Загрузить еще

Автор тризуба для «Родины-Матери» Алексей Пергаменщик: Это талисман нашей Победы

Автор тризуба для «Родины-Матери» Алексей Пергаменщик: Это талисман нашей Победы
Фото: УНИАН

В 2016 году был принят закон о декоммунизации, с тех пор дискуссии о судьбе монумента « Родина-Мать » не стихали. Но у участников дискуссий долгое время не было единого видения того, как быть с монументом. Одни предлагали снять советскую символику, другие - снести монумент вообще.

Полномасштабное российское вторжение в Украину стало той точкой, после которой все поняли – советской символике на самой высокой скульптуре страны не место.

13 июля 2023 года украинские власти официально разрешили декоммунизацию скульптуры «Родина-Мать». На щите вместо советского герба решили установить тризуб. И начались работы по демонтажу советской символики. Работы по установке украинского герба - Тризуба - должны завершиться к 24 августа, Дню Независимости Украины.

Чтобы успеть в указанные сроки, скульптор Алексей Пергаменщик и его команда работают непрерывно. KP.UA узнала у скульптора, удастся ли завершить работы по установлению тризуба к важнейшему государственному празднику, что на самом деле он символизирует и какие тайные знаки оставил автор «Родины-матери» Василий Бородай.

Тризуб совершенно идеально встал на свое место

- Алексей, работа над тризубом для монумента «Родина-мать» была самой сложной в вашей карьере?

- Было ли мне тяжелее всего во время работы по этому проекту? Я не могу сказать – я в своей жизни изрезал где-то 400 тонн камня. И, пожалуй, что из них тонн 100-150 – это гранит, ну и, соответственно, мрамор и песчаник. Поэтому это точно не самое трудное, что я делал. Но это самое большое и значительное, что я делал. Я работал над тремя скульптурами, они примерно по 5,5 метра. Это памятник Святославу, в центре Киева, установленный в 2004 году. Потом у меня есть памятник автору Гимна Украины Дмитрию Чубинскому в Борисполе из гранита. И у меня есть памятник князю Борису в центре Борисполя, тоже 5,5 метра из гранита. Поэтому я не могу сказать, что это самое трудное, что я делал.

Но это, пожалуй, самая ответственная работа, которую я делал. Она очень знаковая для всего нашего государства, и в центре внимания всего общества, в центре критики всего общества, и в центре влияния на наших идеологических врагов. Я считаю, что это самое важное из того, что я делал, и точно самая известная пока работа. Дай Бог, чтобы я сделал еще что-то большее в своей жизни.

Тризуб вписывается в плеяду моих произведений: они все у меня имеют, во-первых, патриотическую подоплеку, во-вторых, историческую - а именно украинскую. Поэтому от этой линии я не отошел. Я был в восторге, что смог быть к этому причастным – это великая миссия.

И я думаю, что действительно удалось все, моя команда архитекторов и графиков очень постаралась, это люди глубоко профессиональные и патриотичные.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы узнали, что именно вам будет поручено такое ответственное задание, как создание тризуба для щита «Родины-Матери»?

– Мне позвонил Савчук (генеральный директор Национального музея истории Украины во Второй мировой войне Юрий Савчук. – Ред.). Это было где-то 18 мая. Сейчас мало действующих монументалистов в Украине. Это связано с тем, что монументальная скульптура вообще редкость. И профессионалов, особенно работающих с большими размерами, не так уж много. К тому же они могут быть заняты либо находятся где-то за границей, либо служат в ВСУ.

А я компетентен в этой сфере, ведь учился непосредственно у профессора Василия Бородая, который работал над созданием скульптуры "Родина-Мать" 42 года назад. Он преподавал в Академии искусств, где я учился с 1996 по 2004 год на факультете монументальной скульптуры. Поэтому я, скажем так, правопреемник той монументальной линии, которая была у наших украинских скульпторов еще с 70-х годов. Вообще всю жизнь живу скульптурой. С 8 лет начал лепить свои первые изделия из керамической глины. Потом путешествовал по миру, и всюду меня интересовали древние памятники монументальной скульптуры и архитектуры. И везде, где они были, я касался их, исследовал их историю, их происхождение, как их делали. И поскольку я этим живу, то считаю, что правильно выбор пал именно на меня.

