Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Откровения школьной медсестры: Даже но-шпу дать ребенку - это уголовно наказуемо

Откровения школьной медсестры: Даже но-шпу дать ребенку - это уголовно наказуемо
Фото: Александр Прилепа / УНИАН

В Полтаве десятилетняя девочка умерла в реанимации после того, как ей стало плохо на уроке физкультуры. Медсестра и учителя пытались оказать ей помощь, но тщетно. В Запорожье скончался 14-летний школьник, который на уроке пережил клиническую смерть.

Да, эти истории из ряда вон выходящие. И сотрудники учебных заведений, вероятно, ничего не могли сделать. Но сколько менее громких фактов проходит мимо СМИ… Сломал в школе руку, разбил голову, стало плохо…

Кто следит за здоровьем и самочувствием ребенка в школе? Ответ - медсестра. Но все ли тут очевидно? В состоянии ли она оказать квалифицированную помощь? Почему их в свое время убрали из школ? Нужна ли она вообще? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответ.

Медсестрами могут быть учителя

- На данный момент с тем функционалом, который существует, медсестер нельзя держать в школе, - считает семейный врач клиники «Медична практика для родини», член ОО «Украинская академия педиатрических специальностей», «Академия семейной медицины Украины», «Батьки за вакцинацію» и «Американская ассоциация педиатрии» Елена Кондратенко. - У нас медсестра ограничена в правах и обязанностях. Без разрешения врача она не может дать ребенку таблетку от головной боли - выполняет только назначения доктора и не более того. Образование медсестер оставляет желать лучшего. Оно просто вопит о полном непрофессионализме, неподготовленности и отсутствии знаний.

По мнению нашей собеседницы, наличие медсестры в школе создавало учителям и ученикам иллюзию о получении своевременной помощи. Медсестра теоретически рабочий день находится в своем кабинете, который расположен в лучшем случае посередине школы. А неприятности с детьми происходят в классе, на улице или в коридоре. Среднее время, чтобы добежать до медсестринского кабинета и сообщить, что кому-то стало плохо, – 2-3 минуты. Медсестра бежит еще 2-3 минуты, если она находилась в этот момент в кабинете. В итоге минимум пять минут ребенок не получает первую помощь.

- Я была одной из тех врачей, которая приветствовала отсутствие медсестер. Вместо них нужно вводить отдельную специальность с обучением «Школьное здоровье», как это сделано во Франции. Там, когда ребенка оформляют в школу, – всю его историю болезней передают специальному врачу, и он знает, что нужно каждому ученику.  Конечно, такая система – это очень дорого, Украина ее не потянет, - говорит Елена.

Поэтому, как считает наша собеседница, единственное, что на данный момент мы можем сделать, – обучать детей от 12 лет и педагогов правилам оказания неотложной помощи. Учителя должны проходить качественный курс неотложной помощи раз в год-два. Ключевое слово в данном случае – «качественный».

- Те курсы онлайн, которые провели для учителей, – это профанация. Я знаю, как делали в школах: сажали самого молодого учителя, и он набивал для школы нужные баллы онлайн, – продолжает Кондратенко. - Я считаю, что в школах должен отрабатываться четкий алгоритм, что делать, если ребенок потерял сознание на физкультуре, если ткнули ножницами, порезались на трудах. В условиях нашей бедности, правового нигилизма и пофигизма гражданского общества самый дешевый и надежный способ – это обученные учителя и дети от 12 лет.

Учителя в школе должны проходить курс неотложной помощи

По словам специалиста, дети старше 12 лет, которым, например, нужно принять лекарства, вполне могут сделать это самостоятельно, а младшеклассников может проконтролировать учитель. Медсестра для этого не нужна.

- Должен быть алгоритм, когда врач пишет назначение, а родители расписку о том, когда дать ребенку таблетку, - продолжает доктор. – Кроме того, я считаю, что в школе должны быть дефибрилляторы. Им может пользоваться любой – в нем есть голосовое сопровождение. Ведь детские смерти происходят на физкультуре из-за не оказанной вовремя и правильно медицинской помощи.

Правда, тут тоже все упирается в деньги. Стоимость автоматического дефибриллятора – 50 000 гривен. Какая школа может себе позволить такие траты?

Медсестра, по мнению Елены, не решает проблем. Деньги, которые выделяются на зарплату медсестре, лучше отдать учителям за медпомощь. Это будет намного эффективнее.

МОЗ и МОН не могут договориться

Но есть и другие точки зрения. В «Центре развития медсестринства МОЗ» работу школьной медсестры называют ведущей «точкой опоры» в формировании здоровой школьной и дошкольной среды. Хотя и признают: проблем тут воз и маленькая тележка. В том числе бюрократических. Например, деятельность медсестер регулируется сразу двумя министерствами – МОЗ и МОН. Для решения многих вопросов нужно взаимопонимание двух сторон.

Рабочий день медсестры зависит от директора школы, его мнения «о формировании здоровой школьной среды»: график, нагрузка, обязанности. Проблемой остается отсутствие четкого перечня функций и обязанностей, которые бы регламентировались должностной инструкцией.

