Открывая мастерскую возле села Хотов под Киевом, ветеран Владимир Довган и его жена Оксана преследовали две цели: возродить традиционную керамику Киевщины и помочь восстанавливаться военным после ранений и плена.
О том, как гончарное дело помогает приспособиться к мирной жизни, Владимир знает не понаслышке: в 2015 году он сражался за Красногоровку и Марьинку в рядах 14-й отдельной механизированной бригады им. князя Романа Великого, а после демобилизации работал в мастерской.
Со временем решил помогать таким же, как и сам, военным. Воплотить идею для перестройки мастерской супругам помог Украинский ветеранский фонд Министерства ветеранов, по конкурсной программе семья получила грант на открытие бизнеса.
О том, какие занятия сейчас проходят в мастерской, об украинской керамике, которую воссоздают гончары, и позитивном влиянии работы с глиной на психику, Коротко про рассказала супруга Владимира - Оксана Довган.
- Оксана, мы знаем, что Владимир воевал, а до войны была его жизнь как-то связала с керамикой, с народными ремеслами? Откуда интерес к глине?
- Все началось давно. Еще в начале 90-х Владимир был декоратором, делал интересные проекты оформления помещений - общественных и частных.
Как-то знакомый предложил поехать к мастеру, который умел делать гаварецкую керамику. Никто из тех, кто поехал туда, не имел никакого отношения ни к керамике, ни к гончарке. Это были художники и просто заинтересованные люди. Большая часть молодых людей, которые туда поехали, так или иначе стали гончарами.
Это такое ремесло, которое затягивает или сразу тебе говорит: “До свидания”. А дальше работали, друг друга учили, подтягивали, ночами не спали… Теперь, 30 лет спустя, смотришь на прошлые работы и улыбаешься.
Все это время Владимир занимался гончаркой и реставрацией антикварной мебели. Ему удавалось быть и там и там.
- На вашей страничке в фейсбуке говорится, что мастерская «Довган-арт» появилась еще в начале 2000-х. Что сейчас изменилось?
- Недавно появилась социальная составляющая мастерской. А сначала мы занялись обновлением сокальской керамики, которая дожила почти до ХХ века, а потом была уничтожена. Мастеров, которые могли ее делать, просто не осталось, лишь некоторым образцам посчастливилось сохраниться в музеях. Довольно серьезная коллекция есть во Львове, в польских музеях, несколько раритетных предметов - в музее Ивана Гончара. К сожалению, сейчас нельзя подержать их в руках: все коллекции законсервированы и спрятаны, - можно посмотреть только фотографии. Поэтому начали с сокальской керамики. Она очень красивая - нельзя было отказать себе в удовольствии попробовать воссоздать сокальскую керамику: желтый, красновато-коричневый, зеленый цвета на белом фоне. А есть еще киевская разновидность - красный с зеленым на белом фоне с коричневыми прорисовками. В ней есть изысканная геометрия, интересные райские птицы. Кстати, хвост одной из птиц, которая сидит на ветке, заканчивается трезубцем.
Оригинальные образцы сокальской керамики остались лишь в музее. В мастерской Довган пытаются ее возродить. Фото.instagram.com/dovganartceramic/
- А в чем заключается социальная составляющая мастерской?
- Когда мы захотели расширить социальную составляющую, увидели, что денег на все не хватает. Решили: не хотим масштабировать производство, авторская мастерская должна остаться авторской мастерской. И если хотим расширить социальную составляющую, должны обратиться куда-то за помощью. К тому же это не приносит никакого дохода, тем более в начале пути. Моральное удовольствие - да, материальное - нет. Тогда нам посоветовали обратиться в ветеранский фонд.
Когда я писала заявку на финансовую помощь, на первом месте у меня стояло воссоздание сокальской киевской керамики и мастер-классы для популяризации ремесла. Однако в процессе работы над проектом стало понятно, что работа с ветеранами, которая изначально была на 4-5-м месте, поднялась на первое: она важнее.
Это не значит, что мы каждый день встречаемся с ветеранами: это невозможно. Мы работаем с ними, как психолог - он не хватает клиентов за руку со словами: "пойдем, я тебя полечу". К этому должны привести обстоятельства или тот, кому человек доверяет.
Владимир Довган на себе ощутил терапевтических эффект работы с глиной. Фото: https:facebook.com/Dovganart
- То есть человек должен сам прийти? И как ветераны к вам попадают?
- К нам попадают ветераны, раненые или действующие военные в отпуске - это наша целевая аудитория. За лето-осень у нас было наработано два пути. Это или фонд “После службы”, который организовывал приезд к нам небольших групп до 6 человек (больше не имеет смысла: получится шоу без желаемого эффекта), либо люди попадают к нам через больницу.
Долгое время Владимир ездил в больницу в Феофанию. Там есть ребята, которые по 9 месяцев лечатся, пережили по 12 операций - они просто живут в этой больнице. Познакомились с психологами, которые там работают, они ухватились за такую возможность - начали отправлять военных к нам. К нам приезжали не только военные после ранений, но и те, кто вышел из плена.
