21 ноября
Загрузить еще

Почему подростки все больше матерятся

Почему подростки все больше матерятся
Фото: Shutterstock

Многие до сих пор помнят времена, когда материться при женщине или ребенке было немыслимо. Прошло не так много лет. Мат все больше входит в нашу жизнь.  Его можно свободно слышать на улицах, в транспорте, рабочих кабинетах. Да что там - нет-нет да и в школе, причем из уст ученика - взрослому… Что творится на переменах - чувствительным ушам лучше не слышать. Почему это происходит и можно ли отучить сквернословить ребенка? А что делать с подростком, который уже, как кажется, и слов-то других не знает? Об этом рассказала психолог Марина РОЗЕНОВА.

Из частушек и прибауток

Мат представляет собой очень занятный феномен. Появление ненормативной лексики исследователи языка связывают с древними ритуалами земледельческих и сексуально-репродуктивных обрядов, которые сохранились затем в фольклорных формах, частушках и прибаутках.

Практически все специалисты по языку отмечают свойство высокой эмоциональной заряженности нецензурных слов. Есть даже исследования, проведенные на раненых военных, которые доказали, что такая форма речи помогает снять стрессо-болевой синдром, то есть действительно дает обезболивающий эффект.

В силу этого свойства мат, как правило, используется людьми по ситуации, в напряженных или угрожающих моментах.

Есть и еще одно свойство мата, его применяют в закрытых сообществах, чаще всего группах мужчин одной профессии в качестве некоего рода кода принадлежности к группе или кода определенных действий.

Подцепил в садике

Ребенок развивается, растет и осваивает мир языка, в том числе и мир нецензурщины. Но для каждого возраста это имеет разный смысл.

Например, трехлетка и даже ребенок лет до пяти хватает все слова подряд. Для него это способ изучения и мира, и себя в этом мире. Поэтому нецензурные слова он, как и все остальное, приносит домой и преподносит родителям.

- И здесь возникает нюанс: когда карапуз произносит матерное слово, а делает это он неосознанно и невпопад, то часто это выглядит комично. Взрослые улыбаются и смеются, таким образом эмоционально одобряют его поведение. Но говорят, что такие слова "нехорошие" и их нельзя произносить. Возникает противоречие в поведении родителя. Слова говорят одно - "нельзя", а на эмоциональном уровне сигнал совсем другой - это "весело", - говорит Марина Розенова.

Ребенок же ориентируется на эмоциональные реакции, ведь здесь они яркие и положительные, и делает вывод: "Надо побольше таких слов!", ведь это веселит и делает приятное родителю.

- То есть с малышами, когда они приносят неприличные слова домой, нужно правильно себя повести. Обратить внимание на это, но не слишком эмоционально, чтобы не фиксировать ситуацию и дать понять ребенку, что вам это неприятно и что такие слова не очень хороши и ему не надо их употреблять, - считает Марина Розенова. - Это требует терпения и такта, ведь ребенок будет пробовать эти слова неоднократно. Однако, как правило, такая работа со стороны родителя приводит к хорошему результату: попытки ребенка спровоцировать родителя угасают.

Самое интересное, что правильное поведение и реагирование родителя помогают справиться с детской матерщиной даже в семьях, где кто-то из родителей может время от времени сам применять ненормативные слова.

От 5 до 12: где границы дозволенного

По мере взросления, с пяти до семи и далее, до 11 - 12 лет, ненормативные слова выступают способом нарушить запрет, выйти за рамки, поэкспериментировать с последствиями, почувствовать свои новые возможности и состояния.

- Поскольку в этих возрастах чаще всего применение матерных слов фрагментарно и ребенок по-прежнему сильно связан и эмоционально зависим от родителя, здесь вполне можно обойтись спокойным напоминанием ребенку о том, что следует стараться не говорить эти слова. А в качестве аргумента использовать критерий "некрасиво". Этот критерий понятен, не давит и легко принимаем - не вызывает протеста, - говорит Марина Розенова.

Кроме того, одновременно надо помочь ребенку осваивать этот мир, развивать мышление и речь, улучшать коммуникацию с окружающими и чувствовать себя увереннее. Когда ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно, в этих эмоционально заряженных словах у него не будет надобности. Во всяком случае это не станет проблемой.

От 13: я стар, я суперстар!

