4 ноября
Загрузить еще

Гуцульская магия: мольфар – это убийца, а исцеляли людей белые маги с гор

Гуцульская магия: мольфар – это убийца, а исцеляли людей белые маги с гор
Фото: commons.wikimedia.org​/Нина Бурневич "Изображение мольфара"

Мольфары – один из самых загадочных феноменов Гуцульщины. Кто-то считает их белыми магами, знахарями, которым под силу вылечить то, что не удается даже профессорам от медицины, другие – злыми чародеями, насылающими болезни и смерть. Отношение к ним разное, но коренные жители гор в один голос утверждают: магия существует, и действительно были люди, которые ее освоили. Одним она передавалась по роду, другие учились магии.

Мольфу заговаривают девять месяцев

Неофициальным «центром» мольфаров считается самый высокогорный, Верховинский, район. Уже восемь лет в райцентре работает Музей гуцульской магии - здесь собраны вещи тех, кого принято называть мольфарами. Но сами гуцулы это слово не любят – для них буквально оно означает «тот, кто совершает зло». А тех, кто помогает людям, лечит болезни и исцеляет, здесь на украинском языке называют по-другому: "починавник, примівник, колдун, віщун, відун, хмаробурник, градівник, ворожбит, провидець, ясновидець".

- Мольфар – это тот, кто убивает людей, - объясняет KP.UA житель Криворовни Верховинского района, исследователь и старший научный сотрудник НПП «Верховинский» Иван Зеленчук. - Это слово "приклеилось", может, из-за фильма «Тени убитых предков», который у нас в 1960-х снимал Сергей Параджанов. А может, телевидение виновато.

Мольфар - один из героев повести Михаила Коцюбинского, написанной тут же, в Криворовне на Гуцульщине, по имени Юра. Он был любовником жены главного героя, Ивана, и владел магией.

- Если у нас спросить мужчину, не мольфар ли он, то он должен был бы дать в лоб спрашивающему и выгнать из дома, потому что вы приходите и буквально говорите: «Это правда, что вы убийца?» - говорит Иван Зеленчук. – У нас не мольфары, а «примівники», те, кто лечит словом. У нас нет никаких мольфаров и не было никогда. Писатель Михаил Коцюбинский, когда был у нас, нашел одного «примівника» - его правнучка еще жива. Но никаким мольфаром он не был. К нему шли, если плохо себя чувствовали, он снимал испуг, депрессию словами. Это был один-единственный «примівник» времен Коцюбинского, а потом это дело перенял Михаил Нечай. И он тоже мольфаром не был.

Дарадуда мог убить словом

Экскурсовод Музея гуцульской магии в Верховине Виктор Плытчук. Фото: facebook.com/olga.kos.svjat

Экскурсовод Музея гуцульской магии в Верховине Виктор Плытчук. Фото: facebook.com/olga.kos.svjat

Впрочем, одного мольфара гуцулы все-таки помнят, но вспоминать не любят – это Прокоп Дарадуда. Дарадуды – так сегодня называется высокогорный хутор на Буковине возле села Дыхтынец, где он когда-то жил. Говорят, он мог навести порчу на смерть, болезни или сделать любовный приворот.

- Это противоречивая личность, и о нем есть как плохие, так и хорошие истории, - рассказывает KP.UA экскурсовод Музея гуцульской магии в Верховине Виктор Плытчук. – Это один из самых старых мольфаров Карпат. У нас в музее есть палка, которой, говорят, пользовался Дарадуда – на ней сверху не гуцульский топорик, как обычно, а фигурка саламандры.

Еще в начале прошлого века старожилы на высокогорье рассказывали истории о Дарадуде. Якобы продал он душу за свой дар. Одни считают его убийцей – за свои проклятья он брал большие деньги. Но, говорят, были случаи, когда Дарадуда помогал людям. Виктор рассказывает одну из «добрых» историй.

- Как-то в лесу к голодным охотникам пришел Дарадуда, ударил по дереву палкой – и оттуда молоко потекло, - вспоминает пересказы Виктор. – Один из них также возжелал научиться магии. Но Дарадуда ответил, что за это платится очень высокая цена – отбирается душа.

Говорят, когда мольфар умирает, он обязательно должен кому-то передать свой дар – иначе смерть будет очень тяжелой. Чтобы перенять дар, по словам Виктора, нужно во время отхода мольфара в другой мир взять его за мизинец. Но ни Дарадуда, ни самый известный белый маг с гор Михаил Нечай никому не передали свои умения. В буковинском селе Дыхтынец старожилы рассказывают, когда умирал Прокоп Дарадуда, поднялся такой ураган, что с домов сорвало крыши. А после его похорон село чуть не утонуло из-за страшных ливней.

