  Но, тем не менее, хорошие люди всегда были – они не вымирали. И плохие в природе были и тоже никуда не делись. Также, как в мире животных: есть, скажем, паразиты, а есть труженики, которые всю жизнь, как муравьи, трудятся. Поэтому обобщать что-то и говорить что-то плохое о нынешних людях – я не могу. Я встретила в своей жизни достаточно хороших людей, которые мне помогли себя не потерять. Были, конечно, и плохие. Поэтому одной из моих первых песен на стихи Роберта Рождественского поется «Спасибо жизнь, спасибо за друзей и даже за врагов – за все тебе спасибо». Все в жизни человек должен испытать. Чтобы подтвердить свою крепость. Человек должен закаляться. А закаляет его жизнь.

-  Отмечаете ли Вы 8 марта. И какой подарок в этой жизни Вас удивил?

-  Я как ребенок, но неизбалованный, и любой подарок, даже самый скромный, может вызвать у меня и удивление, и улыбку, и чувство благодарности. Я не привередливая и не жду подарков великих и дорогих. Сфера, в которой я общаюсь – это земные люди без счетов банках. Поэтому я ценю, прежде всего, внимание. Независимо в какой оно форме выражено. А День 8 Марта… Считаю, что у него больше какой-то политический оттенок. Я бы хотела переименовать его в праздник Матерей всего мира. Тогда бы это был искренний праздник. Дети, внуки, мужья понимали, что мама, женщина – во главе всего человечества. Так что, женщины, я Вас всех поздравляю. И хотя именуется этот праздник женским днем, я при этом обращаюсь ко всем мамам. Ибо каждая женщина рано или поздно – это мама. Поэтому должны женщины быть окружены достойным вниманием мужчин, которые находятся рядом. А дети, внуки – тем более. Так приятно каждой маме, бабушке получить от своего ребенка или внука даже малюсенький букетик цветов. Так что с праздником матерей, женским праздником, дорогие мои женщины!