Давать школьникам профессиональное образование в старших классах, что предусмотрено 12-летней системой обучения, могут начать уже в следующем году - на три года раньше запланированного. Глава Государственной службы качества образования Руслан Гурак высказал мнение, что осуществить такой переход имеет смысл уже с 2024 года вместо 2027-го.
Что это означает? Кроме 12-летней программы обучения, как в большинстве стран Европы, уже в школе дети будут получать профильное, а не общее образование. То есть первую профессию они будут иметь вместе с аттестатом. Это касается детей, которые после девятого класса базового образования выберут профессиональное направление. Есть также еще один вариант – академическое направление, которому посвятят последние три года в школе те, кто дальше собирается поступать в высшие учебные заведения.
Эта новость всколыхнула родителей и учителей. Многие были шокированы такой "оперативностью", ведь ни дети, ни сами педагоги не рассчитывали на скорую перестройку.
Спустя почти неделю на эту идею отреагировал и новый министр образования Оксен Лисовой. В понедельник, 24 апреля, он заверил на своей странице в фейсбуке, что ускоренного перехода не будет.
"Переход на 12-летнюю систему школьного образования запланирован в законе на 2027 год.
Он должен пройти в рамках реформы "Новая украинская школа".
Во-первых, для такого перехода необходимо иметь утвержденный государственный стандарт о профильной старшей школе. Сейчас он только разрабатывается. Во-вторых, переход потребует немалых средств, которые в настоящее время в бюджете не предусмотрены. Потому такие изменения на 2024 год сейчас не планируются", - написал Лисовой.
Напомним, по 12-летней программе «Новой украинской школы» учащиеся грызут гранит науки уже шесть лет – обучение детей, которые пошли в школу в 2018 году, было рассчитано на 12 классов.
Почему такое ускоренное нововведение в школах не ко времени и есть ли в нем хоть какие-то преимущества, KP.UA. узнавала у педагогов.
Учительница математики лицея №7 в Нововолынске (Волынская область) Наталья Венгрын, которая ведет уроки в TikTok, на Youtube и выкладывает их в Facebook, идею 12-летнего обучения, в целом, одобряет. Но есть нюансы.
Учительница математики лицея №7 в Нововолынске Наталья Венгрын. Фото: facebook.com / Математика з Наталією Венгрин
- Цели хорошие, но какие методы будут использованы для их достижения - это другой вопрос, - размышляет в разговоре с KP.UA Наталья Венгрын. – Ввести в 10-12-х классах профильное образование - это правильно. По собственному опыту знаю – выпускники, которые после 11-го класса уехали поступать в Италию, не смогли этого сделать, потому что нет двенадцатого класса школы. Везде в Европе, как я понимаю, 12 классов должны быть отработаны в школе.
По мнению математика, планы разделить школьное образование на профессиональное и академическое звучат очень привлекательно. Начальная школа при такой системе занимает четыре года, базовое среднее образование – пять лет.
Академическое направление последних трех классов предусматривает углубленное изучение предметов разного уровня сложности, который также можно выбрать.
После получения профессионального образования также можно учиться дальше либо сразу идти работать.
- Это очень правильно, если в последних классах разгрузят детей – они бы профильно работали с теми предметами, которые для них будут основными, а все остальное – факультативно, - отмечает Наталья Венгрын. - Не отбросишь же математику полностью – она нужна и для историка, но не в том же количестве, что для математика. Математика для математика должна быть одна, для историка – другая, для филолога – третья. Я всегда верю в лучшее, но пока очень много вопросов и нюансов в «Новой украинской школе», хотя сама по себе это хорошая затея.
Программу, как объясняют педагоги, которую раньше дети осваивали за два года, теперь растянут на три. В более медленном темпе освоить предмет будет проще и не так поверхностно.
- Если оставить те же три часа математики в неделю, но вести три года, конечно, получится больше часов - ребенок будет больше знать и быть более уверенным в себе, - отмечает Наталья Венгрын. - Знания должны быть не на бумаге, а в голове. А быстро все выучить нельзя.
