Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Как психологически настроить ребенка, идущего в школу?

Как психологически настроить ребенка, идущего в школу?

КАК ОЦЕНИТЬ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Татьяна: - Моему ребенку в апреле 2010 года будет 6 лет. Он очень активный, энергичный, подвижный, неусидчивый, невнимательный мальчуган. Как можно понять готов ли он идти в школу в следующем году? По каким критериям оценивать готовность ребенка к школе? И как, заранее, готовить его к этому шагу? Спасибо.

- Готовность ребенка к школе оценивается по двум критериям: психологическая готовность и педагогическая. Психологическая включает мотивационную и интеллектуальную готовность, и произвольное поведение.

Мотивационная – ребенок должен осознавать, что учится, это более серьезно, чем играть.

Интеллектуальная - ребенок должен быть готов к обучение, он должен быть готов воспринимать учебную информацию, ему это должно быть интересно.

Произвольное поведение - ребенок должен контролировать свои действия. Он должен знать, что на уроке необходимо сидеть на одном месте, слушать учителя и выполнять его указания. Он должен уметь контролировать свои действия. Для деток это сложно. Дети младшего школьного возраста могут концентрировать свое внимание 10-20 минут.

Педагогическая готовность заключается в восприятии учителя, как старшего взрослого, которого необходимо  слушать. Отношения с учителем должны быть деловые.

У дошколят внимание очень хорошее, они просто не могут его удерживать на одном предмете. Для тренировки внимания, можете обратиться к специалисту-психологу. Есть книжки специальные, которые развивают внимание, наглядные пособия. Они недорогие и доступные.

Для уверенности можете поводить ребенка в специальные подготовительные классы при школе. Желательно выбирать именно ту школу, куда собираетесь водить ребенка.

Познакомьтесь с будущим учителем и познакомьте с ним ребенка. На этом этапе можно понять, подходят ли они друг другу психологически: есть ли контакт, взаимодействие, найдут ли общий язык. Обычно, если мама проявляет интерес, озабоченность, то учителя это ценят.

Для мамы: в быту не задавайте заданий, используйте окружающую среду. Пример: «Вот дерево, оно зеленое. А почему листик пожелтел? А потому что заканчивается лето и наступает осень». Не надо учить по-своему писать или ставить руку. Это должен делать специалист! Куда важнее развивать мелкую моторику рук и использовать любую возможность, чтобы ваш малыш выбегался, напрыгался, выкричался.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС


Светлана: - Здравствуйте! Как психологически настроить ребенка, идущего в первый класс?

- В первый месяц-полтора нужно задействовать какие-то внешние факторы (красивая форма, ранец, ручки, пеналы, тетради, бантики, заколочки). Выдавать это не все сразу, а постепенно. Здорово, если ребенок не проходил весь август с этим школьным снаряжением перед зеркалом по квартире. Тогда для него это будет дополнительным  стимулом идти в школу (сегодня я иду с новой ручкой, завтра еще с чем-то), будет момент ожидания приятного.

Из личного опыта: когда наряжаете ребенка, ставьте физический комфорт ребенка превыше "красивости". Прошел он строем красиво, расстегните пиджак, снимите галстук, заберите букет. Будут фотографировать – подойдете, вручите. Сфотографировался - снова заберите.

Как правило, для детей церемониал 1 сентября очень тяжел - простоять полтора часа в полном "обмундировании" на солнышке не так просто. И не ругайте его, если он присел.

Обязательно выскажите ему свой восторг и уважение, как взрослому: "Вот ты и вырос. Ты уже первоклашка".

Виктория: - Сын идет в 1-й класс. Как реагировать на то, что он у меня очень чувствительный и ранимый ребенок (часто болеющий) и как относиться к дразнилкам?

- От дразнилок никуда не денемся. Дети по своей сущности жестоки. Поэтому у ребенка должна быть достаточная самооценка для защиты. Если дразнят за какие-то физические недостатки (очки, цвет волос), то его нужно повышать самооценку ребенка, тогда он не будет так остро реагировать. Ни в коем случае не отмахиваться от таких проблем. Вникайте, сопереживайте и поддерживайте своего сына.

Как действовать? Можно:

- поговорить с родителями дразнилок,

- обсудить это в классе: прийти и спросить у детей, за что они дразнят,

- поговорите с чадом, как со взрослым, скажите, что дразнят, когда завидуют J

- а еще можете вместе с ним нарисовать обидчиков и порвать листочек на кусочки.

Что касается слабости и болезненности… Дети просто так не болеют. Если есть какие-то хронические заболевания, то причину нужно искать внутри семьи. Могу порекомендовать обратиться к специалисту-гомеопату, или к психологу. Осознание проблемы - путь к ее решению. Возможно, ребенок чего-то боится, его что-то тревожит, он не понимает того, что происходит между родителями, если есть трения или проблемы в отношениях.

