Вопрос посевной и будущего урожая в связи с войной становится все острей. Не окажется ли Украина без зерна и овощей? Взлетят ли из-за этого осенью цены на хлеб и традиционный «борщевой набор»? Как отсутствие экспорта скажется на мировых продовольственных рынках?
На этом фоне, громом среди ясного неба прозвучала новость, о том, что министр агрополитики Роман Лещенко заявил о своей отставке. Причины на момент написания материала были еще не известны.
Что сейчас происходит на полях и в нашем агросекторе в целом, «КП в Украине» рассказал директор аналитико-консалтинговой компании Barva Invest Юрий Гаврилюк.
Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий во время телемарафона успокоил украинцев. По его словам, из 30 миллионов гектаров сельхозугодий сейчас невозможно распахать только малую часть. И «эта площадь не критична с точки зрения гарантий продбезопасности». Даже без посевной стратегических запасов продовольствия в Украине хватит на 2 года.
Наш эксперт в принципе согласен с официальной оценкой ситуации. Как поясняет Юрий Гаврилюк, если брать агрохолдинги и большие фермерские предприятия, – они обеспечены и семенами и удобрениям. Не хватает только комплексных удобрений.
- Есть проблемы с дизелем: ГСМ не везде хватает. Плюс есть недостача рабочих рук – многих водителей призвали помогать армии, а кто-то из сотрудников стал вынужденным переселенцем. Ряд холдингов на севере страны потеряли значительное количество земель из-за оккупации, - перечисляет Юрий Гаврилюк. - Наши оценки таковы: если все сохранится в нынешнем статусе, Украина получит на 30-35% зерна меньше. Из них 15% из-за потери земель вследствие оккупации. Либо из-за невозможности их обрабатывать – поля заминированы. И от 15% до 20% возможны потери из-за снижения урожайности из-за недонесения удобрений и логистических проблем.
Однако это вовсе не означает голодное для Украины время. Дефицита таких стратегических продуктов, как пшеница, кукуруза или подсолнечник, не будет, поскольку Украина потребляет их очень мало в соотношении к тому, сколько производит. По словам Юрия Гаврилюка, даже если бы посеялась лишь одна Западная Украина, – урожая хватит, чтобы обеспечить сугубо украинские потребности.
Потому, предвидя наш вопрос, эксперт считает правильным, что наше правительство не вводит никаких экспортных ограничений на сельхозпродукцию. Более того, невозможность вывезти продукцию за рубеж наносит нашей экономике существенный урон.
Проблема коснулась всех: и тех, кто экспортировал в одиночку, и тех, кто продавали через посредников, и даже тех, кто не имел к этому никакого отношения.
- Украина является мощным экспортером кукурузы, пшеницы и подсолнечника. Мы потребляем довольно мизерное количество от производимого. Грубо говоря, из 42 млн тонн кукурузы, выращенных в этом году, в Украине для внутреннего потребления, по разным оценкам, достаточно 6-7 миллионов. Пшеницы из 32 млн достаточно всего 8 млн тонн. А из-за оккупации территорий и огромного миграционного кризиса еще меньше. Три миллиона украинцев покинуло нашу страну. Плюс люди сейчас экономят. Все это влияет на потребительское настроение, - объясняет наш эксперт.
Или, например, подсолнечник. В прошлом сезоне его вырастили почти 17 миллионов тонн. И произвели примерно 8,5 миллиона тонн растительного масла. Из них Украина потребляет около 500-600 тысяч. тонн. Остальное нужно экспортировать.
И тут мы сталкиваемся с проблемой закрытого моря, по которому грузы доставлялись в страны-покупатели.
- Экспорт зерновых и масла из Украины - это огромный плюс в бюджет страны, валютный доход и, как результат, стабильность нашей гривны и экономики в целом. Сейчас единственный вариант для вывоза продукции - через западноукраинскую границу. Но все железнодорожные переходы на Польшу, Венгрию, Словакию, Молдову, Румынию вместе взятые в день могут пропустить около 20 тысяч тонн грузов всех типов. А экспортируем мы же не только зерно, - поясняет Гаврилюк.
20 тысяч в день – это грубо говоря 600 тысяч тонн в месяц. А через порты в месяц экспортировалось в 10, а то и 12 раз больше. И учитывая прошлый рекордный урожай, надеялись сохранить такие темы. Но пришла война. И в элеваторах хранятся огромные излишки зерна.
- У многих фермеров деньги были именно в зерне, и физически его реализовать в данный момент они не могут, потому что наше внутреннее потребление достаточно мизерное. Украинцы не могут его так много покупать, - продолжает наш собеседник.
И единственный выход из такой ситуации, как это ни печально, - уменьшение посевных площадей.
«Почему бы не вывозить зерно автомобилями?» - спросите вы. Не выгодно. Обратно из Европы фуры идут порожняком.
- У нас частично ограничен импорт. С одной стороны, это избавляет нас от нежелательного давления на валюту. Это правильно. Но, с другой стороны, это влияет на наличие пустых автомобилей: выезжают из Украины загруженными, а возвращаются пустыми. Для украинских компаний пустые возвраты нежелательны. Автологистика стала очень дорогой, и альтернативой для ж/д она на данном этапе не является, - уверен эксперт.
Потому обеспечение безопасности на море является приоритетным не только для Украины, но и для всей Европы.
Но что будет с ценами в этом году?
- Все события, которые происходят в Украине, имеют прямое влияние на цены в мире. Но данные обстоятельства специфичны еще и тем, что сейчас из-за отсутствия логистики на экспорт произошла некая отвязка наших цен от мировых. Не глядя на существенный рост цен в мире, у нас, на внутреннем рынке, можно купить зерно даже дешевле, чем до войны, - отмечает наш собеседник. – Потому проблем с поднятием стоимости ключевых продуктов питания не предвидится. Дефицита зерна быть не должно. Его больше, чем нужно.
Сейчас важная задача – обеспечение функционирования перерабатывающих предприятий. И решение вопроса с дизелем.
- Для победы нужна активно работающая экономика. Если у перерабатывающих предприятий есть спрос на зерно – пусть они об этом громко заявляют в профильных телеграмм-каналах и других ресурсах. Фермеры должны понимать, куда им обращаться с продажей зерна, - объясняет Юрий Гаврилюк. - Потому что участились такие случаи, когда продают по цене «возьми хоть почем». Это сейчас ключевая проблема для украинского фермера.