С подростками в смысле ненормативной лексики уже сложнее.

- Для подростков это и способ показать принадлежность взрослому миру, мол, "я уже не ребенок", и способ выделиться, преодолеть неуверенность и слабость, и механизм почувствовать себя сопричастным со своими сверстниками, с их тусовкой, и возможность привлечь внимание. Так подросток подает сигнал: "Это я, заметьте меня". Кроме того, это способ разрядки того невероятного напряжения, которое физически и психологически бушует в мире подростка, - объясняет Марина Розенова.

Важно научить подростков различать ситуации, где они могут и не могут использовать данную лексику. В нашем обществе есть отчетливый запрет говорить таким языком в школе, дома с родителями и близкими, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Но при этом нет отчетливого формального запрета на использование мата между собой, когда это "никому не мешает". Довольно долго такая политика работала.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Они бранными словами просто разговаривают

Мы видим: матерные выражения у подростков, молодежи настолько плотно вошли в обиход, что юные джентльмены и леди (!) на нем попросту говорят. А не ругаются с помощью непечатных выражений.

Причины, как всегда, нужно искать в себе, считает эксперт:

  1. Дает о себе знать общее раскрепощение и более свободное поведение человека в принципе. У нас в обществе сейчас значительно меньше ограничителей, больше внимания к правам и свободе личности. Не принято одергивать чужих сквернословящих подростков. Сами говорим, что на язык придется. Одновременно сглаживаются гендерно-половые различия - и немыслимые прежде слова спокойно говорятся при женщинах и даже самими женщинами.
  2. Очень высокий уровень требований к человеку и напряженность жизни. Отсюда потребность в быстрой эмоциональной разрядке. Так и тянет выругаться, хотя, конечно, если не следовать за первейшими позывами, есть и другие способы переключиться.
  3. Высокий уровень противоречий в обществе и нерешенных проблем. Вот это уже очень важный источник разрастания масштабов ненормативной лексики среди взрослых и подростков. Что называется, хочешь - не хочешь, а других фраз для описания ситуации иной раз и не подберешь…
  4. Снижение в обществе моральных границ, падение уровня интеллектуальной развитости, планки эстетики в информационном пространстве, с которых мы нередко копируем свое поведение. Иными словами, раньше вдохновлялись Богданом Ступкой и Леонидом Быковым на экранах. А теперь смотрим на большегубых девиц из ТикТока и Инстаграма, зарабатывающих на своих блогах сотни тысяч, но не способных закончить предложение без связки из мата.
  5. И, наконец, утрата нормальной воспитательной работы с подростками и детьми в системе семья - школа.

ВАЖНО

Отучаем ребенка ругаться

Как говорится, воспитывать надо, пока чадо лежит поперек лавки. С молодыми людьми в середине второго десятка жизни  работать придется уже системно.

  1. Можно поизучать и заинтересовать ребенка, что есть в науке о ненормативной лексике. Ведь когда мы знаем о каком-то явлении много, оно перестает действовать на автоматическом и примитивном уровне. Появляется выбор, и подросток уже не так оказывается привязан к этим языковым форматам. Возникает ситуация: "Эти слова можно знать, но необязательно их применять" или можно использовать их более адекватно, по ситуации.
  2. Важно укреплять личность подростка, помогать ему развиваться. Если он не чувствует себя покинутым и беззащитным,  не нужны экстраординарные способы самоутверждения. Плюс очень важный аспект - укреплять и развивать самоконтроль подростка.
  3. Нужен важный разговор по поводу личности подростка, его планов, того, что родителю хотелось бы радоваться за его успехи. В общении важно подчеркнуть взросление молодого человека, его большую ответственность, его силы и способности.

- То есть общий тон разговоров не запретительный, а ориентирующий и помогающий понимать свою индивидуальность, свои способности, умение повышать компетентность жизненную и учебную. И на этом фоне стоит снова задать эстетический критерий:  "Некрасиво сквернословить, у тебя достаточно возможностей и без этого чувствовать себя нормально", - поясняет Марина Розенова. - Работать с нецензурщиной очень важно. Наша речь и наше мышление очень связаны, и если мы упрощаем и огрубляем свой язык, мы огрубляем, примитивизируем, отупляем всю эмоционально-интеллектуальную сферу личности. Так что бороться с этой проблемой можно и нужно!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что делать, если подросток матерится