"Раз мой батюшка был Швейк и маменька звалась пани Швейкова, я не могу их позорить, отрекаясь от своей фамилии", - объяснял герой романа Ярослава Гашека.
С тех пор минуло сто лет, и теперь по крайней мере представительницы прекрасного пола Чехии добились права запросто менять свои фамилии, доставшиеся им от рождения или полученные при замужестве. И вдруг обнаружилась новая беда: женские окончания фамилий вызывали неприятие у чешских феминисток - мол, это дискриминация, подчеркивающая зависимость от мужчины.
Отныне "зависимости" пришел конец: президент Чехии Милош Земан подписал закон, разрешающий чешским женщинам отказаться от использования суффикса "ова" в своих фамилиях.
До сих пор в чешском языке так оканчивались все женские фамилии - суффикс приставлялся к фамилии отца или мужа: Готт - Готтова, Чапек - Чапекова. Девичья фамилия экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, родившейся в довоенной Чехословакии, была Корбелова - по имени отца, видного дипломата Йозефа Корбела.
Надо сказать, что "ова" чехи ничтоже сумняшеся лепят и к фамилиям иностранок. Ангела Меркель у них - Меркелова, Хиллари Клинтон - Клинтонова. Говорят, австралийская певица Кайли Миноуг отказалась от гастролей в Праге, когда узнала, что на афишах ее фамилия будет писаться Миноугова.
Однако у подписанного президентом закона есть немало противников. Лингвисты сетуют, что это разрушит строй чешского языка, и без показателя грамматического рода будет непонятно, о ком идет речь. Они настаивают, что суффикс "ова" давно не считается признаком "принадлежности", а просто указывает на гендер носительницы фамилии.
Да и общество в целом пока настроено консервативно: проведенный полтора года назад опрос показал, что 60% мужчин и женщин хотели бы оставить прежнюю норму. 33% согласились, что женщины имеют право сами решать, какой вариант выбрать, и лишь 7% потребовали насовсем отказаться от "ова".
Как видим, власти решили опереться на среднюю точку зрения - пусть дамы сами определяются, как их называть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