В советское время «Волга» считалась самой престижной машиной. Позволить ее себе могли только очень состоятельные либо занимавшие высокие посты люди. При хорошей зарплате 220-300 рублей в месяц на нее все равно бы пришлось копить годами. А еще попробуй выбить «черную», как у партноменклатуры, а не ограничиваться обычной «гражданской серой». Стоил такой статусный автомобиль, круче которого были только правительственные «Чайки», 12 тысяч рублей.
Да и купить «Волгу» было очень сложно. Многолетняя очередь, возможность (в качестве поощрения) заплатить по квоте, выдаваемой на крупное предприятие или... «Каштан».
Во львовском валютном магазине «Каштан» в самом центре расплатиться можно было «чеками». Собственно советская система была устроена таким образом, что все граждане, получавшие при работе за границей зарплату в валюте (каких-то долларах, фунтах или дойч-марках), обязаны были менять их по курсу на так называемые «чеки». Курс был, конечно, невыгодным, тот же доллар оценивался гораздо меньше советского рубля. Но выхода у простых законопослушных граждан не было. Меняй по курсу, а в ответ получай относительные плюшки - возможность» отовариться в «Каштане» или «Березке».
Вокруг этих магазинов складывались целые схемы работы менял, фарцовщиков и прочих не социалистических прилипал. Один «чек» шел обычно по курсу 1 к 2 к рублю. В итоге цены в заветной сети магазинов зашкаливали. Хотя они в «Каштане» сами по себе кусались. За лайковые сапоги нужно было отдать 110 чеков (эквивалент около 220-250 рублей при средней зарплате 80-120 рублей), блузка-марлевка обходилась в 35, шотландский шарф - в 40 чеков. Люди предпочитали делать здесь крупные покупки, и в приоритете по тем временам, конечно же, была машина.
К рядовым горожанам начальник местного таксопарка, естественно, не относился. В расцвете сил и карьеры в 1985 году мужчина купил здесь новехонькую «Волгу» (где он взял «чеки» «советских гастарбайтеров» - история умалчивает) - последнюю модель, только с завода. Такую вообще в истории выпускали всего пару месяцев - по всему Советскому Союзу гоняли максимум тысяч двадцать таких машин. ГАЗ-24М - это переходная модель между ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 - новое «лицо» знакомой всем старой доброй «Волги», сохранившее надежные элементы своей предшественницы, но более комфортное для водителя и пассажиров. У начальника таксопарка подрастала дочка, для которой и готовилось дорогое приданое.
Пришло время - девушка вышла замуж… Но за руль папиного автомобиля так и не села. Не понадобился крутой советский автомобиль и подросшему внуку… Так «Волга» со свежей заводской покраской, покрытая воском, и простояла в гараже 36 лет…
Недавно внук, которому причитался дедушкин автомобиль, решил его продать. За всю свою «жизнь» с момента производства «Волга» всего раз выезжала на дорогу - в тот день, когда из магазина «Каштан» в центре Львова ее пригнали домой к владельцу. Пробег на спидометре - 29 км. Узнав о таком предложении на рынке - купить 36-летнюю редкую модель «Волги» практически без пробега, блогер Рома Уррако из Киева не стал медлить - и заключил сделку. Мужчина собирает свой небольшой автопарк ретромашин.
- В абсолютно новом состоянии я впервые встречаю такую машину, - удивляется Рома Уррако. - Ее правильно хранили – со дня покупки она простояла в отапливаемом гараже.
Кстати, цену за советский автомобиль выставил, как за хорошую подержанную иномарку. Новый хозяин ее не озвучивает, но интернет-аукционы за подобные экземляры запрашивают до 10 000 долларов. Блогер не поскупился - такие машины в среде коллекционеров высоко ценятся. К тому же почти без пробега 36-летнюю машину найти не то что трудно, а практически невозможно. Поэтому, как только стало известно о продаже такой «тачки», во Львов сразу же был отправлен гонец - друг покупателя. Вдруг уведут из-под носа…
рассказывает «КП в Украине» Рома Уррако.
Чтобы не увеличивать цифру на спидометре, машину доставляли в Киев на эвакуаторе. Так обычно Рома и поступает с новыми «экспонатами» своего автопарка, ценность которых не только в возрасте, но и в том, что на них никто не катался.
- Такие машины набирают ценность с годами. Для меня они также интересны тем, что есть возможность ощутить дух эпохи - можно погрузиться в те годы, почувствовать, как все было, - продолжает Рома Уррако. - Именно таких моделей выпустили немного - их делали всего пару месяцев. Это переходная модель «Волги», которая даже в подержанном виде встречается редко. А эта - совершенно новая. «Волга» с таким пробегом - редкость.
В отличие от предшественницы - ГАЗ-24 - у этой «Волги» сиденья другой формы, перемещен ручной тормоз, более скоростные, широкие шины, пластиковые колпаки на колесах и решетка радиатора вместо металлических.
Правда, показать себя в деле, на дороге, «Волге» так и не суждено - использовать по назначению вершину советского автопрома новый владелец не будет, чтобы не лишать ее своей фишки - не увеличивать пробег. Ее судьба - так и простоять всю жизнь в гараже.