Также у меня есть хорошее качество – я все очень оперативно делаю. На весь абсолютно проект у меня ушло 1,5 месяца. Отложил все свои дела, не спал, не ел, не видел ни детей, ни жену, потому что чувствовал важность этой миссии.

– Сколько времени и усилий сейчас уходит на то, чтобы успеть выполнить все запланированные работы?

– 1,5 месяца я делал проект со своей командой, затем 5 недель изготовлялась скульптура на заводе одной из лучших фирм по производству из металла, в частности их дизайнер Юрий Пивень адаптировал мои входные чертежи под производство. Уже начали изготовление, сварщики подготовительные работы проводили. Поэтому сделали платформу для сварщиков и транспортировки на ней барельефа Тризуба радиусом 7 метров, такого же радиуса, как и щит.

Было приятно, когда тризуб идеально встал на свое место без всяких перекосов. Вот вообще. Геометрия такова: верхний угол тризуба совпал на 2-3 миллиметра с осью щита. И нижний угол тоже там 2-3 миллиметра. И самое главное было - его установить. Нам мешали и воздушные тревоги, и шквальный ветер, грозы, дожди… Все это мешает устанавливать, потому что создается большая парусность. Тризуб наиболее уязвим, когда он висит между отметкой 26 и отметкой 93 метра, то есть уже оторвался от постамента, но еще не достиг монтажной точки на щите, и в это время он просто висит на тросах в небе. Большая парусность создает большую нагрузку в несколько тонн на руку скульптуры на время подъема. И, слава Богу, что у нас сегодня (разговор проходил 6 августа. - Ред.) была возможность без ветра с 5.30 до 7 часов утра это все вытащить из отметки 26 вверх, на 93 метрах временно закрепить. Мы это все сварили, сейчас будет приварка листов в дырах, что образовались из-за несовпадения гербов, в тех местах, которые тризуб не перекрыл. Я потом подымусь туда и сам буду работать над авторской доводкой поверхностей барельефа, чтобы было лаконично и не отличалось от общей поверхности щита.

- Удастся завершить все работы над монументом ко Дню Независимости?

– Конечно, все удастся. Теперь мы точно можем это сказать. В принципе, само изделие уже закончено. Тризуб уже прикреплен, совпадает со щитом. Остались мелочи, которые мы успеем доделать. Я уверен, что мы сделаем гораздо раньше, чтобы навести марафет и все очень хорошо выглядело. Я думаю, что на День Флага все точно будет готово.

Тризуб идеально стал на свое место. Осталось заварить несколько дыр. Фото: Ukrinform/NurPhoto via Getty Image

Тризуб идеально стал на свое место. Осталось заварить несколько дыр. Фото: Ukrinform/NurPhoto via Getty Image

Работа над тризубом – это символ нашей Победы

- Как, собственно, создавался тризуб для «Родины-Матери»?

- Разрабатывалось до 30 различных вариантов. И графические, и на компьютере. И я лепил из пластилина несколько вариантов, и заплетенный, и ровный, граненый и др. Неудачные мы отвергали. Удачные - сортировали. Из них отбирали еще удачнее. Затем принимали коллегиальное решение. У нас коллектив профессиональных художников. Это лучшие монументалисты, лучшие графики и известные архитекторы, которые проектировали на Печерске много современной застройки. На основе этих коллегиальных решений я, как руководитель проекта, делал 3-D модели из пластилина. И сделал разные варианты из нержавеющей стали. Образцы подвешивали, и с экс-министром Ткаченко смотрели, как они выглядят, чтобы угадать правильную толщину самого барельефа. Правильная толщина оказалась 20,5 сантиметра. На основе этого я сделал образец – метр погонный – тризуба, который сейчас на щите. Я образец подвешивал и смотрел с разных сторон, как он выглядит. И я считаю, что все прошло удачно, я доволен. Это именно тот тризуб, который я видел в снах, когда я его проектировал.

- Что для вас, как скульптора, означает работа над тризубом для «Родины-Матери»?