Он не понимает всего происходящего потому, что ему не хватает интеллекта, но на подсознательном уровне, он все чувствует и переживает. Своими болезнями дети пытаются скрепить семью.

ЧТОБЫ УЧЕБА БЫЛА НЕ В ТЯГОСТЬ

Ольга Петровна: - Что делать, чтоб не отбить у школьника охоту к учебе?

- Самое основное - в начальной школе научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность поставленных задач и научиться их выполнять с охотой. Для этого надо искать мотив, который ему позволит учиться с интересом.

Очень важно накопить позитивный опыт: хвалите ребенка за усердия, не скупитесь на похвалу, но только в том случае, если ребенок прилагает свои усилия. Не перехвалите, если какое-то действие дается легко.

Позитивный опыт - это высокая оценка его труда. Очень многое зависит от учителя. Детям нравится получать хорошие отметки. Когда ребенок готовит какой-то материал или какой-то урок, нужно не просто оценивать конечный результат, а интересоваться путями достижения этого результата и оценивать их положительно.

Задания должны быть посильными. Нельзя перегружать ребенка.

Поощряйте творческие начинания, но, предварительно, согласовав с учителем. Не старайтесь бежать впереди паровоза. Учитель не может выйти за рамки урока.

Анна: - Скажите, чего не стоит делать родителям, чтобы не отбить у первоклашки желания учиться?

- Ищите то, что может заинтересовать вашего ребенка, культивируйте этот интерес.

Нельзя:

- предъявлять завышенные требования,

- слишком нагружать учебной деятельностью,

- резко менять свое отношение к ребенку (проявляйте уважение к его новому статусу и учебной деятельности),

- говорить "ты школьник - ты должен это делать", потому что если у него что-то не будет получаться, может развиться чувство неполноценности и тревожность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ НУЖНО НАУЧИТЬ

Мама: - В каком возрасте ученику можно поручать самостоятельно делать домашнее задание?

- Учим самостоятельности, как только ребенок сказал: "Я сам". Но ему нужен поэтапный контроль при выполнении домашних заданий (проверяем не конечный результат, а действия, смотрим, как делает). Этим мы приучаем ребенка к внимательности и самостоятельности.

Если ребенку не нравится что-то, он может, к примеру, и не записать домашнее задание. Здесь тоже нужен контроль - пришли за ребенком в школу и проверили. В начальной школе ребенок должен научиться самостоятельно выполнять домашнее задание. А контролировать процесс учебы родители должны до выпуска.

Магдалина: - Я знаю много родителей, которые требуют от ребенка хорошо учиться, а сами с ним не занимаются, заставляют решать домашние задания самому... Это наверное неправильно?

- Действительно, это неправильно. Помогать надо. Но не делайте задания за ребенка! Важно именно рассказать, как его выполнить. Учить самостоятельности надо, но не перекладывать всю ответственность на плечи ребенка.

Елена: - Не будет ли испуган ребенок, если ему будут говорить: «ты уже взрослый, делай уроки самостоятельно, меньше играй в детские игры» и т.п. Как настроить его на то, что только от него зависят его успехи в школе.

- Во-первых, его успехи зависят не только от него. На начальном этапе - поддержка родителей и учителей очень важны. Ребенок адаптируется психологически за месяц, полтора. Если речь идет о шестилетках, то этот процесс может тянуться год. Конечно, ребенок еще долго будет увлеченно играть. Даже если мотив к учебе будет сильный, он все равно будет играть.

Ребенку ему нельзя говорить "делай уроки самостоятельно". Он будет в недоумении, и он обидится, что с ним играли-играли, а тут  - хлоп, и ты все делай сам. Задача родителей провести его через процесс адаптации к школе как можно менее болезненно. "Ты взрослый, и мы к тебе уже относимся, как к взрослому. Мы относимся к тебе более серьезно, потому что ты учишься, а не играешь, как в детском саду".

Ребенка нужно научить делать уроки самостоятельно, точно также как вы учили его играть. Изначально это делает учитель, но успех на 40% зависит от учителя и на 60% - от родителей.


В первом классе домашние задания в первом полугодии не должны давать. А дальше вы должны смотреть, что задали, как ребенок это выполняет и понимает ли он, что делает. Только так и учатся самостоятельности. К самостоятельности нужно приучать до того момента, пока ребенок не скажет: "Я сам".

КАК ХВАЛИТЬ И РУГАТЬ ПРАВИЛЬНО?

Жанна: - Скажите, пожалуйста, какая похвала лучше для ребенка и научите, как правильно хвалить, а как – ругать.

- Нельзя хвалить за природные данные, хвалите только за то, к чему ребенок приложил усилия, даже если получилось не слишком хорошо.

