Контейнеровоз Ever Given смогли сдвинуть с места, и весь мир вздохнул с облегчением. Суэцкий канал был заблокирован почти неделю. Контейнеровоз, перегородивший канал, пытались сдвинуть с мели десятки буксиров. Мировая экономика теряла почти 10 миллиардов долларов в день (приблизительно 25% ежегодного бюджета Украины). Хозяева сотен судов, застрявших в пробке, всерьез намеревались идти в обход через мыс Доброй Надежды, а эксперты гадали, как все это скажется на рынке нефти, цена на которую (а значит, и курсы валют) напрямую зависит от этого 160-километрового участка на стыке Африки и Евразии. Появление которого в свое время иначе как революцией в мире торговли не назовешь.
Фантастического по своей эксплуатационной привлекательности проекта могло и не быть, если бы не энтузиазм и невероятная целеустремленность одного человека - французского дворянина и дипломата виконта Фердинанда де Лессепса.
Он с рождения был обречен на причастность к дипломатической карьере. Знатного рода, многие родственники - дипломаты (дед и дядя служили консулами в Петербурге - что во Франции было в то время очень почетно). Жизненный путь был предопределен. Получив юридическое образование в Париже, уже в 20 лет начал карьеру. В 26 был переведен на службу в Египет. И хотя эти территории находились тогда в составе Османской империи (подконтрольной Великобритании), интерес к влиянию в регионе проявляли Франция, Испания, Германия и Голландия.
Идея создания канала, связывающего напрямую Индийский и Атлантический океаны, была не нова. В свое время ее вынашивали и пытались воплотить в жизнь еще египетские фараоны. А Наполеон Бонапарт считал это одной из приоритетных целей в своем плане покорения мира. И амбициозный Фердинанд загорелся наполеоновскими же планами по воплощению этой идеи в жизнь, чтобы не нужно было тратить долгое время, оплывая всю Африку.
Юркий и грамотный де Лессепс понимал: делать дело нужно здесь и сейчас. Это его шанс. Благо авантюризма у парня хватало. С грандиозным предложением и практически готовым бизнес-планом он напрашивается на прием к тогдашнему правителю Египта Мухаммеду Али и… спотыкается. Мухаммед был ретроградом до мозга костей. Зачем менять что-то в стране, живущей по своим правилам уже века? В качестве компенсации за отказ (так было принято) молодой консул получает право быть наставником наследника Али-Саида. Между молодыми людьми завязалась дружба, общие интересы, одинаковое понимание жизненных перспектив. Впоследствии для появления Суэцкого канала это сыграло ключевую роль.
|
Фердинанд де Лессепс возвращается в Европу в 1837 году. Продолжает работать на дипслужбе в Париже. В какой-то момент рутина ему надоела настолько, что он подает в отставку. Ему 44 года, у него шикарное поместье в Шене (сейчас Ле-Шене - западное направление от центра Парижа, в 16 км от Версаля). Казалось бы, живи и радуйся. Фердинанд этим и занимается. Женится, у него рождаются первые дети (впоследствии их будет 17). Но спокойная жизнь помещика не складывается. От дифтерии умирают молодая жена Агата и два старших сына. Деятельный Фердинанд не находит себе места. Предложение приехать в гости от старого друга Али-Саида, возглавившего Египет, пришло как нельзя кстати. Прием французу устроили поистине царский. В день его приезда был организован военный парад, а затем каждый вечер устраивались балы и приемы. Лессепс был поражен, равно как и предложением Али-Саида взяться за организацию строительства канала.
Впрочем, все было не так просто. Влияние Лондона на Османскую империю было очевидно, а появление канала Британией категорически не одобрялось. Это меняло транспортную логистику по всему миру и могло пошатнуть гегемонию англичан на рынке морской торговли.
Патовая ситуация не стала для де Лессепса поводом отказаться от авантюры всемирного масштаба. Имея на руках лишь концессионный договор с правителем одной из провинций Османской империи, он провел четыре года в разъездах между Каиром, Стамбулом, Лондоном и Парижем. Надежда убедить правителей на легализацию проекта таяла на глазах. Тогда он решается на неожиданный шаг.
