О пробках уже сколько всего написано-сказано в СМИ: журналисты и водители обвиняют, чиновники обещают.
Борются всеми средствами, размышляют, как расширить дороги, пустить транспорт другими путями, рассчитывают пропускные способности полос движения, а в итоге самые большие пробки скапливаются на самых широких магистралях.
Взять хотя бы Московский мост - замечательная широкая дорога, хорошее покрытие, а пробки каждый день. И так везде - на Набережной, Новоконстантиновской, Броварском проспекте, бульваре Дружбы Народов. Да везде!
Пробки - это такие продукты жизнедеятельности мегаполиса. Они мне напоминают кометы в космосе - есть голова, хвост, их можно предвидеть, но сделать с ними ничего нельзя. И если кометы зарождаются в так называемом облаке Оорта, то пробки зарождаются в области человеческого мозга.
Стоит только попасть в хвост пробки и немножко понаблюдать - все становится ясно. Заторы получаются не из-за того, что дороги узкие, и не из-за того, что машин много, хотя их, конечно, действительно много, а дороги действительно узкие. Проблема прежде всего в голове каждого отдельно взятого водителя.
Ситуация проста: я еду, и внезапно мне взбредает в голову поменять полосу, потому что мне кажется, будто здесь я двигаюсь недостаточно быстро. Для того чтобы совершить маневр, начинаю притормаживать. Тот, кто ехал за мной, тоже притормаживает, но вот уже следующий за ним очень сильно спешит - он тоже хочет сменить полосу, на которой все притормаживают. Соответственно, он выворачивает на соседнюю, но не на полной скорости - и все, кто оказываются за ним, начинают сбавлять скорость. Самые нетерпеливые опять начинают менять полосу - в итоге те, кто ехал по первой полосе в самом хвосте недоумевают: а из-за чего пробка? Аварии нет, дорожных работ тоже.
Профессор Преображенский кричал, что «разруха в головах». Да ведь и пробки тоже в головах: стоит нашим водителям только четко определится, куда, как и с какой скоростью они хотят ехать, как пробок станет заметно меньше.