Похвала - мощный стимул для развития и приобретения навыков. Это воспитывает самостоятельность в детях.

А ругать надо только за дело. Но! Никогда не наказывайте несколько раз за одно и то же. Наказание должно быть быстрым и одноразовым. Сделал - сразу наказали, выразили недовольство, и забыли.

Никогда не кричите! Ваш истерический крик - это самое плохое наказание.

Инна: - Пани Татьяна, как действовать, если ребенок произносит нецензурные слова?

- Если ребенок неосознанно повторяет - не реагируйте вообще. Если он понимает значение слов, объясните, что воспитанные люди так не выражаются.

Старшеклассникам объясните, что в кругу сверстников они могут поступать, как заблагорассудится, а дома, в кругу старших людей нецензурщина - это акт пренебрежения и неуважения.

Инга: - Можно ли разрешать ребенку играть за компьютером после уроков или стоит выбрать другие поощрения?

- Я бы выбрала другое поощрение. Если речь идет о первоклашке, то допустимо только 15 минут компьютера и 30 минут телевизора в день. Лучший отдых - игра на свежем воздухе!

БИТЬ - НЕПЕДАГОГИЧНО!

Гость: - Что толкает ребенка на мелкую ложь и абсурдное отрицание своей неоспоримой вины? Типа "Кто разукрасил обои?" - "Не я !" Хотя всегда в таких случаях говорю, что ругаю не за провинность, а за неправду.

- Возможно, страх наказания. Пакости - это один из способов познания мира – «А что будет, если…». Но маленький ребенок всегда хочет быть безукоризненным для родителей. Ему хочется напакостить, но так, что бы это воспринималось как сделанное другим. Поэтому и врет. Надо с пониманием и терпением относиться к таким ситуациям. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь родителей. Его любят не потому, что он красивый, послушный, что-то умеет, а потому что он есть! Этот период пройдет и пакости прекратятся.

А обои - не беда: повесьте специально для него на стену рулон бумаги.

Аня: - Здравствуйте! Можно ли шлепать трехлетнего ребенка, если он отвратительно себя ведет? И как это делать правильно?

- Бить детей - непедагогично. Но шлепать можно :)

Ни в коем случае не бить рукой (взрослый никогда не рассчитает силу своего удара), лучше - ремнем или лозинкой. Тряпкой - плохая примета :) Для профилактики эту лозинку можно повесить в недосягаемом месте.

Самая действенное и самое правильное, это когда вы видите приближение этой "отвратительности", переключить внимание ребенка на какую-то деятельность или на другой предмет (Например, «О! А давай мы с тобой сделаем…», или «А смотри какая игрушка, птичка, кошка и т.д.»)

Кончено, ребенок может вернуть к ситуации, от которой вы его отвлекли, но острота уже в любом случае будет меньше, и  вам будет проще с этим справиться.

Неадекватное поведение ребенка нужно предупреждать игровой формой общения.

Есть две очень хорошие книги Юлии Гиппенрейтер: "Общаться с ребенком. Как?" и  "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Почитайте, очень интересно.

Ульяна: - Дочка, когда пошла в детсад стала приносить из коллектива всякие новшества. Недавно упала на пол и стала громко кричать и бить ногами. Я ее за этот «концерт» наказала. А теперь думаю, правильно ли я поступила. Может, надо по-другому на такие ситуации реагировать? Как?

- Ну, уже как поступили… Не корите себя. А в следующий раз просто игнорируйте истерику. Это делать надо резко, не дожидаясь развития истерики (например, выйти в другую комнату). Иначе с каждым разом наказания придется увеличивать.

Помните, что истерика - это игра на публику. А когда публики нет - истеричить не имеет смысла.

ЭМОЦИИ И ПРИВЫЧКИ - ЗЕРКАЛО СЕМЬИ

Инна: - С какого возраста и как учить ребенка управлять своими эмоциями?


- Как только, так и сразу. Эмоции ребенка - это зеркальное отражение эмоционального фона окружающей среды, то есть, родителей. Спокойна мама - спокойный ребенок. Если же мама при малейшей оплошности ребенка срывается на крик, то, как ни учи ребенка, он тоже будет кричать при какой-то неудовлетворенности собственными действиями или действиями окружающих.

Эмоциональность закладывается с первых дней жизни. Если младенца что-то беспокоит, он сообщает об этом плачем. Когда мама реагирует неадекватно (первая попытка успокоить ребенка не привела к успеху, мама теряется, у нее проявляются отрицательные эмоции), то в дальнейшем, повзрослев, ребенок будет также реагировать на какие-то неприятные, сложные ситуации.

Нужно терпение и все у вас получится.

Дарья: - Как воспитать в ребенке дисциплинированность и любовь к порядку?