Ноябрь 1858 года. На бирже в продаже появляются акции "Всеобщей компании Суэцкого морского канала" - 400 тыс. акций по 500 франков. Биржевики на предложение не реагируют. Более того, оценивают проект как провальный. Де Лессепс не сдается и снова ведет себя неожиданно. Он играет на патриотизме французов. Главный лозунг Де Лессепса звучит так: Британия препятствует осуществлению самого крупного проекта века. Но неужели это нас остановит? Мы проиграли при Ватерлоо, но можем победить в Суэце. Раз проект плох для англичан, значит, он хорош для французов! И французы ему поверили. Деньги пошли в кассу - от бизнесменов средней руки, от юристов, от врачей, от ветеранов прошлых войн. Де Лессепс смог найти правильный маркетинговый ход - не важно на что, люди отдавали деньги против Англии. Доходило до смешного, когда приносили сбережения на железную дорогу на севере страны, но, узнавая, что собирают деньги на канал в Африке, говорили: "Против Англии? Берите!" Де Лессепс смог собрать в течение года половину нужной суммы. Только во Франции. А ведь в идею поверили и в других странах.
Тогдашний император Франции Наполеон IIIпросто был вынужден как-то реагировать на инициативу виконта. Денег, правда, не дал, но морально поддержал. Но и этого де Лессепсу было достаточно. Всего же акционерный капитал компании составил 200 миллионов франков (около 3 миллиардов долларов). Компания Суэцкого канала обладала фантастическими льготами - правом строительства и эксплуатации канала на протяжении 99 лет, освобождение от уплаты налогов на 10 лет, 75% от будущей прибыли. Остальные 15% прибыли получал Египет, 10% доставались учредителям.
Первые строительные работы начались в апреле 1859 года и продолжались более 10 лет. Изначально использовался труд малообеспеченных египтян. Причем в приказном порядке. Каждый месяц сюда привозили 60 000 новых рабочих, а предыдущая вахта отправлялась домой. Дневная норма рабочего - два кубометра земли, которые нужно было поднять из русла будущего канала в обычных корзинах или мешках. Условия труда адские: в пустыне, под палящим солнцем. По разным данным, во время создания канала погибло около 120 000 человек.
Стройка продолжалась непрерывно три года - до тех пор, пока не опомнилась и не вмешалась Британия, имевшая политическое влияние на Стамбул. На высочайшем уровне Лондон рекомендовал остановить стройку. Турецкий султан, чьим подданным был Али-Саид, попросту приказал главе Египта "прекратить!". И тут вот пригодились личные отношения Лессепса с Наполеоном III. Император Франции сумел вынудить англичан смягчить позицию касательно строительства канала.
|
Первый корабль прошел через канал 17 ноября (4-го по старому стилю) 1869 года. Он стал символом намерений Египта заявить о себе как о современном государстве всему миру. На открытие были приглашены все коронованные особы цивилизованного мира, знаменитые артисты и ученые. Здесь были французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен, художник Иван Айвазовский. Для обслуживания 6000 гостей наняли 500 поваров и 1000 лакеев. В половине шестого появился корабль под французским флагом. С борта корабля французская императрица Евгения и Фердинанд де Лессепс приветствовали встречающих их людей. "Орел" - первое судно, которое прошло по Суэцкому каналу из Средиземного моря в Красное.
Фердинанд де Лессепс после грандиозного триумфа стал героем нации. Дома его называли не иначе как "Великий француз". Вернувшись на родину, 64-летний Лессепс после 16-летнего вдовства женился на 20-летней Луизе-Элен Отар де Брагар, которая и родила ему еще 12 детей. Последняя его дочь Гизела родилась в 1885 году, когда виконту было уже 80 лет. Умер в 1894 году, на 90-м году жизни, и похоронен на кладбище Пер-Лашез.
|
БЫЛО ДЕЛО
В 1967 году канал перекрывали на целые 8 лет. Арабо-израильская война привела к тому, что по сути он оказался на линии фронта. Внутри заблокированными оказались 14 судов, принадлежащих разным странам. Моряки образовали своеобразную плавучую колонию, пришвартовав корабли друг к другу. Назвали необычное объединение "Желтым флотом", так как их постоянно заносило песком из пустыни. Любопытно, что каждое судно взяло на себя определенную функцию. Было судно-кинотеатр, почтовое отделение, стадион, церковь.
Здесь проводили регаты на спасательных шлюпках, соревнования по крикету и футбольные матчи.
Так и жили все 8 лет до того момента, когда в 1975 году канал не разблокировали.
|
СПРАВКА
Суэцкий канал - бесшлюзовый судоходный канал в Египте. Функционирует с 1869 года. Связывает Средиземное и Красное моря. Общая длина - 160 км, ширина - до 350 м, глубина - 20 м. Канал является условной границей между Африкой и Евразией, кроме того, это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Это стратегический маршрут поставок нефти с Ближнего Востока в Европу и США и в целом один из важнейших торговых маршрутов мира. На него приходится 10-12% глобальной морской торговли, в 2020 году его прошло 19 тысяч судов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