При этом медсестра далеко не самый высокооплачиваемый сотрудник, ей положено 0,5 ставки, если в школе 100 учеников и меньше, и целая ставка - если 101 и больше.

В поиске одного из крупнейших сайтов вакансий ввожу запрос «Школьная медсестра». Действительно, такие специалисты требуются. Предлагают зарплату 6000 гривен.

Естественно, что на такие деньги профессиональные медсестры не горят желанием идти работать в школу.

По инструкции спасать не положено

Именно из-за низкой зарплаты уволилась из одной из школ Днепра наша следующая собеседница - медсестра по имени Светлана. Анонимно она рассказала, как ей работалось.

- Это очень больная тема. Работы медсестра выполняет очень много, и она по большей части вся бумажная, - говорит Светлана. – Медсестра контролирует сроки прохождения медосмотров сотрудниками школы и работниками пищеблока, наблюдает за приготовлением еды в столовой, наблюдает за диспансерной группой детей и в случае необходимости направляет их в поликлинику. Перед процедурами иммунизации (прививки) медсестра обязана поставить в известность родителей и получить их согласие. Прививки школьникам делают только после осмотра врача и в его присутствии или дают направление к семейному врачу. Она обязана проводить мероприятия по профилактике заболеваний у школьников, обучать учителей, детей и родителей основам здорового и рационального питания, гигиены полости рта, контролировать занятия физкультурой по группам здоровья.

По словам собеседницы, в обязанности медсестры входит оказание скорой помощи ученикам, учителям и техперсоналу при травмах, острых состояниях и обострении хронических заболеваний. Но здесь есть одно «но».

- Медсестра оказывает только неотложную помощь, направляет в поликлинику, при необходимости вызывает скорую помощь. То есть, если ребенок получил тяжелую травму, медсестра имеет право обеспечить правильное положение ребенка, наложить шину или жгут (если это необходимо), вызвать скорую помощь и оповестить родителей. Все, больше по инструкции и приказам МОЗ она ничего не может, - продолжает медсестра. – Если обратился ребенок с температурой, медсестра меряет температуру, изолирует ученика, если высокая, сообщает родителям и ждет, когда они придут за ним. При тяжелом состоянии ученика вызывает скорую. Если ребенок пришел с головной болью, болью в животе и т.д., она не имеет права давать никакие таблетки. Обязана сообщить родителям, и даже если они попросят дать, например, но-шпу или спазмалгон, она не имеет права их дать - это уголовно наказуемо. Исключение - если рядом есть врач и он делает назначение.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Я отправилась на всеукраинский форум мам узнать, как обстоят дела со школьными медсестрами в разных регионах страны.

Kseopatra из Днепра пишет:

«У нас поликлиника прямо напротив школы, оттуда и ходит медсестра - помощь предоставить, вшей проверить, если нужны прививки - в лабораторию детей водит. Ничего на кабинет не сдаем. Аптечку наполняем, но не лекарствами, а в основном бинтами, зеленкой, перекисью, пластырями, ватой и градусниками. Лекарств точно нет, запрещено же».

lausS из Киева рассказала: «Есть медбрат, а точнее меддед с пятью зубами, старый, но зато смешной. Детям нравится проходить у него медосмотр – проверять зрение, рост и вес. На кабинет денег не сдаем. В прошлом году у моего ребенка заболел живот, сказали: «Ну ты потерпи, не думай об этом».

Busnyca из Запорожья написала:

«Однажды пришлось воспользоваться медкабинетом - парацетамол дали с моего устного разрешения, пока я добралась забрать ребенка. Потом подписала бумагу о согласии. А вообще наша медсестра и травмы перевязывает, и от обмороков спасает, я сама видела. В кабинете можно отсидеться до приезда родителей. Если что серьезное, вызывают скорую».

Харьковчанка Semijul ответила:

«В школе моего ребенка есть медсестра, около года находится в школе целый день. Ранее в школе была 2 дня в неделю. Сейчас можно приносить свои лекарства (например, я принесла «Гепаргин», потому что у моего ребенка может резко подняться ацетон), и это лекарство подписано, лежит в кабинете, оно только для моего ребенка. Сдаем деньги на медкабинет 1 раз в год, но аптечку в класс купли: зеленку, йод-карандаш, бинт, вату, лейкопластырь».

В ТЕМУ

Что лежит в школьной аптечке

В аптечке в медкабинете находится безобидный перечень средств помощи, которые и лекарствами, по сути, назвать сложно: дезинфицирующее средство, перекись водорода, противоожоговый гель, этиловый спирт, жгут, мазь, заживляющая ожоги, порезы и раны, йод, нашатырь, валидол, градусник, борная кислота, активированный уголь, гигиенические салфетки, фиксирующий пластырь, пластыри-пластинки, стерильные самоклеящиеся повязки на рану, гидроактивные пластыри для царапин и ссадин и ожоговые пластыри, стерильные бинты, марлевые стерильные повязки, салфетки, эластичные фиксирующие бинты, пинцет, ножницы, одноразовые перчатки, маски.