- Для меня работа над тризубом – это символ нашей Победы. Этим мы восстанавливаем справедливость символа святого Владимира, которому больше тысячи лет. Кто-то может сказать, что символы не ко времени. Я считаю, что все битвы и войны были противостоянием символов. Люди шли на смерть и за победу ради символов. Вспомните противостояние свастики и звезды. Вспомните Крестовые походы, когда люди шли за крест. Вспомните битву Лилии и Короны во время противостояния Англии и Франции.

А теперь тризуб противостоит пятиконечной звезде, которая была у нас на щите. То есть у нас был символ врага, то, что они называют «деды ваевали», и они постоянно пытаются нас «асвабадить». Но Украина вложила в победу во Второй мировой войне больше всех наций. У нас был самый большой фронт, и мы отдали всю нашу экономику. Мы эвакуировали ее на восток – и сейчас ею пользуются Казахстан, Россия и другие восточные страны. Все же заводы и оборудование были эвакуированы. И людей у нас от террористического Советского Союза пострадало даже больше, чем от Гитлера. Так что эти режимы одинаково плохие, ошибочные, они точно не должны появляться в нашей многострадальной Украине.

Когда был сильный ветер, тризуб из-за большой парусности поднимать было опасно. Фото: Maxym Marusenko/NurPhoto via Getty Images

Когда был сильный ветер, тризуб из-за большой парусности поднимать было опасно. Фото: Maxym Marusenko/NurPhoto via Getty Images

Бородай нас отсылает к истокам паневропейской культуры, к которой была причастна и Украина

- В сети теперь довольно бурно обсуждают, что и на гарде меча тоже есть советская символика - звезда. Как считаете, следует снять и ее? И чем было бы правильным заменить?

– Надо с гарды аккуратно срезать 4 звезды, а орнамент оставить. И тогда меч будет напоминать меч святого Владимира или Святослава. Но если на это нет меценатских средств, то не нужно это делать за государственные, это точно. Это подождет. Я даже готов, если будет альпинистское снаряжение, туда подняться, срезать их бесплатно.

Гарду меча можно просто перевернуть, убрав звезду. Будет напоминать меч славных князей. Фото: REUTERS/Valentyn Огиренко

Гарду меча можно просто перевернуть, убрав звезду. Будет напоминать меч славных князей. Фото: REUTERS/Valentyn Огиренко

– Когда смотришь на нашу «Родину-Мать», а потом на ее русскую «сестру» в Волгограде, то разница бросается в глаза. Как так случилось, что, казалось бы, идея у скульпторов была одна, а памятники получились настолько разными? Наша - величественная и незыблемая, а русская какая-то агрессивная и, откровенно говоря, страшная? Какое послание нам своей работой передал Василий Захарович Бородай?

– Действительно, два больших скульптора Евгений Вучетич и Василий Бородай (оба родом из Днепра) создали нам эту уникальную и самую большую в Европе статую, которая к тому же входит в пятерку самых больших в мире. И мы очень счастливы, что имеем ее в нашем ландшафте. Она у нас очень удачная. Она абсолютно всем отличается от той, что в Волгограде. Та скульптура в платье 40-х годов напоминает Любовь Орлову или других певиц тех пропагандистских времен. А наша – совершенно спокойная. У нее статическая энергия. Она абсолютно вертикальна. Хитон, прячущий ее ноги, прическа и пропорция головы напоминают скульптуры Парфенона и Венеру Милосскую.

То есть Василий Захарович Бородай отсылает нас подсознательно к истокам паневропейского искусства, к которому мы были причастны. В V в. до н. э. Геродот описывал, что на нашей территории - от Сяна до Дона и 100 км к северу от Крыма – была Великая Скифия. Это было очень развитое государство, так что мы, скажем так, стоим вместе с Грецией и другими древними странами у истоков европейской цивилизации. Это отсыл именно туда. Это трансцендентный образ, он не привязан ко времени. Это не советский… знаете, кто-то говорит, что это советский брутализм. Я совершенно не согласен. Это подмена понятий. Это называется монументальная героика. Этот стиль очень удачен. Мне когда-то казалось, что руки слишком мощные, несмотря на то, что их анатомия безупречна. Но представьте себе, ведь должна быть сила не только держать меч и щит. Должна быть и сила ими воспользоваться. Именно это и демонстрирует скульптура, спокойно глядя на врага, на север. Я думаю, что там тоже есть свой подтекст, почему автор расположил ее именно в таком направлении. Я думаю, что он знал, откуда для нас основная угроза.