Самим детям, как отмечают учителя, безразличны нововведения. Те, кто не хочет учиться, уйдут из школы уже после девятого класса – пойдут в училища.
- Моя дочка заканчивала колледж архитектуры, строительства и дизайна во Львове, - приводит пример Наталья Венгрын. - Ее академическое образование слабее школьного, но профессиональное – бомба! Если бы это правильно прорекламировать, что профильное образование – шикарное… Ребенок, который не хочет или не может учиться в вузе, а будет работать - ему бы дать профессию и качественное образование. Я очень надеюсь на пана Оксена (Оксен Лисовый, министр образования и науки. – Авт.), очень.
Александра Демкура, директор школы в поселке Гусятин Тернопольской области, считает, что готовиться к переходу на профильное образование в старших классах в 2024 году, если такие планы действительно начнут реализовывать, нужно начинать уже сейчас.
Александра Демкура, директор школы в поселке Гусятин Тернопольской области. Фото: facebook.com/ Олександра Демкура
- При желании это можно сделать, все зависит от того, как сработает вся наша образовательная вертикаль, начиная от министерства и заканчивая нами на местах, - размышляет Александра Демкура. - Но это надо делать заранее, хотя бы за год - уже начиная с сентября работать, а не в последние месяцы перед началом учебного года. Это очень большая системная работа.
Столь быстрый переход возможен, по мнению педагога, если адаптировать программу старших классов под получение профильного образования. Это может быть переход на уровне колледжей.
- Но удастся ли это уже в 2024-м – под большим вопросом, - отмечает директор школы Александра Демкура. – У меня большие сомнения насчет этого. Будет ли поддержано 12-летнее образование – время покажет. У нас новый министр образования, который поднимает вопрос о разгрузке школьных предметов. Так что как будет дальше, пока трудно сказать. Сам замысел неплохой – по аналогии с европейским школьным образованием, где дети имеют выбор быстрее определиться с профессией, а не учить все предметы. Но насколько наша система образования готова к такому переходу уже в следующем году?
Преимущество новой системы, как считает Александра Демкура, заключается в том, что развивать свои таланты и строить свое профессиональное будущее дети смогут со школьной скамьи.
Преподаватель киевской гимназии международных отношений № 323 Оксана Ходорыч минусом столь поспешных перемен в школах (если они будут) считает отсутствие их проверки на практике.
- Надо, чтобы был проведен эксперимент - все инновации должны проходить апробацию, - отмечает KP.UA Оксана Ходорыч. – И должна быть экспертная оценка педагогов, учителей, которые работают в старшей школе. Позитива много, но должна же быть материальная база для такого образования. Если материально и морально во время войны к этому готовы - то нет проблем. Но мне кажется, надо, чтобы было подготовительное время. А то у нас все инновации делаются так: р-р-раз! - и они уже есть.
Также стоило бы поинтересоваться и мнением родителей, считает Оксана Ходорыч.
- А может, родители хотят, чтобы их дети получали классическое образование, – говорит преподавательница. - У нас по этой модели построена школа, и я не вижу недостатков в том, что дети много чего знают. И для себя не вижу недостатков в том, что я по ней училась. Новая – «вау, какая классная!», но она дорогая, к каждому предмету нужен учитель. Это дорого. Может, страна не может сейчас...
По мнению Оксаны Ходорыч, не помешало бы предварительно ознакомить родителей школьников и самих детей с тем, что их ждет в случае быстрого перехода на 12-летку.
- Это прогрессивное интересное явление, но учеба - это работа, - подчеркивает преподаватель. - Интересно должно быть в садике и младшей школе. Если ребенок только играет - он и взрослым будет играться. Очень много детей сейчас плохо социализированы во взрослой жизни - они привыкли ничего не делать в школе.
А в школе, отмечает педагог, дети должны работать, ведь ее и придумали для того, чтобы подготовить их к взрослой жизни и труду.