Загрузить еще

В носу не ковыряться, ногти не грызть: избавляем ребенка от вредной привычки

В носу не ковыряться, ногти не грызть: избавляем ребенка от вредной привычки
Фото: Shutterstock

Кому в детстве не доводилось грызть ногти или ковырять в носу? Эти манеры не только некрасивы, но и чреваты ранами, инфекцией. Большинство привычек зарождаются в детстве, и разделаться с дурными из них желательно до того, как они начнут руководить нами. Как это делать?

Коварная петля

Любая привычка - и хорошая, и плохая - складывается из трех компонентов: сигнал, поведение и награда. Вместе они образуют так называемую петлю привычки, в которую человек попадает раз за разом. Ощутил неприятный налет на зубах - почистил зубы - получил удовольствие от свежести во рту. Проделал это много раз подряд - получил привычку. А потом мозг включает автопилот и отдыхает. Долго считалось, что навык формируется за 21 день непрерывной цепочки. То есть сорвался - начинай цепочку заново. Сейчас исследователи называют период от 18 до 254 дней, и один-два пропуска, говорят, не помеха.

Удел слабовольных?

Это миф. Исследования показывают: у людей с высоким уровнем самоконтроля процент плохих привычек такой же, как и у остальных. Так что дело скорее в недостаточной осознанности. 

Плохое меняем на хорошее

Полностью искоренить плохую привычку невозможно, но ее можно заменить хорошей. Определяете, что становится триггером и какая вам от этого радость, а потом вставляете в середину петли новую программу действий. Не можете не есть на ночь - пусть это будет не пицца, а салат. А там, глядишь, дойдете в заменах до вечерней пробежки и кайфанете от сброшенных килограммов. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе сигнала.

Не стыдите, а объясняйте

Отругать как следует, тыкать носом, стыдить - любимые методы воспитания наших бабушек. Это не годится. Не поможет, еще и навредите детской психике, если постоянно будет давить на чувство вины. Лучше спокойно объясните, как устроены привычки. Ловите момент, когда ребенок что-то нежелательное сделает, и вперед. Примером может стать и какая-то ваша привычка. Или поведение героя фильма или сказки.

В каком возрасте разговаривать

Можно с 3 - 4 лет. Дошколятам объясняйте простыми словами, не углубляясь в науку. Малыши хорошо понимают идею вознаграждения, которое следует за любой привычкой. Школьникам расскажите, что привычку запускает наш мозг, но в этом возрасте детям сложно осознать последствия, которые проявятся не скоро. Подростки могут выстраивать причинно-следственные связи и понимают, что привычки бывают не только физическими.

 

А это уже зависимости

Главными вредными привычками с советских времен считались курение, употребление наркотиков и алкоголя, страсть к азартным играм. Но это более сложные состояния и называются иначе - зависимости. Формируют их наследственные факторы, особенности воспитания, окружение. В отличие от привычки тут есть момент привыкания - когда старая "доза" уже не вставляет и нужно что-то более действенное. К зависимостям относятся и такие современные напасти, как зависание в интернете и видеоигры. Вот что еще ошибочно относили к вредным детским привычкам несколько десятилетий назад.

  • Врет, ворует. Сейчас считается, что это либо симптом личностных нарушений, показатель внутрисемейных проблем, либо норма в отдельных случаях, если ребенок так делает не всегда.
  • Дерется. Следствие проблем в семье, или же ребенок много времени проводит в агрессивной среде, где так принято.
  • Ябедничает. Особый вид поведения ребенка в группе и может быть нормой для этой группы. Но нередко так делают дети, которые хотят быть на особом положении.
  • Ругается. Либо научился у родителей или друзей, либо проверяет границы.
  • Грызет ногти, ручку, карандаш, сосет палец, засовывает в рот посторонние предметы. Вид невроза, который развивается из-за стресса, неблагоприятной семейной обстановки, или ребенок "застрял" в так называемой оральной фазе развития (рано отлучили от груди).
  • Выдергивает волосы, выдавливает прыщи, расцарапывает себя, режет и прочие виды самоповреждения. Симптом аутоагрессии. Возникает у детей с проблемами во внутрисемейных отношениях, а также у тех, кто пережил психотравмирующие ситуации (насилие).
  • Ерзает на стуле, не может усидеть спокойно и сосредоточиться, отвлекается. Симптом особого состояния мозга, которое называется "синдром дефицита внимания и гиперактивности" - СДВГ.
  • Раскачивается, дрыгает ногой, крутит в руках какой-то предмет. Способ стабилизации, характерный для детей с тем же СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, задержкой психологического развития.
  • Мастурбация, онанизм. Норма, если происходит не слишком часто и ребенок понимает социальные правила поведения. Но может быть тревожным сигналом о сексуальном использовании, сильном стрессе, преждевременном половом созревании. 
 

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ

  • Чарлз Дахигг. "Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе". 
  • Маршалл Голдсмит и Марк Рейтер. "Триггеры".
  • Ричард О’Коннор. "Психология вредных привычек".
  • Бретт Блюменталь. "Одна привычка в неделю". 
  • М. Дж. Райан. "Меняем привычки".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

7 вредных привычек в еде, доставшихся нам "в наследство"

Новости по теме: Здоровье Вредные привычки