Украинская «Родина-Мать» напоминает древнегреческие статуи: одеждой и осанкой. Фото: Ercin Erturk/Анадолу Агентство по Getty Image

Украинская «Родина-Мать» напоминает древнегреческие статуи: одеждой и осанкой. Фото: Ercin Erturk/Анадолу Агентство по Getty Image

«Украина-Мать» будет символизировать нашу победу в освободительных войнах всех времен

– Может ли быть такое, что после внешних изменений произойдет еще и переименование монумента? И нужно ли оно вообще?

– Я очень рад, что есть такая идея о переименовании монумента. Я поддерживаю ее максимально. Мы ничего не делаем плохого, мы ничего не меняем – мы делаем ребрендинг. Это уточнение того, что именно Родина для нас, для украинцев, – Украина. Это наша единственная Родина. И никакая другая Родина нас не интересует. Нас не интересует какое-либо совместное образование или отдельное. Нас интересует только Украина, и мы будем служить ей преданно. Это наша «Родина-Мать» – «Украина-Мать», очень удачное название, и я его поддерживаю. Идея принадлежит директору музея Юрию Савчуку – думаю, это очень удачно и вовремя.

– У нас, почему-то так уж сложилось, все любят критиковать. Как вы считаете, будут критиковать уже обновленную «Родину-Мать»? И нормально ли это вообще?

– Ну, знаете, караван идет... Мы делаем свое дело, несмотря ни на какую критику. Критика всегда есть и будет. У нас демократическое общество. Критика должна быть. Но когда я создавал тризуб, то советовался с профессионалами, опирался на их мнение. Это профессионалы высокого качества. Это люди, которые построили очень много известных сооружений в Киеве. И сделали огромное количество знаковых для нашего современного общества вещей. Тот тризуб, который есть, – это наша коллегиальная мысль, и есть люди, которые критикуют, хотя в этом не разбираются, а вешают ярлыки. Кто-то хочет вообще полностью разрушить, декоммунизировать, срезать скульптуру. Мне это напоминает диких красноармейцев, разрушавших все подряд. Если вы не способны оценить это, то зачем вы это разрушаете? Давайте оставим это потомкам. Это наше достояние. Я вообще против того, чтобы что-то разрушать. Если вы хотите переместить - переместите. Но «Родина-Мать» абсолютно не имеет ничего общего с советским прошлым, я так считаю. Она олицетворяет нашу победу во Второй мировой войне. Я повторяюсь, мы - нация, которая больше всего вложилась в ту победу. А теперь к ней еще прибавится победа над российским врагом, и это все будет монумент «Украина-Мать», символизирующий нашу победу в освободительной войне всех времен за наше Государство.

- Дала война в Украине этому монументу новый смысл? Воспринимается ли теперь «Родина-Мать» как-то иначе, чем до начала полномасштабного вторжения?

- У меня есть такая аналогия: вот человек идет в церковь, молится и чувствует, что что-то неправильно. Его молитвы не все доходят до Бога. Человек выходит и видит на куполе пентаграмму вместо креста. Вот теперь спросите его, пора ли сразу срезать этот символ и менять на крест или, может, подождать чего-нибудь? А чего мы ждем? Уже 32 года с этим символом имеем то, что имеем. Если бы мы его декоммунизировали раньше, то, возможно, этой войны не было бы вообще. Советский герб, звезды - это то, за что борется их террористический режим. А так у нас будет то, за что мы боремся. И то, что станет символом нашей победы. Это наш талисман. Особенно во время войны. Это талисман нашей Победы.

"Родина-мать зовет!" – несколько истерическая скульптура в Волгограде. К моменту возведения (1967) была самым высоким в мире памятником. Со временем другие скульптуры ее обогнали. Фото: Anastasia Galyamicheva/ru.wikipedia.org