- Дисциплина и порядок - это внутрисемейное понятие. Нельзя требовать от ребенка выполнения тех действий, которые вы не выполняете сами. Аргумент – «вырастешь, будешь делать, что захочешь», здесь не действует.

Начинайте учиться порядку вместе!

ГЛАВНОЕ - ЧЕТКИЙ РЕЖИМ ДНЯ!

Мамочка: - Как гиперактивному ребенку «привить» усидчивость? Не будет ли ему это во вред?

- Во вред не будет. Прививать усидчивость надо так:

1. установите строгий режим дня - это организовывает ребенка, дает ему понятие неотвратимости действия (в 8.00 – подъем, в 14.00 – обед, потом дневной сон, прогулка, ужин и в 21.00 – отбой. И все это без возражений. Так положено!)

2. организовывайте больше подвижных игр на свежем воздухе. Чаще выводите в парк, или отвозите за город в такие места, где ребенок может выкричаться и выбегаться.

3. контролируйте употребление сладостей - это простые углеводы, которые дают энергию мозгу, но их не должно быть много.

4. поощряйте игры, требующие внимания и усидчивости.

5. найдите то, что увлекает внимание ребенка, и развивайте это.

6. Ограничьте просмотр телевизора.

Евгения: - Малышей очень тяжело разбудить утром. Может, есть рецепт, как это делать правильно?

- Вовремя укладывайте спать. Если ребенок выспался, он сам проснется. А еще нужны комфортные условия сна - удобные постельные принадлежности, и в комнате должен быть чистый прохладный воздух.

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ СЛАДКИМ

Ася: - Беда со сладостями. Ребенок все время просит то шоколад, то конфеты. Отказ воспринимает враждебно, бросается в слезы, иногда закатывает истерики. Как найти разумный выход из этой ситуации?

- Просто этот период надо пережить. Сладости - бич нашего времени. Желательно давать сладости только после еды и в четко ограниченном количестве в ограниченное время, например, только один раз в день после обеда.

Если началась истерика, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Учитесь ограничивать детей - чем раньше начнете, тем большего успеха добьетесь.

Еще один совет - не берите детей в магазин

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВОРУЕТ...

До: - Сыну 10 лет. Крадет деньги из карманов. Почему он это делает, мы же ему ни в чем не отказываем?

- Крадет потому, что не получает столько, сколько он хочет. "Ни в чем не отказываем" – потребности ребенка с возрастом меняются, возможно, вы не замечаете этого.

У ребенка к 10 годам уже должно сложиться понимание, откуда берутся деньги и как они зарабатываются. Ребенок должен иметь понятие ограничений и тогда при наступлении потребностей он будет оценивать свои финансовые возможности. Учите детей обращаться с деньгами.

Случаи воровства надо быстро и резко пресекать. Не кричите. Лучше просто поговорите с ребенком, выясните мотив, убедитесь в том, что он осознает свой проступок. Нормальная реакция, когда ребенку стыдно. А вот бить не стоит. Лучше лишите ребенка удовольствия, на которое в ближайшее время планировалось тратить деньги. Он ведь их уже украл…

ОПЫТ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА СУДЬБУ ДЕТЕЙ

Катя: - Влияют ли отношения родителей на будущую личную жизнь ребенка? У меня куча знакомых не могут найти себе пару и говорят, родители в детстве ссорились. Может они подсознательно боятся жениться?

- 100% влияют. Детская жизненная картина мира формируется до 7-ми лет - как ребенок будет строить свои взаимоотношения, как будет реагировать на какие-то ситуации. Это все работает на подсознательном уровне.

Но такие проблемы во взрослой жизни снимаются у психолога.

НА ВСЕ РЕАГИРУЙТЕ С ЛЮБОВЬЮ

Анастасия: - Сыну три года. Когда у него что-то не получается, и он не может толком объяснить, чего хочет, может ударить маму или того, кто с ним находится рядом, хотя у нас дома никто никого не бьет.

А еще если поругать его за шкоду, тут же сделает еще раз то, за что отругали. Как реагировать на такие выпады?

- На все реагировать надо с любовью, спокойно.

В 3 года - происходит становление самосознания ребенка. выделяется собственное я - "я могу сделать это сам". Возможно, те, кого он бьет пытаются сделать действие вместо него. Лучше всего предложить ему помощь. Если откажется - не настаивайте. Если видите, что ситуация накаляется, переключите внимание ребенка на другой объект. Немного позднее, когда малыш успокоится, вы можете вернуться к этому действию и выполнить его вместе, тем самым показав, как делается.

Вторая часть вопроса: попробуйте не ругать, а выяснить почему он так поступает. Тогда и для вас многое станет понятнее.

Чувство противоречия нормально для 3-летнего ребенка. Используйте его себе на пользу, прогнозируя развитие ситуаций.