- Интересно, что Нечай гораздо известнее Дарадуды, но в его честь не назвали ни приселок, ни село, ни речку, а в честь Дарадуды назвали, - отмечает Виктор. - Или уважали, или просто боялись…

Был у Дарадуды и соперник – белый маг, которого в горах звали Дедо Ыванчик (Иванчік – укр.). О нем написал книгу на гуцульском диалекте гуцульський этнограф и писатель Петр Шекерик-Доникив. Он родился в 1889 году, а в 1939-1940 гг. был арестован НКВД и сослан в Сибирь, откуда не вернулся. Она так и называется «Дідо Иванчік», ее можно послушать в аудиоформате на Youtube. Это одно из самых популярных изданий на Гуцульщине. Эта книга описывает переход жителей гор от язычества к христианству. Сам Ыванчик был язычником - молился солнцу, а его жена была христианкой.

Возле села Дыхтынец есть хутор, названный в честь Дарадуды. Фото: bukportret.info

Возле села Дыхтынец есть хутор, названный в честь Дарадуды. Фото: bukportret.info

Гуцульская кукла вуду

Вещи, которыми пользовались волшебники с гор для исцеления или, наоборот, для заговора на болезни или любовь, смерть, называются мольфами. Мольфой может быть любой бытовый предмет, например, гребешок. Чтобы он приобрел магические свойства, мольфар или «примівник» должен носить его с собой девять месяцев и «вымаливать» - произносить особую молитву.

Пример такой молитвы есть в Музее гуцульской магии – это не привычные «Отче наш» или «Богородица». Это и есть та самая «примівка».

- Мольфа на Гуцульщине – это как кукла вуду, или как нож – он может служить на добро - как помощь на кухне, а может и на зло – как орудие убийства или самоубийства, - объясняет Виктор. – Гуцульская белая магия основана на трех вещах: глубокой вере, молитве и зелье - особых травах. В ней используются кресты и иконы, но также мольфары связаны и с потусторонним миром, природой и язычеством. Конечно, церковь осуждает это и считает, что таким людям уготовано место в аду, и у нее есть основания так считать. Лично я думаю, что магия все-таки существует – есть добрая сила и злая, и они могут влиять. Но наша, гуцульская магия, своеобразна, она не такая, как, допустим, в Конотопе или у характерников.

Сейчас, по словам местных, в Верховине осталась одна ворожея – Калына. Больше местные жители никого не относят к тем, кто может обладать знанием магии.

Музей гуцульской магии открыт в

Музей гуцульской магии открыт в "столице мольфаров" селе Верхорвина. Фото: facebook.com/olga.kos.svjat

День своей смерти перечеркнул в календаре

Михаил Нечай, говорят в Музее гуцульской магии, знал, когда умрет – 15 июля 2011 года. Эта дата даже была перечеркнута красным крестиком в его календаре. Но не отменил в этот день прием – пустил убийцу и знал, что это он. Убил его больной шизофренией, который несколько дней пытался попасть на прием – к Нечаю выстраивались огромнейшие очереди. Зарезал ножом. До этого уже был судим за убийство женщины. Его задержали в лесу в шести километрах от дома Нечая в Верхнем Ясенове (12 км от Верховины) вечером в тот же день.

- Когда он вошел, Нечай сказал ему: «Делай это побыстрее», - рассказывает экскурсовод Музея гуцульской магии Виктор. – Он мог бы избежать этого – отменить прием в этот день или закрыть дверь, уехать в конце концов… Но не сделал. День знал, но времени суток, когда умрет, не знал. О его смерти много рассказов ходит. Может, он знал, если избежит смерти в тот день, то его ждет что-то куда хуже. А может, он просто принял это, как волю Божью. Такие люди выше по уровню духовного развития. Хотя церковь отрицательно относится к мольфарам, разным гадалкам или ворожеям. Их у нас, в Карпатах, не хоронят по христианскому обычаю – на похороны не допускается священник, и на кладбище для них места нет. Но Нечая все-таки хоронили со священником и на кладбище.

Нечай, по словам сотрудников музея, был православным, но в то же время поклонялся Матери-земле – совмещал оба обряда. Якобы именно за язычество, кстати, его и зарезал убийца.

Посох Нечая. Фото: facebook.com/roksa.haydys

Посох Нечая. Фото: facebook.com/roksa.haydys

Разгонял тучи на «Червоной руте»

Свою силу Нечай почувствовал уже в восемь лет, когда смог остановить у человека кровотечение. После этого, говорят в музее, его даже стали звать на операции.

- А прославился на всю страну он после первого фестиваля «Червона рута» в 1989 году, куда его позвали «поддерживать хорошую погоду» - так и было указано в приглашении, - отмечают сотрудники музея. – Когда небо нахмурилось и стала приближаться гроза, он сумел разогнать тучи и вызвать солнце.