Бывшие пленные - это 100% наша целевая аудитория. Чтобы появился эффект, они должны некоторое время проводить тут, в мастерской, как в санатории-профилактории. Мы к этому идем: обязательная часть проекта - стать гончарной резиденцией. Резиденция подразумевает способность принять человека надолго, чтобы он жил при мастерской.
- И есть возможность поселить людей при мастерской?
- Такое помещение у нас запланировано, но из-за того, что средств на все задуманное не хватило, пришлось сокращать проект. Девальвацию в гривнах никто не отменял, как и рост цен - вышло как вышло. Место под это помещение у нас есть, пола пока нет - на нем сэкономили. Ну, ничего, не все сразу.
Есть одна сложность - в процессе работы мы практически утратили мастерскую. Эта одновременно трагическая и комическая история: все, что связано со строительством - трагикомедия. Мы сняли крышу, а строители вовремя не приехали - в это время пошли наши традиционные дожди…
- И что с мастерской сейчас?
- Выкинули массу испорченных вещей. Мастерская не могла работать в полную силу из-за затопления. Но сейчас уже можно принимать людей и работать. В принципе, уже можем принять группу, независимо от погоды. Но пока не доделано отопление, на все средств не хватает. Тут не хочется принимать временных решений. Это касается мебели, приборов, инструментов.
- Как происходит «глиняная» реабилитация, если можно так сказать?
- Позитивное влияние глины и гончарки на психику человека проверено еще на Владимире. Он и сам войну прошел, хотя говорит, что то была не война, а что попало в сравнении с тем, что сейчас. Ему виднее, тем не менее, он себя “лечил” гончарным кругом и может поделиться своим опытом с другими. Как говорится, проверено на себе.
И это видно невооруженным глазом по ребятам и девушкам, которые приезжали к нам летом, работали с глиной и гончарным кругом.
- Какие лично вы замечаете в них изменения?
- То, как человек меняется, видно по его поведению. Например, если в начале встречи он не общался с окружающими, смотрел в телефон, слушал “Владимирский централ” и был как еж (этого человека тягали по зонам), то под конец, когда он поработал или, скорее, поигрался с глиной, отчего-то и “Владимирский централ” перестал слушать, и голос его изменился, и взгляд,.
- Я так понимаю, не имеет значения, какое конкретно изделие будет изготавливать человек?
- Абсолютно. Если он просто что-то лепит или рисует картину - в процессе он может отвлекаться мыслями и думать о своем, а это снижает эффект. А когда он сидит за гончарным кругом, уже не может думать о своем. Гончары начинают думать о своем, когда они уже мастера, а работа доведена до автоматизма.
И то, если мастер сильно задумается, глина полетит по стенам - руки нужно контролировать. Либо глина тобой управляет, либо ты управляешь глиной. По большому счету, это медитация, но на выходе получаем что-то еще. Ты медитируешь за гончарным кругом, а в результате такой “медитации” еще и тарелку сделал - сплошная польза.
- С детьми вы тоже проводите занятия?
- Занятия с детьми проходят на их территории. Это творческое пространство для мастер-классов, рисования и гончарки. Дети очень разные по возрасту - от 2 лет и старше, школьники всех возрастов. Иногда на такие занятия приходят и взрослые люди. Например, мама ребенка решила: чем я хуже? И тоже пришла поработать с глиной.
Гончарный круг заставляет сосредоточиться на творчестве и помогает пережить психологические травмы. Скрин Громадське
- На каких занятиях вы бы хотели сосредоточиться в ближайшем будущем?
- На индивидуальной работе с ветеранами. Возможно, кто-то приедет к нам с поселением.
Кроме того, мы проводили конкурс мотивационного письма: “Хочу быть керамистом” в Facebook. Пани, которая выиграла в конкурсе, приедет к нам учиться, чтобы стать гончаром. Это довольно кропотливая работа. К тому же она живет в Тернополе, но уже договорилась, где здесь поселится, нашла каких-то родственников. Если бы была местная, занятия проходили бы по субботам от трех до шести часов. Так за квартал мастер может подготовить себе помощника.
Вообще, нужно время, чтобы понять себя и глину. Бывает, опытные мастера меняют глину - и уже испытывают сложности в работе. С глиной нужно договориться: разные виды глины по-разному ведут себя на гончарном кругу. Какая-то глина мягче, какая-то - жестче, одна более пластичная, другая - менее.
Но научиться может каждый. Только не нужно рассчитывать, что сядешь и сразу сделаешь метровую вазу - так не бывает. Нужно время и сила воли.
Мы работаем над тем, чтобы выйти на уровень, который мы себе запланировали.
- В чем главное преимущество занятий с глиной для восстановления нормального состояния человека, по вашему мнению?
- Одна из главных особенностей арт-терапии - она помогает перейти к мирной жизни, и в нашей работе это стало для нас пунктом номер один.
Работа с глиной помогает вернуть себе себя. Может, ненадолго... Это как потянуть спину, сделать массаж - и тебе полегчало. Но по-хорошему эффект надо закреплять. Одноразовые акции лишь облегчают состояние. Если это делать системно, эффект однозначно будет.