Старинные ремесла отходят в прошлое и становятся диковинкой для тех, чьи деды и прадеды раньше славились своим искусством на весь регион, а то и страну. Так, вышивальщиц сегодня нужно специально искать, если хотите вышиванку ручной работы, а не штампованную машинкой. То же самое с расписной посудой, керамикой, резной или плетеной мебелью – да почти всем, что уже не шагающий, а бегущий вперед прогресс давно поставил на поток и превратил в океан одноликих бездушных предметов.
Житель Космача Василь Кнышук делает все, чтобы гуцульские традиции и их история не были забыты. Фото: gk-press.if.ua
За тем, как исчезают ранее популярные виды ремесел и искусств, с печалью наблюдал и житель Космача Ивано-Франковской области Василий Кнышук. Космач – известный центр народных мастеров Гуцульщины, откуда их изделия расходятся по всей Украине. Здесь пытаются продолжать занятия предков, но получается не со всеми. Например, если местные еще могли вам объяснить, кто такие бутынари, которые раньше были в каждом втором доме, то уж как и чем они работали – знали только старожилы.
- Бутынари - так называли раньше гуцульских лесорубов, - рассказывает исследователь истории гуцульских бутынаров Коротко про Василий Кнышук. – Сегодня это ремесло забыто – даже я сам не знал и половины их обыденных слов и предметов, пока не начал изучать этот вопрос. И у меня, как у местного жителя, кошки скребли на душе, что такая весомая часть жизни наших предков и нашего региона мало кому сегодня известна, как и некоторые другие старинные занятия гуцулов.
Бутынарство – это не обычная рубка леса, которая идет в Карпатах и сейчас, а тяжелый труд со своими традициями. Это совсем не о современных дровосеках – их работа, по сравнению с гуцульскими бутинарями, легкая прогулка. Подумать только – с помощью специального нехитрого приспособления гуцул-дровосек в одиночку поднимал дерево весом в тонну! И таких секретов – множество. О некоторых Коротко про рассказал Василий Кнышук.
Чтобы воссоздать картину быта гуцульских лесорубов, Василию Кнышуку пришлось на два года углубиться в исследования. Новыми знаниями делится сегодня в музейном комплексе «Бутынар – забытые ремесла Гуцульщины» в Космаче.
- Лес – это ресурс, который всегда кормил гуцулов, - объясняет Василий Кнышук. - Регион горный - здесь нет штолен, шахт, фабрик и заводов. И лес – это тот источник, благодаря которому люди живут. Многие гуцульские ремесла связаны с деревом - от рубки и заготовки леса до строительства, плотничества, бондарства, резного искусства и прочего. Многие мастера, которые сейчас строят дома, церкви, рестораны из сруба по всей Украине, – это выходцы из Космача. К тому же село не газифицировано – даже чтобы обогреть дом и приготовить обед, нужно срубить дерево.
Идея возродить бутынарство хотя бы как туристический объект появилась еще лет десять назад. Начал банально – построил гуцульский экодомик для туристов из сруба и назвал «Бутынар». Назвать это бизнесом можно с огромной натяжкой – домик всего на одну семью, хоть и большую. Сами бутынари во время работы в лесу предпочитали жилища другого типа.
- Это были шести- или восьмиугольные домики из сруба пирамидальной формы – такое жилище подходило для условий жизни в горах, с ветрами и отличающейся от равнин атмосферной нагрузкой, - объясняет Василий Кнышук. – Это приземистый домик, как правило, с двойной дверью и без окон, чтобы не было холодно. Кстати, колыбой почему-то часто считают пастушью хатынку, где пастухи готовят сыр. Но это не так, колыбы – именно гуцульские домики. Скандинавские племена, к слову, строили такие же.
Посреди такого домика всегда горела ватра – открытый костер, «запертый» камнями в прямоугольной форме. Вокруг него и спали гуцульские лесорубы. Следил за костром и вообще хозяйством в лесной колыбе специально нанятый мальчик-подросток – их называли кальманами.
Почувствовать атмосферу прошлого можно и сегодня, поселившись в домике для туристов. Фото: travels.in.ua
Название первого и пока единственного экодомика для туристов продиктовало свои правила, Василий начал собирать информацию о бутынарях – и спустя годы объект разросся до музейного комплекса с четырьмя направлениями. Каждое из них открывает целый мир жизни предыдущих поколений жителей Космача.
- Первое – это инвентарь (реманент – укр.), инструменты, с которыми работали гуцульские лесорубы, - рассказывает Василий Кнышук. – Например, сапина – полутораметровая палица с металлическим наконечником, с помощью которой гуцул в одиночку мог поднять тонну леса. Она, помимо топора и пилы, была основным инструментом их работы. Второе направление – их быт в лесу и жизнь дома. Третье – сама организация работы с описанием аутентичных слов, и четвертое направление – еврейская жизнь в Космаче.
Какое отношение имеют евреи к бутынарям и вообще к гуцулам? Оказывается, появившиеся в XVI-XVII веках в горах евреи многому научили гуцулов. Правда, уроки эти были горькими – некоторым они обходились в целый дом, проданный за долги евреям.
- Евреи изменили гуцульскую аутентику - научили их экономике, - делится Василий Кнышук. - Гуцульщина - это эдакая резервация, закрытые села. С приходом евреев здесь произошли огромные изменения. Евреи ловко обманывали гуцулов. Также до их прихода у гуцулов не было такого понятия, как пьянствовать, – другое устройство жизни диктовало другие правила. Не было понимания, что можно где-то в шинке сидеть и выпивать, что рюмку спиртного вообще можно продавать и покупать - шинков-то не было. В итоге некоторые пропивали целые дома…
Причиной такой «удачи» для евреев в горах было то, что большинство гуцулов в те времена были неграмотные. Если евреи учили своих детей, собственно, учиться, то гуцулы своих учили работать. Школ в горах столетия назад тоже особо не было.
Впрочем, еврейская смекалка сыграла большую роль - гуцулы очень быстро поняли, как можно вести дела – не обязательно за деньги. И по сей день на Гуцульщине даже в маршрутках можно услышать, как кто-то кому-то проценты за сено в долг насчитал.
Впрочем, гуцулы на евреев не обижались – жили с ними мирно. Сто лет назад на картах Космача можно было найти еврейское и гуцульское поселения, была синагога в центре.
- Но гуцулы не получали высоких должностей – врачами, учителями были евреи, - отмечает Василий Кнышук. – Хотя были и образованные местные – с ними евреи вели себя по-другому. Гуцульским детям евреи давали подработать – все знали, что они в субботу даже ту же ватру дома разжигать не будут. Дети по очереди разжигали им огонь.
В Космач и вообще в большие горные поселения евреев привлекла густота населения и отсутствие конкуренции. Первый шинок появился здесь, по словам жителей Прикарпатья, в Яблунове Коломыйского района, потом – в Грушеве, затем такие заведения в Карпатах открывали повсеместно. Кстати, название села Космач, по одной из версий, в переводе из санскрита означает «долина солнца». Есть и другая – в честь первого местного поселенца, косматого Ивана по прозвищу Космач.
Сегодня в музейном комплексе «Бутынар» можно посмотреть гуцульскую колыбу, в которой лесорубы жили в лесу, гуцульский ганок (гуцульская обычная деревянная хата) с экспозицией предметов быта бутынаров, и еврейский шинок, где они отдыхали. Четвертое сооружение с растущим на крыше газоном и прудиками для ловли рыбы предназначено для приема гостей.