Сыновья Михаила Нечая «примівниками» не стали – он никому не передал свой дар. Учеников у него не было. Один сын работает на госслужбе в районном центре. Второй уже, говорят, умер.

В музее хранятся крест Михаила Нечая и кофемолка, на которой он молол зелье и корешки. А еще – «градовий чепелик», вещь, которая была у каждого мага Карпат. Это лезвие, которое вырезали из косы – получался своеобразный нож, впрочем, функции ножа он никогда не выполнял.

- Для «градового чепелика» годилась только та коса, которая сама сломалась в первый день сенокоса о камень, либо та, которой на сенокосе перерезали гадюку, - отмечает экскурсовод Виктор. - Его изготавливали в течение года, а на Святвечер освящали. Человек, который делал нож, в этот день постился и молился, затем набирал в одну миску из 12 блюд и этим ножом перемешивал все, после выходил на улицу и молился на четыре стороны, затем освящал нож святой водой. Его использовали при обрядах и помощи людям. Очень важная вещь. Такой нож, если не делать самому, можно получить в наследство от деда или отца. Больше способов заполучить его нет.

После смерти Нечая, которого окрестили нелестным для гуцулов словом «мольфар», говорят, бесследно исчез и его черный кот Млынцур. Млынцур обязательно присутствовал на всех сеансах Нечая – он верил, что кот оберегает его, защищает его биополе, а также помогает «увидеть», с какими намерениями пришел к нему человек. Кот всегда сидел у него на руках или терся рядом. Все коты Нечая были исключительно черного окраса, и всех он называл Млынцурами.

Кот Млынцур обязательно присутствовал на всех сеансах Нечая. Фото: facebook.com/olga.kos.svjat

Кот Млынцур обязательно присутствовал на всех сеансах Нечая. Фото: facebook.com/olga.kos.svjat

Гадюки не подпускали людей к телу мольфарки

Также в Карпатах помнят Параску Соколовскую с Буковецкого перевала Верховинского района, которая родилась в 1870-х годах и прожила примерно 80 лет. Ее гуцулы звали «Гадєрка» - от слова «гадя», «гадина», как в горах называют гадюк.

- Змеи были ее страстью – она всю жизнь провела с ними бок о бок, - отмечает Виктор. - Говорят, когда она умерла, гадюки несколько дней не подпускали людей к ее телу.

Она была сильной целительницей, могла заживлять раны и спасать от яда гадюки. Собственно, с этого и началась ее «карьера» в 12 лет – спасла укушенную гадюкой корову. В музее есть ее три гуцульских платка и оберег.

- Она не была замужем, детей не имела, всю себя посвятила помощи людям, - отмечают в Музее гуцульской магии. – Хоронили ее совсем чужие люди.

Как отличить настоящего карпатского «чародея» от самозванца? Жители Карпат объясняют - настоящий никогда не называет цену за свои услуги.

- Такие люди говорят: поблагодарите тем, чем хотите. Это может быть еда, могут – деньги или даже помощь по хозяйству – и такие случаи есть, - отмечают в музее.

Помнят в Карпатах и Параску Соколовскую по прозвищу «Гадєрка» (из-за ее любви к змеям). Фото: facebook.com/roksa.haydys

Помнят в Карпатах и Параску Соколовскую по прозвищу «Гадєрка» (из-за ее любви к змеям). Фото: facebook.com/roksa.haydys

Вызывать дождь и восстанавливать силы шли на гору

Через два года после смерти Нечая умерла последняя черная «ведьма» Карпат – Мария Семяниха (Сем’яниха). Люди знали, что она владеет именно черной магией – она делала любовные привороты. А это – разрушение семей и насилие над волей человека, чего белый маг делать не станет. Прожила дольше всего из людей с магическим даром - 102 года. В музее есть ее «путанка» - бусы с кабаньим клыком, двумя перстнями и иголкой, которые она использовала для приворотов.

Еще один сильный карпатский «примівник», Андрей Атаманюк, известный как Гой из Шешор, умер в 1992 году – прожил 89 лет. Он без слов знал, почему человек к нему пришел, и умел лечить с помощью «непочатой» воды – это вода, которую он сам набирал первым в этот день до восхода солнца. Также, говорят, прикосновением снимал головную или зубную боль. В его семье дар передавался из поколения в поколение. А восстанавливали свои силы карпатские маги обычно на горе Писаный Камень, где, не употребляя воды и еды, молились несколько дней. Там есть три углубления, в которых, говорят в музее, с весны до осени стоит вода. И даже если не наделенный магическими способностями человек ее перемешает в этих трех «колодцах», то через 15-20 минут пойдет дождь.

Новости по теме: Магия История Карпаты