Спички детям не игрушка! А вот взрослым – да. Хотя то, чем занимается сорокалетний житель Коростеня Виктор Шуляренко, можно скорее назвать не забавой, а искусством. Вот уже почти 30 лет он строит из спичек разные модели.
"Опять домики из спичек", - разочаровано протянут скептики. Ну, ну… Благодаря своему увлечению Виктор дважды попал в Национальную книгу рекордов Украины, а сейчас замахнулся на рекорд Книги Гиннесса. А чего добились вы?
Все началось в далеком 1991 году. 14-летний школьник Виктор зашел в гости к соседке и увидел у нее церковь из спичек. Мальчишка не мог оторвать глаз от поделки. Словно на ухо кто-то прошептал: "Сделай лучше и что-то свое".
"Своим" стал небольшой домик в закарпатском стиле. Получилось неплохо. И Виктор Шуляренко с головой погрузился в искусство спичкостроительства.
- Интернета тогда не было, литературы тоже. Делалось все наугад. Увидел что-то и давай пробовать, - вспоминает Виктор Шуляренко. - До 2005 года я занимался в основном церковной тематикой. Мне не нравились работы других мастеров, считаю их технологию куполов неправильной. Потому нашел свою.
Но церкви сегодня в прошлом. На первое место вышли железнодорожные составы и депо, благодаря которым наш собеседник и стал рекордсменом.
- Однажды попал в компанию железнодорожников, и они предложили мне сделать из спичек локомотив. "Ребята, - ответил я. - Нельзя, не разбираясь в теме, что-то сделать с наскока". Я досконально изучаю предмет, прежде чем сделать модель. Иначе какой в этом смысл? Лепить как попало? Это уже не искусство, - объясняет Шуляренко. - Путейцы меня поняли и привели в депо посмотреть на локомотивы. Но все равно я сомневался. Все-таки плотно сидел на церковной тематике.
Лишь спустя несколько лет Виктор приступил к своему первому локомотиву. Когда знакомый машинист увидел готовую модель, словно напророчил – мол, будешь теперь постоянно их делать.
- Я тогда ответил: "Смеешься, что ли?". А в итоге за 15 лет, с 2005-го по 2020-й, я сделал 15 локомотивов и 15 вагонов к ним, - улыбается умелец.
Размеры моделей не маленькие - некоторые достигают двух метров.
|
На модель локомотива у Виктора уходит примерно полгода при условии работы по 8 часов в день. Спички приходится покупать из Беларуси, Эстонии, Индии или России. Украинские не подходят – бывает в коробке до 80 - 90% неподходящих. Ведь мастеру нужна спичка с идеальными квадратным сечением, равномерным по всей длине.
С клеем тоже не все так просто. Для некоторых креплений приходится смешивать три вида.
- Иногда люди просят меня что-то сделать на заказ, так я недели три хожу, вынашиваю идею. Это же все сложно. Порой непросто продумать, как сделать какую-то конструкцию. И когда в голове вырисуется проект, начинаю понемногу работать, - рассказывает рекордсмен. - Например, последние лет пять вынашиваю идею локомотивов Байкало-Амурской магистрали. Там есть один на четыре секции, который мне покоя не дает. Хочу его собрать, но на это уйдет 2-3 года.
Виктор делает свои модели максимально приближенными к реальности. Дверцы и окна его поездов открываются, внутри локомотивов стоят моторы. Для этого умелец даже ездил в кабинах локомотивов, чтобы понять, что к чему. Максимальная детализация интерьеров вагонов. Спичечные мастера в Украине избегают таких работ, а нашему герою по душе этот кропотливый труд.
- С высоты своего опыта скажу - церковь делать значительно проще. Но их минус в однообразии. А локомотивы хороши разнообразием. Каждый день нахожу в них что-то новенькое, - рассказывает Виктор Шуляренко.
|
Признания своего таланта Виктор ждал долго. Дважды он ходил на кастинг шоу "Україна має талант". Но там его ждала неудача. На ТВ участники за четыре минуты должны продемонстрировать свое умение. А у Виктора на его модели уходит несколько месяцев.
Не с первого раза удалось Шуляренко обратить на себя внимание Национального реестра рекордов Украины. И все же 28 февраля 2018 года Виктор зарегистрировал свой первый рекорд. Потом был второй. И признание от городских властей - номинация "Гордость Коростеня" в категории "золотые руки".
Последние четыре года Виктор мечтает покорить Книгу рекордов Гиннесса. Правда, для этого надо построить новые модели – часть коллекции мастер раздарил на сувениры. Да и для заявки в Книгу Гиннесса нужны деньги, которых у умельца нет. Одна надежда на спонсоров.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На дороге, о которой пел священник, начали делать ямочный ремонт.